Страховщики ответственности перевозчиков недосчитались 78% страхователей от прогнозного значения
Страховщики гражданской ответственности пассажирских перевозчиков в России к настоящему времени недосчитались 78% потенциальных страхователей от прогнозного значения, их страховые сборы по итогам 2013 года могут оказаться на треть скромнее ожидаемых.
Согласно данным официального ответа, полученного Национальным союзом страховщиков ответственности (НССО) от Ространснадзора на свой запрос, общая численность пассажирских перевозчиков, осуществляющих деятельность на территории РФ по состоянию на 1 июня 2013 года, составляет 65 тыс. 703. Ранее, основываясь на данных статистики, страховщики предполагали, что эта группа составляет 300 тыс. компаний.
Больше всего компаний занимается автобусными регулярными перевозками в городском сообщении (22,071 тыс.). Автобусными перевозками в городском сообщении по заказам занимаются 18,086 тыс. компаний. Автобусные перевозки в пригородном сообщении осуществляют 14,146 тыс. перевозчиков.
По данным Ространснадзора, 10,603 тыс. компаний занимаются автобусными перевозками в междугороднем и международном сообщении. Морским транспортом перевозит пассажиров 601 компания. Перевозками троллейбусами и трамваями занимаются 89 и 60 перевозчиков соответственно.
Железнодорожным транспортом перевозки пассажиров и багажа осуществляют 39 компаний, в пригородном сообщении перевозят 4 компании, в дальнем следовании пассажирскими поездами - 3 компании. Одна компания занимается перевозками пассажиров в пригородном сообщении, а также в дальнем следовании скорыми и пассажирскими поездами.
У экспертов вызывает сомнение объем пассажирских перевозок в РФ, который по итогам прошлых лет превышал показатель 20 млрд пассажиров в год. "Завышение официального числа перевезенных пассажиров в статистике могло быть вызвано приписками транспортников в отчетах ради получения госдотаций, которые выдаются в зависимости от объема пассажирских перевозок на некоторых видах муниципального транспорта", - пояснил агентству "Интерфакс-АФИ" представитель компании - страховщика ответственности.
Со своей стороны президент НССО Андрей Юрьев сообщил агентству "Интерфакс-АФИ", что по разным данным за 2012 год в РФ было перевезено от 20 до 24 млрд пассажиров, а в настоящее время, по данным АИС НССО, застраховано около 10 млрд пассажироперевозок. Основная причина данной ситуации - занижение перевозчиками количества перевозимых ими пассажиров. "Несовершенство действующего порядка позволяет перевозчикам занижать данные о количестве перевезенных ими пассажиров", - добавил А.Юрьев. Как сообщалось ранее, НССО инициировал изменение методики оценки объема перевозки пассажиров на транспорте.
Как пояснил агентству "Интерфакс-АФИ" первый заместитель председателя правления компании "СОГАЗ" (РТС: SOGP) Николай Галушин, рынок столкнулся с серьезными проблемами, связанными с умышленным занижением количества перевезенных пассажиров, а также манипуляциями с видом осуществляемых перевозок, чтобы снизить тариф. "Основная проблема по уклонению перевозчиков от заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика и по занижению количества перевозимых пассажиров присуща автомобильному транспорту. Единственным, на мой взгляд, способом борьбы с занижением объемов перевозок является переход тарификации на формулу привязки тарифа к количеству посадочных мест (и мест для стояния) в транспортным средстве", - сказал Н.Галушин.
По мнению главного эксперта "Интерфакс-ЦЭА" Анжелы Долгополовой, изменение базовых параметров формирующегося нового сегмента обязательного страхования неизбежно повлияет на корректировку прогноза собранных премий. Она напомнила, что в преддверии вступления закона годовой объем премий в новом сегменте прогнозировался на уровне 5-6 млрд рублей.
"Можно предположить, что за первое полугодие текущего года страховщики собрали премий около половины прогнозного значения. Однако, как показывает опрос экспертов страхового рынка, эта цифра не составит 50% от годового сбора, поскольку подавляющая часть договоров страхования была заключена в первом полугодии. Таким образом, страховщики ответственности перевозчиков могут не досчитаться трети прогнозируемых сборов в связи с некорректной оценкой числа страхователей и объема пассажирских перевозок", - добавила А.Долгополова.
Заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева высказала мнение о необходимости выверки статистических данных, предоставляемых пассажирскими перевозчиками в различные государственные органы.
"Предшествующие оценки числа страхователей также базировались на статистических данных, они откуда-то брались. Предстоит гармонизовать формы статистической и финансовой отчетности на пассажирском транспорте, только после этого можно будет говорить о каком-то анализе параметров рынка страхования ответственности пассажирских перевозчиков", - отметила В.Балакирева.