.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Проблем при строительстве АЭС много, но все они решаемы - гендиректор "Росатомстроя" Артем Бутов
.
 
 
 
 
13 февраля 2007 года 17:34

Проблем при строительстве АЭС много, но все они решаемы - гендиректор "Росатомстроя" Артем Бутов

ФГУП "Инвестиционно-строительный концерн "Росатомстрой" было создано в 2001 году для централизации строительно-монтажных работ ан объектах Росатома. В настоящее время концерн занимается реализацией одного из приоритетных проектов российских атомщиков - достройкой второго блока Ростовской (Волгодонской) АЭС. О ситуации на площадке и о планах компании по участию в новых тендерах в интервью "Интерфаксу" рассказал гендиректор компании Артем Бутов.

А.Бутов до прихода в "Росатомстрой" возглавлял "Строительное объединение" при Управделами президента РФ, занимал пост вице-президента Газпромбанка, работал заместителем гендиректора ОМЗ

- Вашим самым крупным проектом пока остается достройка второго блока Ростовской (Волгодонской) АЭС. Расскажите, пожалуйста, как идут дела на площадке, когда рассчитываете достроить станцию?

Срок пуска второго блока - конец декабря 2008 года. За последние месяцы ситуация заметно улучшилась. В частности, нам удалось изменить состояние оплаты труда на площадке, потому что раньше люди туда просто не шли. На сегодняшний момент вопрос разрешился, и со средней оплаты 8 тыс. рублей нам удалось поднять уровень заработка до 12 тыс. рублей, а это уже соответствует средней зарплате по региону.

Мы в течение 6 месяцев также работали над тем, чтобы подготовить базу под компенсацию на фактическое удорожание материалов, поскольку оно оказалось выше, чем это было предусмотрено заказчиком. В результате нам удалось добиться пересмотра многих позиций и коэффициентов - за III квартал многие подрядные предприятия понесли большие убытки, но убытки IV квартала нам заказчик позволил компенсировать. За счет этого удалось сохранить темпы строительства станции, прекратился отток рабочих из субподрядных организаций. В целом, наблюдается позитивная динамика развития. Если так продолжится дальше, мы рассчитываем на тенденцию к росту темпов строительства.

- На сегодняшний день в РФ существуют, по-видимому, только две строительно-инжиниринговые компании, способные заниматься сооружением АЭС от начала и до конца - ЗАО "Атомстройэкспорт" делает это за рубежом, а "Росатомстрой" - внутри страны?

Да, мы пока единственные, кто в состоянии выполнять функции генподрядчика и комплексно решать вопросы строительства АЭС. Но в перспективе, думаю, будут созданы еще три-четыре таких компании. Планы такие у Росатома есть.

- А как они будут создаваться?

Они могут формироваться на базе атомных проектных институтов, например. Но, насколько мне известно, концепция создания таких компаний еще дорабатывается.

- Кстати, и к "Росатомстрою" примерно год назад были присоединены два профильных НИИ. Планируете еще какие-нибудь активы присоединять?

Нам уже передали в управление государственные пакеты акций ряда профильных компаний, которые занимаются отдельными работами на площадках строительства АЭС. Например, 100% акций "Севзапатомэнергострой" (СЗА), 52% акций компании "Энергоспецмонтаж", 100% акций компании "СМК Юг", еще несколько крупных компаний, о названиях которых пока говорить преждевременно. Эти организации являются основными, на них мы делаем ставку на стройках, мы также жестко их контролируем, и, думаю, будем с ними работать по всем остальным нашим стройкам в будущем.

- Как будет решаться кадровый вопрос при реализации программы строительства новых АЭС? Ведь уже сейчас остро встает проблема нехватки квалифицированных специалистов?

У нас готовится сейчас специальная программа по привлечению квалифицированных кадров. Мы тесно сотрудничаем с ведущими ВУЗами страны, в частности, с Томским политехническим, Ростовским техническим и Красноярским университетами. Мы отбираем лучших студентов 4-5х курсов и дальше готовим их специально под наши проекты. Это крайне перспективное предложение для молодых специалистов, выпускников ВУЗов.

Кроме того, остаются еще старые высококвалифицированные специалисты, которые помнят, как строить АЭС, и с закрытыми глазами могут ее построить. Их опыт бесценен, поэтому мы привлекаем их для подготовки квалифицированных кадров.

Вообще отсутствие целого пласта квалифицированных инженеров и строителей - это сегодня серьезная проблема для всех отраслей. Но она решаема.

- А как вы будете решать проблему с нехваткой цемента?

Проблема эта актуальная, у нас уже сейчас такой дефицит существует. Например, для Волгодонской АЭС цемент особой марки могут делать всего 2 завода - Новороссийский и Белгородский. И между ними идет настоящая конкуренция. К тому же нам нужны достаточно большие объемы цемента, на одну только станцию за неделю примерно 60 вагонов.

За 15 лет, пока практически не строились новые станции, заводы перепрофилировались и выпускают уже в основном цемент других марок, но сейчас начинается плавный возврат. Однако надо отметить, что заводы при этом и без нас хорошо себя чувствуют, поэтому мотивировать их достаточно сложно.

Проблема нехватки цемента может скоро встать остро. Сейчас мы активно ищем алгоритм, прорабатываем разные варианты ее решения. Пока для безостановочной работы мы создали достаточный складской запас бетона.

Думаю, что было бы правильно купить свой бетонный завод, который станет обслуживать все атомные стройки. Но это мое личное мнение.

- Планируете ли вы участвовать в тендерах на строительство энергообъектов по линии РАО "ЕЭС"?

А мы и участвуем, и будем продолжать участвовать. Например, недавно участвовали в конкурсе по Юго-Западной ТЭЦ. Подали заявку на тендер по строительству Коломенской ГРЭС в Подмосковье. Мы занимаемся не только строительством генерирующих объектов, но и сооружением различных промышленных зданий. И в настоящее время по этой линии у нас уже есть 8-10 крупных заказов. Но ориентироваться будем все равно в первую очередь на энергетику, причем на крупные проекты.

- А за рубежом готовы строить?

Теоретически это интересно, но только в плане помощи "Атомстройэкспорту". Мы же свой бизнес планируем развивать в первую очередь в России. Сейчас, правда, работаем еще и в Казахстане - тоже выходим на конкурс по строительству ТЭЦ. Рынок этой страны - быстроразвивающийся, энергетика на подъеме, и это нам интересно.

- "Росатомстрой" также строит две ТЭЦ, которые заменят реакторы по наработке плутония - в Северске и в Железногорске. Как продвигаются эти проекты?

На Северской ТЭЦ стройка идет под жестким контролем. Фактически, мы взяли на себя функции генподрядчика. Это значит, что "Росатомстрой" самостоятельно привлекает субподрядные организации и контролирует сроки выполнения работ каждого субподрядчика. На этом объекте было некоторое отставание от графика, но сейчас оно наверстывается. Срок окончания реконструкции - декабрь 2008 года.

В Железногорске "Росатомстрой" выполняет функции заказчика. Сейчас стройка идет по графику, отставания по срокам нет: уже началось реальное строительство, идет закладка фундамента под паровую котельную, скоро будем приступать к строительству дымовой трубы. Эту станцию мы рассчитываем достроить в конце 2009 года.

Рассматривается ли возможность увеличения мощности ТЭЦ, учитывая растущий спрос на электроэнергию?

На Железногорской ТЭЦ такие планы обсуждались. Ведь изначально это площадка строительства Сосновоборской ТЭЦ, которая, как предполагалось, будет значительно мощнее. Думаю, что при привлечении дополнительных инвестиций с российской стороны разворачивание дальнейшего строительства там возможно, но пока решений никаких не принято.

- Сталкиваетесь ли вы с дефектами оборудования? Недавно, например, "Атомстройэкспорт" рассказал о том, что на первом блоке Китайский АЭС у заказчика было около 30 тыс. замечаний по качеству оборудования.

