.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Агентства "подкручивают" странам суверенные рейтинги
.
06 февраля 2014 года 13:53

Агентства "подкручивают" странам суверенные рейтинги

 0  
РИА Новости, Владимир Песня
РИА Новости, Владимир Песня
Некоторые страны получают более высокие суверенные рейтинги, чем заслуживают, утверждают экономисты. На искажения влияют интересы акционеров рейтинговых компаний и несколько других факторов. В Standard & Poors уже заявили, что категорически не согласны с такими выводами
Гейдельберг. 6 февраля. FINMARKET.RU - Экономисты Heidelberg University Андреас Фюкс и Кай Геринг уверены, что рейтинговые агентства необъективно подходят к выставлению суверенных рейтингов.

  • Обычно они серьезно завышают их для страны, откуда они родом: американские агентства завышают рейтинг США, а японские преувеличивают экономическую мощь Японии.
  • Китайский Dagong вообще отражает геополитические интересы Китая: высокие рейтинги получают страны, имеющие схожие политические интересы и цели с Пекином.
  • Агентства не справляются со основой задачей - они не могут объективно оценить кредитоспособность суверенного заемщика.
  • Вселенная рейтинговых агентств

  • Рейтинговые агентства являются частными компаниями, которые выполняют важную общественную функцию - они оценивают надежность того или иного заемщика. Всего в мире порядка 150 рейтинговых агентств. Большинство из них обслуживают узкий региональный или национальный рынок и обычно сосредоточены лишь на корпоративных бумагах.
  • В мире всего 9 агентств, которые выпускают суверенные рейтинги как минимум для 25 стран. Среди них самые крупные - это "американская тройка": Fitch, Standard & Poors и Moody’s. Они имеют множество офисов в различных странах мира, где на них работают местные эксперты и аналитики.
  • Но есть и крупные региональные агентства вроде китайского Dagong Global, которые играют все более заметную роль. Девять агентств расположены в шести странах мира.
  • Высшим рейтингом практически для всех них является "ААА" - он ставится странам, вероятность дефолта которых очень низка. Все девять рейтинговых агентств поставили такой рейтинг Норвегии, Швейцарии, Финляндии, Лихтенштейну и Люксембургу. К мусорному рейтингу относится "ВВ" или ниже.
  • Основными держателями акций как крупных, так и мелких агентств являются банки и финансовые организации.
  • Исключения - Dagong и канадская DBRS, которыми владеют физические лица. Оба агентства утверждают, что независимы.
  • В двух случаях компании не принадлежит владельцам страны, в которой находится ее штаб-квартира. До 2006 года агентством Fitch владела французская компания Fimalac, сейчас она владеет половиной компании. Кипрским агентством CI владеют арабские инвесторы.
  • S&P покрывает своими рейтингами 125 стран мира, а агентство DBRS - лишь 25.
  • У одной и той же страны могут быть совершенно разные рейтинги, по версии разных агентств. Рейтинг США, по версии Moody’s и Fitchs, составляет "ААА", по версии Dagong - просто "А".
  • Еще один характерный пример - Япония. Западные рейтинговые агентства ставят стране рейнтинг "АА-" или ниже. Dagong в марте снизил рейтинг страны до "А". Японская Japan Credit Ratings оценила рейтинг Японии в "ААА", а местный конкурент - Rating and Investment - в "АА+".
  • University of Heidelberg

    University of Heidelberg

    University of Heidelberg

    University of Heidelberg

    Рейтинговые агентства искажают суверенные рейтинги

    Экономисты изучили рейтинги стран, которые выставили все девять рейтинговых агентств. Их они сравнили с текущей ситуацией в экономике этих стран, уровнем финансовой и бюджетной стабильности, торговой динамикой и политическими рисками. На этой основе они попытались определить, насколько искажены рейтинги.

    Для удобства рейтинги они буквы рейтингов в числовой формат. Рейтинг "ААА" равен 21.

  • Положительно на оценку рейтинговых агентств влияют высокие темпы роста ВВП и низкая инфляция. Кроме того, более высокие рейтинги получают обычно более крупные страны.
  • Снижают рейтинги ухудшение ситуации с бюджетом и рост госдолга. Если страна с 1970-о года хоть раз объявляла дефолт, то ее рейтинг обычно ниже примерно на 1,5 пункта. Положительно на рейтинги влияет высокое качество институтов, отсутствие конфликтов и другие факторы политической стабильности.
  • Обычно рейтинговые агентства выставляют странам, из которых они родом, более высокие рейтинги, - примерно на 0,9 пунктов. Во время финансового кризиса этот эффект был еще болеевыражен: родные страны агентств получали рейтинг на 1,8 пунктов выше.
  • В целом, рейтинговые агентства поддерживают страны, которые связаны с их родной страной или с ними экономически или культурно. Но этот эффект несколько слабее.
  • Рейтинговые агентства выставляют более высокие рейтинги странам, в которых говорят на том же языке, что и в их родных государствах. Такие страны получают более высокий рейтинг на 0,7-1 пункт.
  • Чаще всего более высокие рейтинги выставляют странам, где находится штаб-квартиры агентств. S&P и Fitch завышают рейтинг США, CI - Кипра, а R&I - Японии. Moody's лишь недавно начало искажать рейтинги.
  • Если бы R&I относилось к Японии так же, как к другим странам, то рейтинг страны был бы ниже на 2 пункта.
  • На рейтинги пяти из семи агентств оказывает влияние инвестиции владеющих ими банков: если акционеры вложились в эту страну, то ее рейтинг оказывается выше. Наиболее явно этот эффект проявляется в отношении S&P: если общие инвестиции акционеров возрастают на 10%, то рейтинг страны вырастает на 1,4 пункта.
  • Геополитические интересы мало влияют на рейтинги агентств. Исключение - китайский Dagong, которые выставляют более высокие рейтинги странам, которые разделяют политическую линию Китая.
  • University of Heidelberg

    Две причины "подкрутить"

    Экономисты уверены, что у агентств есть две причины искажать рейтинги.

