.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   "Мы попали в длительное торможение экономического роста"
.
18 октября 2013 года 17:21

"Мы попали в длительное торможение экономического роста"

 1  
РИА Новости, Евгений Епанчинцев
РИА Новости, Евгений Епанчинцев
Россия застряла в болоте стагнации, эксперты до хрипоты спорят о том, как из этого болота выбираться. Все согласны, что подстегнуть экономический рост можно, отдав деньги бизнесу, но одни предлагают это сделать через институты развития, а другие - сразу в конвертах
Москва. 18 октября. FINMARKET.RU - Бюджетные инвестиции и госсектор в экономике далеки от эффективности. Но без них у нас не будет экономического роста, уверены одни экономисты. Бюджетные деньги все равно уйдут на столь неэффективные проекты, что рост экономики окажется лишь статистическим, уверены другие.

Дмитрий Белоусов, руководитель направления в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

"Главный компонент неблестящей ситуации в том, что мы попали в длительное торможение экономического роста. Не видно, за счет чего мы можем выйти за пределы 3,0-3,5% в среднесрочной перспективе. Притом что нам нужно 5,0-5,5%, чтобы нации решить проблемы с бедностью, с армией, инфраструктурой, наукой, обновлением основных фондов.

Если мы не выведем экономику, в том числе за счет бюджета, процентной, курсовой политики на более интенсивный рост, мы будем заниматься латанием дыр и долатаемся до исподнего. С соответствующими экономическими последствиями: Латинская Америка нам в помощь, да и маневрирование товарища Павлова (Валентин Павлов – премьер-министр СССР с января по август 1991 года – "Финмаркет") в последний год жизни СССР. И с социально-политическими тоже.

Этот год стагнационный, и не только по полумистическому показателю ВВП, который внутри года не пойми как меряется, но и по выпуску базовой продукции, схлопыванию экспорта, остановке инвестиционного процесса и другим показателям. То, что мы стоим, видно четко. Проблемы с инвестициями связаны с тем, что у федерального бюджета кончились крупные инвестиционные проекты, а в регионах кончились деньги из-за того, что у них упал налог на прибыль и выросли обязательства по зарплате.

ЦМАКП

У нас начинает расти доля оплаты труда в выручке, идет проедание инвестиций, что сопровождается перегревом в потреблении населения. На все это накладывается дикая кредитная гонка.

Кризис бюджета не позволит заливать экономику деньгами. Обрабатывающая промышленность выпуск по сравнению с докризисным периодом восстановила, инвестиции восстановила, но рентабельность – минус 15% от докризисного уровня, и провал с платежеспособностью. Для консолидированного бюджета это недобор по налогу на прибыль, немного меньше по НДС и НДПИ. Если федеральный бюджет в этом году скорее всего выйдет на ноль, то в регионах идет формирование кризисной ситуации.

ЦМАКП

Ряд регионов оказались в ситуации глубокого кризиса, долг некоторых превышает 112% от собственных доходов. В этих условиях у нас продолжается рост зарплат, груз ответственности за который в основном лежит на регионах. При этом у нас исчерпаны возможности для снижения налогов. Уровень изъятия НДС, ЕСН у нас намного выше, чем у основного конкурента – Казахстана.

Чемпионами по падению инвестиций являются условные "газпромы" и "ржд" - отнюдь не чемпионы по эффективности. Но мы все это сразу почувствовали. На рубеже середины прошлого и начала этого года пришло ощущение острого неблагополучия. Самый сильный негатив – тормознули инвестиции. Плюс резко упала рентабельность.

ЦМАКП

Мы сейчас пытаемся посмотреть, что происходит с экономикой за пределами госсектора. Работа еще не закончена, но похоже, что в частном секторе есть небольшой рост инвестиций – в пределах 5%, скорее даже меньше. Учитывая минус по "Газпрому" и бюджетным инвестициям, это выводит нас к росту инвестиций по году на 0,0-0,5%.

Что можно сделать?

Главная задача – сдерживание потребления населения. Это обязательно окончится коррекцией платежного баланса.

Стимулировать рост инвестиций: главная идея – перенос налоговой нагрузки с предприятий на население и с обработки на сырьевые отрасли: металлургию, частично газодобычу и химию. Правильным является переход к единой ставке НДС в 15% при повышении НДФЛ до 15,5%.

Ввести мораторий на бюджетное правило до выхода экономики на темпы роста в 4,0-4,5%. Тем более, что падение цен на нефть будет долговременным.

ЦМАКП

Высвобожденные нефтегазовые доходы тратить на поддержку неэнергетического экспорта, на софинансирование инвестиционных проектов, в том числе в форме инвестиционного налогового кредита, частично на госинвестиции – строительство инфраструктуры, и докапитализацию Внешэкономбанка – хороший или плохой, но это единственный институт развития.

Эффект от этого будет небольшой – порядка 0,1-0,2 п.п. дополнительного экономического роста, хотя за три года можно набрать 0,5 п.п. Но это даст нам порядка 0,5 п.п. дополнительного прироста инвестиций при минимальном влиянии на перегретый сектор торговли и торговое сальдо.

Наращивать эффективность госрасходов через совместное с бизнесом определение приоритетов в развитии экономики и науки, создание межотраслевых стратегий для расшивки узких мест, препятствующих развитию. При реформировании социального сектора одновременно надо наращивать квалификационные требования.

В обороне основным критерием при выборе характера ответа должен являться общеэкономический эффект. Именно поэтому американцы сделали ставку на авиацию, а не на ракеты, как основной способ доставки ядерной ударной силы. Развитие авиации правильно влияет на металлургию, машиностроение.

Повышать эффективности институтов развития, превращение их из заднего кармана государства в бизнес-институт, работающих с более рисковыми проектами, контролирующий и доходность, и возвратность. Чтобы не повторялись истории, вроде ГЛОНАСС – спутники назапускали, а услуги у нас так и нет.

Даже если не говорить о воровстве, у нас в горасходах работает бюрократико-технократическая логика: запустить спутники, построить дорогу. Будет ли это работать? Через институты развития есть хоть какая-то надежда, что будет по-другому. Так, может быть, мы победим

Задача экспертов - сделать авторитарную модернизацию эффективной

Брать в долг на зарплаты бюджетникам, университеты или строительство дорог не имеет смысла. К нам иначе относится иностранный инвестор. По нашим расчетам, при дефиците бюджета в 15-20%, снижается доверие, и растут ставки. Мы втянемся в конец 90-х годов.

Государство либо должно помогать бизнесу двигаться вперед, либо заниматься неэффективными проектами, в том числе, строительством дорог. В XIX веке в США тоже тянули железную дорогу от океана до океана. Зачем? Пустыни, горы. Воровали, рабочие дохли. Пресса издевалась. Потом на Западе выросло тихоокеанское побережье США, и появилась Америка, которую мы все знаем. Не было бы дороги – было бы две Америки или три. С эффективностью здесь вопрос сложный.

Есть старый спор, что первично: модернизация политическая, институциональная или экономическая. Полярные примеры Украины и Южной Кореи показывают, что приоритетна авторитарная модернизация и успех экономики, который создает реальные интересы, реальные силы, заинтересованные в модернизации практик, повышении эффективности расходов.

Без этого мы, по примеру Украины, обнаружим, что в парламенте дофига и коммунистов и фашистов, а страна продолжает деградировать. Демократия у нас в первую очередь приведет к росту социального популизма: раздать нефтяные деньги народу.

Если мы выбрали вариант достаточно мягкого авторитаризма, то задача экспертного сообщества, заменяющего гражданское общество, сделать эту модернизацию максимально эффективной. Чтобы она нашла и вызывала к жизни новые общественные группы – и предпринимательские, и рабочие. Без этого – все остальное только имитация. Превращение Думы в Верховную Раду скорее отодвинет, чем поможет решить институциональные вопросы".

Олег Буклемишев, доцент кафедры макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета МГУ

"Наши институты развития – плоть от плоти прочих госинститутов, поэтому любое вливание в них никак не приведет к росту эффективности используемых средств.