Это верно - ни одно оборудование, которые мы заказываем, ни разу не было принято без замечаний. Претензии к качеству стабильно имеются. Потому что предприятия не выпускали такого оборудования много лет, и люди, наверное, забыли уже даже физически, как его делать. Рабочий ведь делает одни и те же детали с закрытыми глазами. К тому же, как я уже говорил, не хватает инженеров. Но сейчас хотя бы начинает приходить молодежь на заводы.

Экономика в стране на подъеме и у заводов слишком много заказов. Случается даже так, что, получив новый более прибыльный заказ, предприятие может переключиться на него, а наш будет выполняться как бы по остаточному принципу. Это тоже приходится жестко контролировать.

- Удастся ли с таким количеством проблем развернуть масштабное строительство АЭС в короткие сроки?

Я не считаю эти проблемы системными, и считаю, что сегодня все они решаемы. Думаю, сложности в основном носят локальный характер. Проблемы отдельные были и 5 лет назад. Вот если бы производители сказали, что вообще не могут сделать то или иное оборудование, но такого я пока не встречал.

Вот, например, мы столкнулись с проблемой - не хватает людей на стройках. Но в то же время каждый день на площадки приходят новые компании, приходят для того, чтобы поучаствовать в строительстве станций, приходят и остаются.

- Будет ли "Росатомстрой" акционирован? В атомной отрасли ведь планируется создание холдинга "Атомпром", куда, наверное, войдет и ваша компания?

Наверное, будет акционирован. Мы участвуем в процессе реструктуризации атомной отрасли, прошли уже инвентаризацию, провели технический аудит. Но относительно "Атомпрома" - я не вникаю в это, потому что нашей основной задачей на сегодняшний день является строительство АЭС.

- Учитывая ранее озвученные планы по строительству 40 атомных блоков в России до 2030 года, готов "Росатомстрой" все эти стройки взять на себя?

Думаю, что в марте 2007 года мы сможем взять как генподрядчики еще одну АЭС. Ведь по сути дела мы сейчас запрыгнули на ходу в сломанный поезд, и на ходу мы его ремонтируем, а вагоны к нему можно будет цеплять только тогда, когда он нормально поедет. Иначе меня с этого поезда точно снесет.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

02 мая 2024 года 16:47
Золотодобытчик "Высочайший" (GV Gold) сейчас сосредоточился на ключевом проекте развития - строительстве ГОКа "Светловский". О текущем статусе проекта, а также о динамике производства и издержек, рынке китайской техники и ожиданиях по ценам на золото в интервью "Интерфаксу" рассказал гендиректор...    читать дальше
.
27 апреля 2024 года 14:54
"Объединенная зерновая компания" (ОЗК) является единственной на агрорынке РФ компанией с госучастием. Созданная 15 лет назад, она стала крупным торгово-логистическим оператором сельхозпродукции и вошла в число ведущих экспортеров российского зерна. Сейчас в составе группы крупнейший перевалочный...    читать дальше
.
22 апреля 2024 года 09:43
"Норникель" после обострения геополитической ситуации весной 2022 года столкнулся со сложностями в реализации своей Серной программы, потеряв доступ к западному оборудованию и технологиям. Одновременно резко усложнилась реализация товара: часть традиционных клиентов из Европы и США отказывается...    читать дальше
.
11 апреля 2024 года 13:44
И формирование федерального бюджета, и его исполнение в России никогда не было рутинным процессом. А на современном этапе постоянно растущий список задач и их итоговый "ценник" даже на фоне благоприятной в целом конъюнктуры внешних рынков заставляют правительство искать новые доходные источники,...    читать дальше
.
01 апреля 2024 года 11:43
Созданный в 2023 году российский FTL-грузоперевозчик NatCar (АО "Национальный перевозчик") позиционирует себя как один из наиболее перспективных стартапов "КАМАЗа". Автопроизводитель, комплектующий парк компании флагманскими тягачами поколения К5, в этом году заявил о планах к 2030 году довести до...    читать дальше
.
27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
Страница 1 из 5
.
.
.
.
.
.

.