.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Правительство довело граждан и бизнес до депрессии
.
15 октября 2013 года 15:42

Правительство довело граждан и бизнес до депрессии

 0  
РИА Новости, Андрей Архипов
РИА Новости, Андрей Архипов
За последние три месяца Индекс экономического настроения, рассчитываемый Высшей школой экономики, подошел к критической точке. В этом виновато правительство: меняя свои планы по ключевым вопросам по два раза в день, оно заставляет россиян переживать и создавать свои личные "стабилизационные фонды"
Москва. 15 октября. FINMARKET.RU - Высшая школа экономики рассчитывает свой Индекс экономического настроения (ИЭН) на основе результатов обследований деловой активности Росстата и опросов взрослого населения страны. Исследования охватывают отрасли экономики, суммарный вклад которых в ВВП страны составляет более 60%.

ВШЭ

Во всех этих отраслях настроение за последние три месяца приблизились к состоянию депрессии. В III квартале Индекс экономического настроения снизился на 0,4 пункта и достиг минимальной за посткризисные годы величины - 100,9.

Несмотря на то, что его значение пока превышает средний долгосрочный уровень (100), индикатор уже практически вплотную подошел к критической точке. Если экономические настроения производителей и потребителей продолжат ухудшаться, весьма велика вероятность того, что в ближайшее время ИЭН перейдет грань, за которой сложившийся в обследуемых отраслях экономики бизнес-климат можно будет охарактеризовать как негативный.

Вклад в снижение индекса внесли абсолютно все обследуемые сектора экономики.

Промышленность

ВШЭ

  • Индекс предпринимательской уверенности в промышленности уже в течение шести месяцев сохраняет отрицательное значение (-2%). И каких-то признаков, свидетельствующих о переломе ситуации не видно.
  • Причина в недостаточном спросе на продукцию – об этом сообщили 46% респондентов против 42% в сентябре 2012 года. Существенными барьерами на пути развития промышленных предприятий остались недостаток финансовых средств (38%) и квалифицированных рабочих (25%).
  • Строительство

    ВШЭ

  • В III квартале 2013 г. индекс предпринимательской уверенности в строительстве повысился по сравнению с предыдущим кварталом на 4  п.п., составив (−4%). Это лучшее значение за весь посткризисный период.
  • Вместе с тем, составители Индекса отмечают, что это означает всего лишь небольшое улучшение ужасной ситуации в строительстве.
  • Существенными проблемами являются низкая платежеспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций и изделий (на эти факторы сослались около четверти респондентов) и недостаток квалифицированных рабочих (20%).
  • Розничная торговля

    ВШЭ

  • В III квартале 2013 г. индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле закрепился на отметке +6%. Этот показатель свидетельствует об умеренно благоприятном деловом климате в отрасли, однако позитивная динамика отсутствует уже второй квартал подряд.
  • Похожая картина складывается и в секторе услуг. Индекс предпринимательской уверенности в секторе услуг понизился на 3  п.  п. до отметки +6%.
  • На фоне остальных секторов российской экономики розничная торговля и услуги выглядит достаточно благополучно, можно констатировать, что и они постепенно уходят в стагнацию.
  • Потребители

    ВШЭ

  • Экономические настроения потребителей так же ухудшаются. Индекс потребительской уверенности снизился на 1 п. п. до значения (-6%).
  • Пессимизм возрос как по отношению к фактически произошедшим изменениям личного материального положения, так и общей экономической ситуации в стране. Потребители были настроены так критично только непосредственно после начала кризиса.
  • Впрочем, если сравнивать Индекс экономического настроения с фактическим ростом ВВП, то окажется, что отечественные производители и потребители еще не осознают всю глубину экономических проблем.

    ВШЭ

    Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

    "В посткризисном периоде после достижения Индексом экономических настроений максимальной величины 108,6 во II квартале 2012  г. его значение начало снижаться.

    Основными негативными "драйверами" стали даже не стагнационная промышленность и вялое строительство, а относительно благополучные отрасли – розничная торговля и сфера услуг.

    Если отбросить хронические причины, связанные с, мягко говоря, не лучшим предпринимательским климатом, то в первую очередь торговлю и услуги подкосило резкое снижение потребительского кредитования. Следующей причиной замедления розничной торговли и сферы услуг является постепенная переориентация домашних хозяйств от потребительской активности к сбережению денежных средств.

    Это происходит на фоне неблагоприятных прогнозов развития экономики и непредсказуемости таких социальных изменений как пенсионная реформа. Из-за возможных событий, которые регулярно негативно комментируют и СМИ, и государственные чиновники высокого уровня, население вынуждено создавать себе "стабилизационный фонд" на случай реального ухудшения ситуации.

    Бюджет на потребление уменьшается за счет отказа от необязательных услуг и приобретения отдельных товаров, особенно длительного пользования, в розничной торговле.

    На снижение индекса в III квартале повлияло снижение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения и непредсказуемые результаты проводимых маневров по налогообложению малого и индивидуального бизнеса, широко представленного в торговле и сфере услуг.

    Тот незначительный по сравнению с прогнозированным в конце прошлого года рост экономики в текущем году в интервале 1,5 – 1,8% в большой степени обеспечат именно эти два вида экономической деятельности".


    Опубликовано Финмаркет
     
    .


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .