.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Тарифы ЖКХ могут разморозить, чтобы заморозить под выборы
.
26 февраля 2014 года 11:45

Тарифы ЖКХ могут разморозить, чтобы заморозить под выборы

 6  
РИА Новости, Илья Питалев
РИА Новости, Илья Питалев
Главы крупных регионов настаивают на более решительной индексации тарифов ЖКХ сейчас, чтобы была возможность сдержать их рост ближе к началу следующего политического цикла. По данным "Финмаркета", президент Владимир Путин согласился учесть специфику предвыборного периода
Москва. 26 февраля. FINMARKET.RU - Часть влиятельных членов правительства, в частности, вице-премьер Дмитрий Козак, и губернаторы сильных регионов, например, мэр Москвы Сергей Собянин и глава Татарстана Рустам Минниханов, уговаривают президента Владимира Путина отказаться от обещания индексировать тарифы на услуги ЖКХ для населения в 2014-2016 годах не больше, чем на 70% от уровня инфляции.

Об этом "Финмаркету" рассказал источник в Кремле, знакомый со стенограммой закрытой части прошедшего 30 января этого года в Ново-Огареве заседания президиума Экономического совета при президенте Владимире Путине. Совещание было посвящено теме реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Глава государства захотел услышать "продуманные, взвешенные предложения по сути преобразований отрасли", "крайне сложной и чувствительной для наших граждан".

По мнению противников заморозки, она вредна по двум причинам, пересказывает источник "Финмаркета". Во-первых, она лишает отрасль средств, необходимых ей для модернизации. Во-вторых, она несвоевременна - лучше дать гражданам такую скидку попозже - поближе к выборам 2018 года.

ЖКХ в закрытой части

Далеко не все, о чем говорилось на совете 30 января, попало в открытую часть стенограммы. Гражданам лишь сообщили, что правительство надеется повысить качество работы управляющих жильем компаний через их обязательное лицензирование. Рост платежей обуздают через установление новых правил их индексации - сумма в платежке конкретного жильца не должна расти быстрее инфляции.

В закрытой части совещания в основном обсуждалось, как индексировать тарифы в 2017-2018 году. Правительство по этому поводу раскололось, рассказали "Финмаркету" еще два участника дискуссии.

Отказаться от заморозки

Первым с предложением пересмотреть решение об индексации тарифов на 0,7 от инфляции выступил мэр Москвы Сергей Собянин. По его мнению, их рост должен быть не ниже инфляции, причем лет на 15-20 вперед. В противном случае, происходит фактическое снижение тарифов, а цены на закупаемые ресурсы для ресурсоснабжающих организаций (РСО) растут на уровне рынка. Плюс у них падает выручка из-за экономности населения, которое ставит счетчики и снижает потребление. РСО начинают экономить на инвестициях, растет аварийность, снижаются зарплаты работников коммунальной сферы, денег с рынка не привлечь - инвесторы не видят возможностей для окупаемости своих вложений. В Москве 7-процентное повышение тарифов ЖКХ запланировано на 1 ноября 2014 года. Мэра Москвы поддержал глава Татарстана Рустам Минниханов.

Тарифы для населения в 2015-2016 годах надо индексировать на уровень инфляции, а понижающий коэффициент сделать в 2017-2018 годах, причем в последний год проиндексировать на половину инфляции предыдущего года, предложил альтернативный план действий вице-премьер Дмитрий Козак. Он признался, что уже обсуждал с Минэкономразвития и Федеральной службой по тарифам (ФСТ) такую возможность. Вице-премьер не верит, что в 2017-2018 годах удастся проиндексировать тарифы ЖКХ хотя бы на уровне не ниже инфляции, учитывая завершение одного политического цикла и начало нового. Козак уверен, что для этого официально даже не надо пересматривать решение об индексации тарифов в 2014-2016 годах на 0,7 от инфляции. Так как речь идет о средних показателях по стране, то при не очень строгом контроле можно вполне обеспечить реальную индексацию в эти годы хотя бы на уровне инфляции, сдержав индексацию в последующие годы.

Козака поддержала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. С одной стороны, она предупредила, что индексация тарифов ЖКХ на 0,7 от инфляции – это единственная цифра долгосрочного прогноза, которая воспринята населением, причем каждый будет следить о ее выполнении по своей конкретной платежке. Но с другой стороны, это не «священная корова», а с учетом политического фактора решение на пять лет надо принимать уже сейчас.

Не трогать заморозку

Премьер Дмитрий Медведев и вице-премьер Аркадий Дворкович выступили против отказа, тем более неофициального, от ранее принятых решений и публично данных обещаний. По мнению Дворковича, лучше ускорить индексацию после 2016 года, придерживаясь обещания повышать тарифы на услуги ЖКХ на инфляцию только в отношении потребления в пределах социальных норм. Индексация стоимости услуг, потребляемых сверх соцнормы, может быть более существенной - и на 15% и на 20%.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев напомнил, что формула индексации тарифов для населения на уровне 0,7 от инфляции в свое время стала плодом компромисса, так как изначально идея заключалась в том, чтобы заморозить тарифы для всех. Отказ от ранее принятых решений, по его мнению, безответственен, в том числе по отношению к стратегическим инвесторам. С его точки зрения, рациональнее было бы на 2014-2016 году оставить уже принятое решение, с 2017 года индексировать тарифы для населения на уровне инфляции, но индексацию тарифов естественных монополий (на электроэнергию, газ) для ресурсоснабжающих организаций как промышленных потребителей проводить на уровне, скажем, 0,8-0,9 от инфляции.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина уверена, что индексация тарифов на услуги ЖКХ на уровне инфляции или даже выше ее не является гарантией активной инвестиционной деятельности коммунальщиков. Много лет тарифы росли намного быстрее инфляции, а инвестиций так и не дождались. Отказываться от уже принятого и обнародованного решения об индексации тарифов на 0,7 от инфляции она считает недопустимым, так как это полностью подорвет доверие к власти. Но с другой стороны, для индексации по ценообразующим факторам, как предлагал господин Греф, у нас нет качественной статистики, и если издержки все время перекладывать в тариф, то инфляцию можно только разогнать.

Особое мнение

Вообще не правильно привязывать индексацию тарифов в сфере ЖКХ к инфляции, уверен президент Сбербанка Герман Греф. Тарифы надо устанавливать в соответствии с ростом затрат по основным статьям расходов поставщиков коммунальных услуг: для энергетиков – на газ, для водоканалов – на электроэнергию. И тогда долгосрочные тарифы могут быть хоть на десять лет вперед.

Его поддержал глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин: тарифы должны меняться, исходя из реального роста затрат РСО. Он обратил внимание, что сдерживание тарифов для населения ведет к сохранению перекрестного субсидирования, когда часть затрат РСО компенсируют за счет промышленных потребителей. Это увеличивает издержки последних, не дает коммунальщикам необходимые средства для развития и модернизации, создает дополнительную нагрузку на бюджеты, вместо того, чтобы направить эти средства на модернизацию ЖКХ. Отказ от перекрестного субсидирования и появление у РСО средств для инвестиций подстегнет спрос для других отраслей промышленности. У нас население тратит на коммунальные услуги 9-11% своих доходов; в Восточной Европе и Прибалтике - 18-20%. В итоге капитальные затраты у них составляют 30% расходов коммунальных предприятий, а у нас - около 8%.

Нельзя убеждать население, что его платеж вырастет не более чем на 0,7 от инфляции, предупредил помощник президента Андрей Белоусов. Такой норматив устанавливается только в среднем по России. Для конкретного региона он может меняться в 1,5 раза в одну или другую сторону; еще в 1,3 раза его могут двигать региональные власти для муниципалитетов. А прогнозировать на пять лет вперед стоимость мазута вообще нереально. Инвесторов это пугать не должно: в концессионных соглашениях тариф устанавливается на весь срок их действия - 10-20 лет, а дальше власти обязаны из бюджета компенсировать им потери, если принимают решение о снижении тарифа. Правда, он признал, что механизма компенсации пока нет.

Индексировать тарифы надо ориентируясь не на инфляцию, а на рост доходов населения, предложил еще один вариант стратегии первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. Сейчас в целом по стране действует ограничение: платеж за коммунальные услуги не должен превышать 22% совокупного дохода семьи. Регионы имеют право снижать этот порог. Если больше, то местные власти субсидируют коммуналку конкретным семьям. Жуков уверен, что таким образом и следует действовать. Но против высказался глава Минэкономразвития Улюкаев. По его словам, такая схема не учитывает объемы потребленных услуг: лей воду, жги электричество, сколько хочешь - местные бюджеты все компенсируют.

Слушали - постановили

Президент Путин, как обычно, принял "соломоново решение". Индексация тарифов на услуги ЖКХ в 2014-2016 годах будет, как решили ранее, на 0,7 от инфляции. Переход на социальные нормы и прочие тарифные решения надо увязать с политическим циклом, чтобы к 2016-2018 годам не вызывать лишнего раздражения со стороны избирателей. Но при этом за счет долгосрочных тарифов каким-то образом уйти от перекрестного субсидирования населения за счет бизнеса. Решать эту головоломку при подготовке проекта поручений президента по итогам совещания сначала будет его помощник Андрей Белоусов, а потом - правительство, пытаясь исполнить эти поручения.

Сергей Сиваев, директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города

"Индексировать тарифы на услуги ЖКХ в пределах инфляции потом – в 2017-2018 годах, или сейчас, значения не имеет. Ни в одном сценарии экономической целесообразности не присутствует, есть только политическая составляющая: хорошо бы, чтобы народ платил меньше, и жил спокойно. Главное минимизировать политические риски, а что будет с коммунальным сектором – подходов не видно. Способность населения платить оценивается статистически по росту доходов, в разных регионах она отличается.

Социальные нормы нигде на ура не проходят. Все в пример приводят Ростовскую область, но там результаты не очень выдающиеся. Население никогда не будет радо больше платить. Тут же по сути получается, что государство предлагает, чтобы социальная помощь оказывалась не бюджетом, а соседями - средний класс должен платить за бедных. С нашей точки зрения, это в корне не правильно. Социальная помощь должна оказываться государством, и такой эффективный механизм есть в виде жилищных субсидий. Вместо хорошей программы социальной поддержки пытаются запустить суррогатную.

Неверно, что жилищная субсидия не стимулирует экономить коммунальные ресурсы. Она рассчитывается не по факту потребления, а исходя из социальных нормативов. Если вы потребили меньше, то деньги, полученные в виде субсидии, вы оставите у себя. И чем больше будет тариф, тем больше денег останется малообеспеченному. На самом деле, не хотят, чтобы субсидировал бедных бюджет, лучше чтобы одни люди помогали другим.

Экономическая выгода для субъектов экономического хозяйствования от более высокой платы тех, кто выходит за пределы социальной нормы, меньше, чем административные издержки, связанные с созданием и поддержанием сложной системы расчета, кому сколько положено (у кого электроплита, сколько человек живет и т.д.). Администрирование этой социальной нормы – только лишняя головная боль и дополнительная статья расходов, которая в полной мере не компенсируется.

Сейчас готовится постановление правительства, по которому введением социальных норм будут заниматься региональные власти. Но большинство регионов заниматься этим не будут. У Москвы, по крайней мере, в этом жесткая позиция".

Никита Масленников, руководитель проектов Институт современного развития (ИНСОР)

"С одной стороны, решение ограничить рост тарифов на услуги ЖКХ каким-то потолком выглядит привлекательно: в последнее время эти тарифы вызывали напряженность у бюджета каждого домохозяйства. Ожидания роста тарифов – одна из самых заметных составных частей инфляционных ожиданий.

Но дальше возникают вопросы по рискам, в первую очередь роста аварийности. Чтобы этого не произошло, нужно понимать, что тарифное ограничение должны сопровождаться довольно жесткими и бескомпромиссными реформами в ЖКХ. По этому поводу пока большие вопросы. Даже рассмотрение проекта закона "О государственно-частном партнерстве" отложено.

Отсутствие средств на модернизацию – это традиционная отговорка всех, кому устанавливают тарифы, включая Газпром и РЖД. Но в прошлом году их тарифы индексировались исправно, а инвестиции рухнули в основном по их вине, дав в целом по экономике инвестиционный вычет в 0,3%. В ЖКХ-то, как раз, есть огромные резервы. Если там привести в порядок бизнес-процессы - устранить финансовых посредников, прокрутку денег, сделать прозрачными финансовые потоки, исключить элементарные хищения - тогда сфера стала бы понятна для бизнеса. В этом секторе надо делать примерно то же, что сейчас ЦБ на банковском рынке. А пока это большая серая экономическая зона, в которой политика сдерживания тарифов не даст ожидаемого эффекта. Бизнес уже не хочет работать "по понятиям".

Надо очень осторожно подходить к пересмотру принятых решений. Это дает сильный сигнал бизнесу, насколько государство готово следовать однажды выбранной стратегии. Пересмотр политики в тарифах для населения неизбежно поставит под сомнение решения, принятые для остального естественно-монопольного сектора. А решение принималось для сдерживания инфляции. Пока по тому, что происходит в экономике, нет ощущения достижимости поставленных целей по инфляции".


Опубликовано Финмаркет
 
.
Ключевые слова:    ЖКХ,  тарифы,  инфляция,  индексация


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
pterix    27.02.2014
вопрос на самом деле простой - почему Меркель и Обама не собирают совещания по ЖКХ, а МЫ - собираем. ?
Евгений С.    26.02.2014
Вообще-то, до настоящего дня все принимаемые правительством постановления заднего хода не давали, тем более президент никогда не шёл на попятную, так что, думаю, выше официального уровня инфляции, в самом крайнем случае, роста тарифов в обозримом будущем не будет.
Лаврентий    26.02.2014
Запарили со своими выборами. Есть же традиционные моменты связанные с инфляцией, тарифы заморозить полностью невозможно, даже бабка это понимает необразованная.
ixvertor    26.02.2014
Зато, вместо лопаты - приняли на работу заместителя кладовщика, ревизора кладовщика, начальника ревизора кладовщика, начальника ревизионного управления кладовщика, заместителя начальника ревизионного управления кладовщика... Пройдет время... Наступит время оптимизации затрат. После тщательного расчета всё укажет на то, что надо уволить дворника. Лопаты-то все равно не было и нет. А управление по контролю и надзору за кладовщиком, за это рацпредложение получит новые звания, оклады и новое, расширенное штатное расписание. Всё это уже было.
Олег    26.02.2014
А чего их замораживать-то? В Москве они и так нормальные и поднимают их по-минимуму. А вообще, все эти сведения от непонятного источника с закрытого заседания как-то вообще не очень понятны (правда или нет)
pterix    26.02.2014
Вот приняли новенького дворника, а лопату ему не дали. Давайте же разберемся - почему. Как видим из реплик выступивших выше -- Лопата не дадена, т.к. 1) предвыборный цикл на носу. 2) Перекрестное субсидирование 3) Многолетнее недофинансирование 4) Жадность фраеров [населения] 5) Маленькая инфляция 6) У дворников низкая з/п 7) Много снега [высокая аварийность] 8)Отсутствие инвесторов 9) Наконец простое и банальное "ростом затрат по основным статьям расходов поставщиков" 10) Серые схемы 11) Воровство кладовщика. Между прочим, история с лопатой - случай из жизни.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.