    Политические интересы первостепенны

  • Во-первых, на процесс выставления рейтингов влияют вопросы политики. Правительство или чиновники могут надавить на агентство, чтобы оно выставило нужный стране рейтинг.
  • Интерес правительств очевиден: более высокие рейтинги могут позволить им занимать под более низкую ставку. Снижение рейтинга может стать угрозой для развитых и развивающихся стран, например, некоторые фонды не могут вкладывать деньги в бумаги с низким рейтингом. При худшем варианте развития событий это может привести к кризису внезапной остановки финансирования.
  • Рейтинг является своего рода оценкой деятельности правительства и лидера. Снижение рейтингов может нанести удар по репутации правительства. Например, понижение рейтинга Франции в 2012 и 2013 годах нанесло серьезный удар по президенту Франсуа Олланду, строившему оптимистические прогнозы о восстановлении экономики страны.
  • Правительства заинтересованы в том, чтобы страны, с которыми они имеют тесные экономические связи, имели высокий рейтинг.
  • При этом у правительств и политических партий достаточно много рычагов влияния на рейтинговые агентства, например, через финансовые организации, которые являются их акционерами.
  • Правительства могут влиять на рейтинговые агентства и через административный ресурс. Правительство США, например, начало расследование против S&P и агентства Egan-Jones после того, как они снизили рейтинг США.
  • Часто персонал сам искажает данные и рейтинги. Например, это позволяет сделать более удачную карьеру или же ими движут патриотические интересы.
  • Агентство лучше понимает страну с похожей культурой

  • Во-вторых, рейтинговое агентство выставляет более высокие рейтинги странам, которые оно лучше понимает. Это невольное искажение рейтингов, вызванное культурным фактором.
  • Здесь можно провести параллели с инвесторами, которые предпочитают инвестировать в страны с похоже культурой. Их они лучше понимают. То же самое касается и больших банковских кредитов.
  • Рейтинговые агентства принимают решения в условиях ограниченной информации, которую они часто получают от правительств. Часто им сложно понять особенности ситуации в стране. Низкий рейтинг отражает издержки на получение информации о стране.
  • Еще одна причина - прямая дискриминация некоторых стран. Есть примеры, когда агентства игнорировали экономические успехи той или иной страны, выставляя ей заниженный рейтинг.
  • Если рейтинг не очень, правительство может вмешаться

    Процесс выставления рейтинга составит из четырех этапов. Повлиять на рейтинг политики могут на последних двух.

  • На первом этапе агентство договаривается с правительством о том, что собирается выставить ему рейтинг, нанимает аналитиков и собирает данные.
  • На втором этапе агентство собирает информацию о стране и анализирует ее. Это делается с помощью количественных моделей.
  • Затем агентство публикует предварительным отчет о состоянии дел в стране. На его основе рейтинговый комитет выносит решение о рейтинге. В такой комитет входят несколько аналитиков и какой-либо менеджер. Лоббировать те или иные государственные интересы можно через главу подобного комитета.
  • На финальном этапе агентство выставляет рейтинг и публикует соответствующий отчет. Затем оно проводит мониторинг страны и, если нужно, меняет рейтинг.
  • В CI, Moody’s и DRBS надежность рейтинга утверждает один аналитик, в S&P, Fitch и JCR их два, а Dagong и R&I заявляют, что этим занимается целая команда аналитиков.
  • Практически все агентства кроме Dagong, CI и немецкого Feri проводят встречи с политиками, чиновниками и представителями центробанка страны, которой они выставляют рейтинг.
  • R&I - единственное рейтинговое агентство, которое не дает возможности суверенному заемщику апеллировать к рейтингу после того, как он был выставлен. Другие агентства готовы пересмотреть свое решение, если правительство предоставит новую информацию. Это также открывает широкие возможности для лоббирования интересов страны.
  • В Standard & Poors все отрицают

    В ответ на доклад ученых рейтинговое агентство S&P написало письмо, которое было опубликовано в FT Alphaville.

  • S&P открыло отделения в более, чем 20 странах мира. Оно выставляет рейтинги 128 странам согласно одним и тем же критериям. Это исключает возможность появления "перекосов".
  • МВФ подтвердил, что рейтинги S&P объективно отражают вероятность дефолта той или иной страны.
  • S&P выставляет рейтинги на основе заключения о будущей кредитоспособности страны. Этого экономисты не учли.
  • В S&P уверены, что экономисты использовали неправильный алгоритм для оценки рейтингов. Им стоит его подробнее объяснить.
  • Особенно в S&P недовольны критикой рейтинга США. Он выставлен в соответствии с критериями агентства и абсолютно верен. Снижать рейтинг крупнейшей экономики без достаточных оснований неправильно.


  • Опубликовано Финмаркет
     
    .


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .