
Законопроект о праве глав регионов передать полномочия страховщиков ОМС фондам ОМС ущемляет права пациентов - ВСС
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) обеспокоен внесенным в Госдуму правительственным законопроектом с поправками к закону об ОМС, который способен привести к системным разрушительным последствиям в системе ОМС и к снижению защиты прав пациентов на качественные бесплатные медицинские услуги. Аргументы и анализ возможных последствий президент союза изложил в письмах, направленных в Минюст РФ, в Минфин РФ, а также в Минэкономразвития РФ (находятся в распоряжении агентства - ИФ).
Законопроект-спутник с поправками в закон об ОМС был внесен в Госдуму РФ вместе с проектом бюджета ОМС на новый трехлетний период до 2028 года, содержащиеся в нем изменения способны привести к разрушительным последствиям для уже сложившейся системы ОМС, отмечается в письмах ВСС.
По мнению президента ВСС, предложенный законопроект приводит к нарушению ряда федеральных законов РФ, к дополнительным незапланированным расходам в бюджете ОМС, делает систему ОМС неравномерной и непрозрачной, а главное - нарушает сложившуюся систему защиты прав пациентов на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированную как федеральными законами, так и Конституцией РФ на всей территории страны.
ВСЕ В ОДНИХ РУКАХ
Законопроект-спутник к проекту бюджета ОМС предусматривает изменения, согласно которым главы субъектов РФ имеют право передать полномочия страховщика ОМС территориальным фондам ОМС сроком не менее чем на три года.
Так, законопроект предполагает, что высшее должностное лицо субъекта РФ имеет право "принять решение об осуществлении территориальным фондом на территории субъекта РФ полномочий страховых медицинских организаций". Исполнение территориальным фондом ОМС на территории субъекта РФ полномочий "осуществляется с начала финансового года". "Решение о продлении или о прекращении исполнения полномочий территориальным фондом принимается высшим должностным лицом субъекта РФ не позднее, чем "за один год до окончания срока осуществления полномочий".
Таким образом, на территории РФ в случае принятия подобных изменений окажутся как территории, где по-прежнему работают медицинские страховщики, так и территории, где все полномочия сосредоточены в территориальных фондах ОМС при том, что ни инфраструктуры, ни персонала для исполнения новых функций в фондах не предусмотрено.
Как показал опрос "Интерфакса" экспертов в сегменте страхования ОМС, по существу принятие предложенных изменений "переформатирует всю систему ОМС, предполагает изменения на этапах обеспечения полисами населения, ведения реестра застрахованных, проведения экспертизы качества оказанных населению медуслуг, контроля за их оплатой, выявления нарушений и применения санкций, защиты прав застрахованных, сопровождения пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями и ряде других.
Как говорится в письме, направленном ВСС в Минюст РФ, предложенным порядком "закрепляется новая модель обязательного медицинского страхования ОМС путем принятия высшим должностным лицом решения об исключении из установленной на федеральном уровне системы ОМС одного из ключевых участников - страховщиков ОМС".
Это, полагают в ВСС, приведет по существу "к ликвидации страховой медицинской организации как института, работающего на территории, упраздняет сложившуюся модель защиты прав потребителей страховщиком ОМС" через действующий на протяжении ряда лет в РФ независимого институт страховых представителей (подразделения страховщиков ОМС).
Предложенные поправки "спровоцируют появление конфликта интересов при работе территориальных фондов ОМС, разрушают "механизм независимой экспертизы и качества экспертизы застрахованных лиц, лишают систему прозрачности", говорится в письме ВСС в Минюст РФ.
Законопроект "замыкает в терфондах весь страховой контур ОМС - оформление и выдачу полисов, ведение учета о застрахованных лицах, сведения о медпомощи, оплату медицинским организациям, обмен данными и информирование граждан, а также функции контролера системы на территории РФ". Таким образом, речь идет "о совмещении в одном публичном центре функций администратора, страховщика плательщика и контролера", обращает внимание глава ВСС в письме в Минюст.
НЕРАВЕНСТВО ПРАВ НА ТЕРРИТОРИЯХ
В письме в Минфин РФ президент ВСС выражает "серьезную озабоченность" в связи c опубликованием законопроекта-спутника. Он отмечает, что "в соответствии со статьей 6 Конституции РФ каждый гражданин обладает всеми правами и свободами", "исключается дискриминация по признаку места жительства".
В письме в Министерство экономического развития РФ говорится, что рассматриваемый подход "не соответствует Конституции РФ, основам единого экономического пространства, создает угрозу снижения доступности и качества бесплатной медпомощи, риски роста социальной напряженности".
Кроме того, отмечает глава ВСС в этом письме, законопроектом "не установлены процедуры и критерии принятия решения о передаче полномочий от страховщиков к территориальным фондам ОМС, которые могли бы обеспечить прозрачность подобным решениям". В законопроекте "не говорится об обоснованности передачи полномочий, не говорится о праве обжалования решений, что формирует коррупционные риски и необоснованно ограничивает свободу предпринимательства".
Кроме того, отмечается в письме, в законопроекте "не нашли отражения вопросы использования территориальными фондами ОМС средств от применения санкций к медицинским организациям".
Предложенные поправки также "исключают участие страховых медицинских организаций в органах управления, которые заняты разработкой территориальных программ ОМС, хотя такое право им гарантировано федеральным законом", отмечается в письме.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ
Вместе с тем, обращает внимание глава ВСС в письме в Минэкономразвития, "в финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что его принятие не потребует дополнительных расходов бюджета". Однако в ВСС не согласны с такой оценкой. При передаче территориальным фондам всех полномочий для выполнения установленных законодательством функций от страховщиков ОМС понадобится "значительное увеличение численности работников фондов и дополнительное финансирование", убеждены в союзе.
Страховые медицинские организации рационально подходят к решению поставленных госзадач, имеют кратно большую нагрузку по сравнению с территориальными фондами ОМС за сопоставимый объем финансирования. Расходы территориальных фондов ОМС составили 21,2 млрд рублей, страховщиков - 25,4 млрд рублей в 2024 году. Одновременно объемы экспертных мероприятий, проведенных страховщиками ОМС составили 30 млн экспертиз - в 12 раз выше, тем у территориальных фондов, на счету которых за прошлый год 242 тыс. экспертиз.
Объем рассмотренных обращений - 4,3 млн, аналогичных обращений территориальными фондами было рассмотрено в 9 раз меньше - 464 тысячи.
ВСС также отмечает в письме в Минэкономразвития, что в законопроекте с изменениями в систему ОМС устанавливается - территориальные фонды ОМС Луганской, Донецкой республик Запорожской и Херсонской областей осуществляют полномочия страховщика.
"Однако указанный перечень полномочий не содержит перечень полномочий по защите прав застрахованных по ОМС, по проведению экспертных мероприятий, по оценке оказанной им медпомощи. Это нарушает права застрахованных", отмечают в союзе.
ВСС просит в своих обращениях представителей госведомств "принять во внимание изложенную позицию страхового сообщества при подготовке заключения на данный законопроект".
Правительство внесло на рассмотрение Госдумы проект бюджета федерального фонда ОМС на 2026-2028 годы в понедельник. Предполагается, что вместе с проектом бюджета фонда ОМС депутатами будет рассматриваться законопроект-спутник, который содержит поправки "Об обязательном медицинском страховании" (ФЗ-326), в том числе о праве губернаторов передать полномочия страховщиков ОМС территориальным фондам ОМС.