Больше экономить или тратить? Есть доводы, чтобы тратить больше:

  • Есть такая возможность, ресурсы;
  • Есть и необходимость – экономика в мягком описании находится в стагнации;
  • Бюджет только для того и нужен, чтобы осуществлять инвестиции в человеческий капитал, давать обществу блага и создавать условия для будущего экономического роста.
  • Средства суверенных фондов составляют 8,5% ВВП, но они скорее будут расходоваться, чем накапливаться. Хотим мы того или нет, но покупка привилегированных акций РЖД на средства ФНБ – это окончательный выход этих средств из бюджетного домена без обязательства их вернуть. Будущие пенсионеры с ними могут попрощаться. Да и на примере прошлых кризисов мы видели, как быстро расходуются средства суверенных фондов. Это не спасение нашей экономики. А сейчас они ополовинены по сравнению с прошлым кризисом.

    Низкий уровень госдолга 10% ВВП – это серьезный ресурс. Но ресурс постоянных заимствований ограничен как на внутреннем (за счет эффекта вытеснения частного заемщика), так и на внешнем рынке. И в перспективе мы должны будем искать ресурсы на обслуживание этих долгов.

    Налоги у нас низкие. Но эксперты МВФ пришли к выводу, что хотя уровень налогов в России ниже, чем в других развитых и развивающихся странах, мы находимся на предельном уровне наращивания фискальной нагрузки. Осталось только ввести новые имущественные налоги.

    Приватизационный план не имеет шансов быть выполнен. Это не ресурс.

    Расходы бюджетной системы России с плато в примерно 30% ВВП в начале 2000-х перешли на новое – 35-37% ВВП. Наращивать эту сумму не получится.

    Раньше считалось, что фискальное стимулирование экономики низкоэффективно, но может быть направлено на долгосрочные цели. В кризис эта точка зрения стала пересматриваться, главным образом из-за того, что процентные ставки сели на ноль. Но любая бюджетная накачка только отчасти достается экономике своей страны, а в значительной мере выплескивается в виде импорта, стимулируя тем самым другие экономики.

    Импорт машин и оборудования по сравнению с докризисным периодом вырос порядка на 60%, а внутреннее производство докризисного уровня не достигло. Плюс рубль, выплаченный гражданину на замечательных госстройках, почти наполовину уходит на покупку импортных товаров. Не удивительно, что за III квартал этого года у нас сложилось минимальное за все время сальдо текущего баланса – $1,1 млрд, меньше, чем даже в пик кризиса при цене в $60 за баррель. Импорт услуг у нас вырос в пять раз по сравнению с докризисным временем.

    МГУ

    Есть расчеты Евсея Гурвича и Ильи Прилепского, что ухудшение бюджетного сальдо на 1% ухудшает на 0,1-0,2% сальдо текущего счета. Это ставит крест на существенных возможностях бюджетного стимулирования: ухудшение бюджетного баланса в этом свете вряд ли допустимо.

    Рассмотрим проекты бюджетного инвестирования в инфраструктурные проекты и в развитие человеческого капитала.

    Федеральная трасса "Амур" - Чита-Хабаровск. Это пример нашего стратегического инвестиционного проекта, который начал осуществляться в 1978 году (на фото – участок трассы, полностью лишенный асфальта – "Финмаркет"). На ней установлен мировой рекорд по дальности доставки битума – 1500 км. Это к качеству планирования.

    Не удивительно, что это является одним из "извиняющих" условий дороговизны нашего строительства. Сегодня по этой трассе проходит 300 машин в сутки, это 12 машин в час (на вылетных магистралях из Москвы в час проходит порядка 100 тысяч машин). И это не дальнобойщики-грузовики, а перегонщики японских иномарок в Сибирь и Европейскую часть страны. Вот для кого была построена эта стратегическая трасса.

    Грузы по этой трассе не пошли, потому что параллельно идет Транссиб. Расстояние между заправками – более тысячи километров. Отсутствие ДПС многих может порадовать, но там это означает, что без травматики ездить нельзя. Пользователей у 102 вышек мобильной связи нет, их содержание оплачиваем мы – клиенты "большой тройки".

    Инвестиции в человеческий капитал: остров Русский, кампус Дальневосточного федерального университета. 680 млрд руб. инвестиций. При этом, как мне стало известно из инсайдерских источников, здания построены без сейсмоустойчивых фундаментов, на них сэкономили.

    Этот университет с трудом набирает студентов, в этом году план не выполнен. Средний балл ЕГЭ поступивших – 65, минимальный 34,7. Люди не хотят ехать в этот кампус, он отдален, там нет воды, до сих пор действует опреснитель воды, поставленный к АТЭС. Тендер по обслуживанию этого кампуса (не всего ДВУ) выигран за 2,16 млрд руб.; весь МГУ по всем статьям расходов обходится федеральному бюджету в 11 млрд рублей.

    МГУ

    Это к мультипликаторам бюджетных расходов. Даже если отвлечься от воровства, принятие государством решений о том, какие инвестиции осуществлять, приводит к реализации таких проектов, которые бы лучше не реализовать ни в каком виде. Они приносят негативные мультипликаторы.

    Бюрократия у нас росла удивительно параллельно росту наших бюджетных расходов. У нас 565 полицейский на 100 тысяч жителей (всех, кто занимается преследованием преступников – МВД (без войск и обслуживающего персонала), Минюст, ФСИН, антинаркотические полицейские и т.п.), это на 20% больше, чем в Турции, США, Израиль – все намного меньше. Исходя из проекта бюджета на 2014-2016 год, можно сделать вывод, что государство будет все более самопожирающим: резко растут расходы на управление и оборону, снижаются на образование и здравоохранение. В этой ситуации я не вижу смысла больше тратить денег.

    МГУ

    Но я не вижу смысла больше денег экономить. Всегда был категорическим противником образования резервных фондов. Замораживать миллиарды рублей в зарубежных активах аморально. Появление этих активов порождает склоки - политические и околобюджетные.

    Я бы предложил бюджетный маневр другого рода: отдать эти деньги назад частному сектору, если государство не может этим пользоваться. Может, даже просто в конверте, как делала администрация американского президента Джорджа Буша. Но этот маневр должен быть совмещен с реформой институтов, формированием защищенных статей в части пенсий и пособий. Осуществление этих мер в нынешних условиях мне кажется нереалистичным.

    МГУ

    На правлении колхоза первым пунктом стоит строительство коровника, вторым – строительство коммунизма. Так как гвоздей не завезли, переходим сразу к вопросу номер два.

    Нет примеров, чтобы авторитарная модернизация у нас принесла позитивные плоды. Недавно несколько экономистов от Иноземцева до Сонина на одной из конференций пришли к одному и тому же выводу: выход на позитивную ситуацию из нынешней не достижим точечными изменениями, единственный путь – нырок в кризис. Мне кажется, это действительно так. Украина из этого "хуже" уже выкарабкивается, а нам это еще только предстоит пройти".

    Цитаты по выступлению на заседании дискуссионного клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа, МГУ, 17 октября 2013 года


    Опубликовано Финмаркет
     
    .
    Ключевые слова:    Россия,  ВВП,  рост,  прогноз,  бюджет


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
    Юрий Богданов Нижн.Новгород    21.10.2013
    Повышение социальной активности,нравственности и патриотизма граждан РФ. В РФ за 2011г объём прибыли=11,35трлн.руб.(21%ВВП),объём чист.прибыли сост.9,08трлн.руб(16,7ВВП),и на этом поле чудес прибыль пропадает вникуда,на модернизацию производ.не направляется,т.к. растут госуд.и корпоративн.долги перед иностр.кредитор. под гарантии государства(распл.за котор.будет госуд.за сщёт рядового нищего населения РФ),налога на выплату девидентов в консолидир.бюдж.РФ и субъектов федерации не поступило ни 1 рубля,только растёт колич.миллиардеров в РФ,в2012г ситуац.повторилась. В США налог на прибыль составл. 7% в бюдж.штата+34% в фед.бюдж.США,не распредел. или перевед. в головн.компан.(условн.Газпром) прибыль, облагается 30% налогом,прибыль выплач.в виде девидентов добавляется к годовому доходу гражд.США и попад.в верхнюю зону 28%-45% прогрессивн.НДФЛ.*При этом, прибыль направяемая в корпоративные пенс. фонды и вкладываемые в акции собств.корпорац.(делая наемн.работн.совладелц.корпорац.) налогом не облагается,а облагаетсся прирост стоимости акций 15% налогом при выходе наемн. работника на пенсию(совмещени интересов работодателя и наемн.работн.),т.е в США построен социально направлен.(социалист.капитализм).В СшА доля чист.прибыли сост. 5% ВВП в 3 раза меньше чем у замуч капиталист.РФ(16,7%ВВП).В США доля дох.физ.лиц.(ДФЛ) облаг.страх.взнос.сост.55%ВВП в 3 раза больше чем РФ 19%ВВП.В США сумма НДФЛ и страх.взн.(при ср.став.17%+15%=32%) составл.17,5%ВВП,а в РФ(при ср.став.26%+13%=39%) сост.10,2%ВВП.*В США доля прямых налогов сост.63% суммы всех налогов,а в РФ эта доля составл. всего 35%.В США налог.нагруз.на богат.составл.60%,на ост.граж. в средн.40% нагрузка.^ В РФ на богат.30% нагрузка,на бедных 70% нагррузка.В США представит. и исполнит. органы власти содержатся в основн.за счёт прямых налогов на доходы физич.лиц,по этому они стимулируют создание новых рабоих мест в реальном секторе экономики.В РФ органы исполнит.и законодат.власти содержатся не за счёт НДФЛ(прямого налога),а за счёт налогов на добычу и экспорт минерапьных, биологич.ресурсов РФ и налогов на импорт потребит. товаров из других стран.*П этому они лишили 80% населения,не занятого на муниц.и федеральной службе,главного конституциального права-права совладения биологич. и минеральными ресурсами РФ. * На основании выше перечисл.можно сделать вывод,что США развивается ,как "Фирма" по созданию добавленной и интеллект.стоимости облад.обществ.полезн.потребит.свойствами, в котор."члены совета директор."-парламентарии, избранные "акционерами"-гражданами страны,нанимают, не зависимые друг от друга,судебную и исполнительную органы власти. РФ развивается как "Ферма"по выращиванию 3 видов наиболее безнравственных граждан страны(собак женского рода,крыс,провокаторов)-продукт профессионального заболевания бывш.сотруд.СВР и соврем.главы государства,в которой исполнит.власть с помощью 20 млн. федеральн.и мунипациольн. служ.выбрала из своих рядов,подконтрольный ей"Совет директоров"-парламент,который штампует законы,ограничивающие гражд. права 80% гражд.РФ и главн.из них-право совладения минеральн.и биологич.ресурс.страны и право платить прямые налоги,когда государство с помощью косвенных налогов(мошенничества введенного в ранг закона) изымает у них не менее 70% их возможн.дохода,т.е права на достойный уровень жизни.*Что бы повыс.уров.соц.актив,нравств, патриот,доход. граждан РФ, нужно перевести большую часть косвен.налог. в прямые(снизив налог.нагруз.на бедн.до 40%, а на богатых увелич.до 60%),т.е в зону ответств.личным имуществ, в т.ч уголовн, что приведёт к уменьш. колич.социально опасн.граждан и увелич.колич.социал.активн, нравствен. патриот.РФ, уменьшен.колич.федеральн.и муницип.служ,увелич.колич.рабоч.мест в реальн.секторе экон, а это приведет к расшир.базы налогообл.НДФЛ с29%ВВП до 55%ВВП как в США,базу налогообл.страх.взнос.с 19%ВВП до 55%ВВП как в США,а это привед.к увелич.доход.наемн. работн.в реальн.сект.экон.и увелич.их пенсий без увелич.стажа и увелич возраста выход.на пенс,а это повыс.спрос.на созд.раб.мест.в сфере услуг,а это приведет к увелич.благосост. больш.числа гражд.РФ и соотв.увелич.благотвор.возм.гражд.РФ и резко снизит.потребн.в благотворит,котор.использ.в настоящ.время исключ.в реклмн.целях.В наст.время 60% рабоч. мест сост.рабоч.места в торговле,котор.в основн.не явл.плательщ.НДФЛ и страх.взносов. Страна преврат. из «Фермы» по выращ.( собак.женск.рода,крыс,провокат.) в «Фирму» по созданию обществ.полезн.добавл.и интеллект.стоим,а в комплексе эти мероприятия привед. к резкому сниж.коррупц.в РФ, в представит.органы РФ будут избраны истинные представит. граждан субъектов РФ,а не представители Федеральной (московской)номенклатуры

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .