.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Педагогическая поэма: зачем сажать предпринимателей
.

18 ноября 2013 года 08:35

Педагогическая поэма: зачем сажать предпринимателей

 7  
кадр из фильма
кадр из фильма "Педагогическая поэма", Алексей Маслюков, Мечислава Маевская, 1955
Президент Путин хочет, чтобы неплательщиков налогов сажали в тюрьму, для этого силовикам возвращают право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без санкции профильной службы. Очевидно, речь идет о воспитательной мере. Бюджету мытари "в погонах" не помогут: размер недоимок последние десять лет практически не меняется, несмотря ни на какие реформы
Москва. 18 ноября. FINMARKET.RU - Говорят, что главный аргумент в споре о силовиках и налогах, убедивший президента Путина в необходимости отмены реформы Медведева - фискальный. Силовики, мол, пообещали президенту, что во время экономического спада они смогут собирать больше налогов в бюджет, если смогут ставить на кон свободу неплательщика.

Насколько именно больше станут налоговые поступления, можно сказать уже сегодня - ни на сколько. Как выяснил "Финмаркет" общий размер недоимок и штрафов не меняется год от года: и до, и после реформы Медведева он составляет примерно 750 миллиардов рублей.

Перестали сажать

В некоторых регионах правоохранительные органы вообще перестали возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, возмущался в прошлый четверг Владимир Путин, "статьи просто перестали работать". Так он аргументировал необходимость вернуть силовикам право самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Финмаркет

  • В середине президент внесен в Госдуму разработанный Следственным комитетом России законопроект, возвращающий правоохранительным органам право самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Необходимость поправок объясняется снижением эффективности в раскрытии налоговых преступлений.
  • Вплоть до 2009 года наблюдался стабильный рост числа уголовных дел, возбужденных по налоговым преступлениям: с 2004 года их количество выросло в 5 раз;
  • Стабильно в 40% случаев возбужденные дела доходили до суда, примерно в 70-80% случаев суды выносили обвинительный приговор;
  • В итоге число дошедших до суда дел за 2004-2009 годы выросло в 12 раз; приговоров – в 9 раз. (Данные приведены по статье Алексея Никифорова с кафедры уголовного права ВШЭ в свежем выпуске журнала "Гражданин и право".)
  • Все изменилось в 2009 году после начала либерализации уголовного законодательства по экономическим преступлениям.

  • В Уголовном кодексе (УК) были подняты пороги по крупным и особо крупным размерам ущерба, предпринимателей, впервые совершивших экономические преступления, освободили от уголовной ответственности,
  • В Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) подозреваемых в совершении экономических преступлений запретили арестовывать.
  • В 2011 году в УПК появилось требование, чтобы уголовные дела по налоговым преступлениям возбуждались органами внутренних дел только после обращения налоговых органов. Милиция, а позднее и полиция, были лишены права проведения проверок при появлении подозрений или по сообщениям о налоговых преступлениях, возможности замораживать счета компаний или приостанавливать их деятельность.
  • Так власть отреагировала на давление бизнес-сообщества: оно обвиняло правоохранителей в использовании уголовного законодательства в экономической сфере для отъема бизнеса или для шантажа и вымогательства.
  • Уже в 2010 году число выявленных налоговых преступлений сократилось на две трети, в 2011 году - еще на треть. Количество руководителей предприятий, привлеченных к уголовной ответственности, снизилось почти на порядок.

    Бизнес напуган

    Понятно, что деловое сообщество инициатива президента напугала. Силовики ее используют, чтобы снова давить на бизнес, уверены коммерсанты.

    "У полиции и простых следователей и без новой реформы куча проблем и работы. А вот в высших эшелонах полицейской иерархии есть очевидная недогрузка. Она и порождает желание заняться экономической сферой, налогами. Поэтому и появляются разного рода инициативы подменить налоговые органы, начать параллельную деятельность якобы по пополнению бюджета". Председатель попечительского совета ОПОРЫ России Сергей Борисов

    Руководители основных бизнес-организаций - РСПП, "Деловой России", "Опоры России", ТПП - вместе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым в начале ноября обратились к президенту с просьбой провести дополнительные консультации по законопроекту. Они уверены, что возможен компромисс: силовики могут получить право на доследственные действия до завершения налоговой проверки.

    Судят лучше, налогов - столько же

    В защиту ныне действующего порядка возбуждения уголовных дел по налоговым статьям предприниматели приводят статистику, доказывающую, что сейчас в суде заканчивается обвинительным приговором гораздо более высокий процент уголовных дел, чем раньше: в 2009 году приговор выносили только по 23% возбужденным делам; в 2011 – по 39%; в 2012 – по 47%.

    Правда, они признают, что количество заведенных дел упало на порядок: в 2009 году по всем экономическим преступлениям расследовалось 13 044 уголовных дела; в 2011 – всего 1 791; в 2012 – 1 171 дело.

    Финмаркет

    Но дело - это еще не деньги в бюджет. А статистика собираемости налогов говорит, что от количества уголовных дел собираемость налогов не зависит.

  • Размеры недоимок, по данным ФНС, стабильно снижались до 2008 года.
  • В 2009 году их объем заметно вырос, но скорее не из-за либерализации уголовного законодательства в экономической сфере, а по причине экономического кризиса, поставившего предприятия в объективно тяжелые условия: уголовные дела тогда можно было возбуждать против, пожалуй, каждого второго, но денег в казне это вряд ли прибавило бы.
  • С 2010 года даже в абсолютном измерении общий размер недоимок держится на одном уровне чуть более 1 трлн руб.
  • Их доля от всех налоговых сборов с 2009 по 2012 год снизилась почти вдвое - с 18,3% до 9,6%.
  • Финмаркет

    Алексей Никифоров, кафедра уголовного права ВШЭ

    "Силовики хотят в деле выявления и расследования налоговых преступлений перетянуть одеяло на себя. По их мнению, налоговики не могут в полной мере использовать все доступные полицейским методы расследования: например, прослушку, изъятие документов, допрос сотрудников, внезапность появления (налоговики должны уведомлять о проведении проверки заранее).

    Но при этом сами сотрудники МВД не являются специалистами в области налогового законодательства. По идее, во всех делах по налоговым преступлениям должно иметься заключения налоговых органов. Но зачастую до 2011 года сотрудники МВД и ФНС проводили проверки параллельно, налоговики по итогам своей проверки претензий не имели, а силовые органы уголовное дело все же возбуждали.

    Поэтому претензии делового сообщества к силовикам, которые использовали уголовное законодательство, в том числе и по налоговым преступлениям, для давления на бизнесмена с целью получения от него каких-то материальных выгод представляются справедливыми. Это подтверждает также невысокий процент дел, заканчивавшихся приговорами.

    Главный аргумент сторонников возвращения общего порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям – снижение эффективности борьбы с уклонением от уплаты налогов. Получается, основной смысл – фискальный, наполнение казны. Но это главная задача налоговиков. Полиция с ней не справится: они будут возбуждать какое-то количество уголовных дел, копаться, вызывать на допросы, проводить выемку документов, но в основном это будет бесперспективно с точки зрения увеличения собираемости налогов".

    Иван Соловьев, профессор кафедры налогового права Финансового университета при правительстве РФ

    "Главная причина падения числа уголовных дел по налоговым преступлениям не в росте правосознания налогоплательщиков. По инициативе налоговиков как до введения нынешнего порядка возбуждалось порядка 5-6% уголовных дел, так ничего и не изменилось.

    Кроме того, была в шесть раз увеличена сумма крупного и особо крупного размера ущерба по неуплаченным налогам – до 1 млн руб. Плюс в органах внутренних дел ликвидировали налоговые подразделения. По этим трем основным причинам число выявленных налоговых преступлений резко упало.

    Не представляю, как можно на предпринимателя давить с помощью налоговых дел. Я не вижу такой проблемы по налоговым делам. Это неэффективно. Под стражу по экономическим делам брать нельзя. Если есть недоимка, ее можно погасить, и дело автоматически прекращается.

    Любой разумный человек понимает, что есть гораздо более действенные инструменты для того, чтобы давить на бизнес, или помочь одному бизнесмену свести счеты с конкурентом. Есть другие статьи УК и Гражданского кодекса, которые гораздо интереснее работают, чем налоговые. Налоговые последний идиот возьмет, чтобы давить на человека.

    Законопроект не предполагает отказа от материалов налоговых органов. Просто уголовное дело можно будет возбуждать не только на основании акта налоговиков, но и по другим основаниям, прописанным в ст. 140 УПК (в т.ч. по заявлению о преступлении или о его подготовке – "Финмаркет"). Например, на основании явки с повинной. Такое бывает, совесть заела".

    Финмаркет

    Вадим Волков, научный руководитель Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге

    "Правоохранительные органы, Следственный комитет в особенности, как вновь созданный орган, стремится забрать себе все больше полномочий, чтобы оправдать независимое отдельное существование и выделяемый ему бюджет.

    Это очень опасная мера. Здесь встречаются две философии, как наполнять государственную казну. Одна говорит о том, что чем лучше инвестиционный климат и выше экономическая деятельность, тем больше средств в виде налогов пойдет в казну. Другая философия, популярная среди силовиков, исходит из того, что в сфере предпринимательства огромное количество жульничества, увода денег.

    Надо более активно выявлять эти хищения и возвращать похищенное в казну. Но по факту получается, что экономический ущерб от правоохранительной деятельности выше, чем ущерб от экономических преступлений".

    Михаил Орлов, партнер юридической компании КПМГ

    "Возвращение силовикам права самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям вряд ли преследует фискальные цели.

    Нынешняя идея вызвана, пожалуй, желанием повысить значимость полиции и Следственного комитета. Другого реального смысла я не вижу. Злые языки говорят, что целью является финансовое обеспечение конкретных сотрудников полиции, которые на этом будут хорошо нагревать свой карман. Но мне не хочется в это верить.

    Резкое снижение приговоров по налоговым делам после 2010 года означает повышение качества следственных мероприятий и исчезновение необоснованных приговоров по необоснованно возбужденным делам. В этом я не сомневаюсь. В том, что от этой категории дел - «тех, кто не смог договориться», удалось избавиться, большая заслуга нынешнего порядка.

    Приговор не является самоцелью. Главное, чтобы все исполняли налоговое законодательство. Ради этого надо принимать любые нормы. А так создается впечатление, что главное – осудить, посадить человека, и не важно, получило ли государство после этого положенные ему налоги.

    У полиции, это очевидно, есть недоверие ко всем: она уверена, что лучше налоговых органов знает, как расследовать налоговые преступления, лучше знает, как проводить хирургические операции, как выращивать животных. Она не справляется со своими прямыми делами, но хочет подменить налоговые и все прочие контролирующие госорганы".

    Александра Суслина, Экономическая экспертная группа

    "Изменение с 2012 года порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям только с подачи ФНС на размере недоимок никак толком не сказалось, на налоговых поступлениях влияние этой новации в явном виде никак не прослеживается. В абсолютных числах объем недоимок почти не меняется – около 1 трлн руб., а если относить к ВВП или еще чему-то, то получится, что снижается. В налоговой отчетности нет строчки "получено в результате судебного урегулирования". Даже если бы была, она тоже не стала бы сильно информативной: судебные тяжбы иногда тянутся годами.

    С другой стороны, задолженность – это не всегда налоговые преступления, иногда это недочеты или вынужденная неуплата из-за отсутствия у предприятия реальной возможности, например, вследствие ухудшения экономического положения. Недоимка делится на две части: возможная к взысканию и невозможная. Вторая списывается. Первая – либо взыскивается, либо реструктурируется, причем иногда это делается из года в год, и не понятно, чем эта часть отличается от невозможной к взысканию".



    Опубликовано Финмаркет
     


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
    Иван    05.12.2013
    Я работаю с 1997г. Раньше, до 2004 налоговики при проверках начисляли недоимку в размере заработанной прибыли и изымали ее. Потом получили инструкцию доначислять не менее 1 миллиона рублей. При очередной проверке доначислили. Повод - незачет документов на приход товара по формальным признакам. В результате фирма перестала работать, поскольку выплатить такую недоимку возможности вообще никакой нет, а недоплата и штраф висят уже несколько лет. И таких предпринимателей полно!
    Борис    21.11.2013
    Я предприниматель,нашему Президенту не понять предпринимателей он должен понять, что с утра до вечера думаем как сохранить свой бизнес,а он нам не надо думать о бизнесе думаете как договариваться с силовиками. Мидведев сказал что это хозяйственный спор, если государство не может выбить долги то пусть признаются, что держат в креслах ДЕБИЛОВ И ЗА НИХ ПОЧЕМУ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО!
    Елена    20.11.2013
    Я предприниматель!А я не выскочила,мать двоих детей,ни одного доказательства,наша доблестная милиция,при конфискации компьютера с базой 1с,просто подделала доверенность ,которую якобы нашли в базе 1с ,где вместо ООО было напечатано ОО,даже справка от организации обслуживающих 1с ,которая поясняла,что такой документ не может хранится в базе,т.к. изготовлен в ручном режиме и не может быть найден в базе 1с не помогла,а самое главное позиция судьи при объяснении этого факта,ОТВЕТ СУДЬИ-Я НЕ ЗНАЮ ЧТО ТАКОЕ 1С!И в этой стране мы еще детей рожаем.ПУСТЬ БЫСТРЕЙ ЭТОТ НАРЫВ ЛОПНЕТ!37 И 17 ГОД!
    А.Сусаров    18.11.2013
    Александру. "Недоимка это уже выявленная задолженность по налогам." Очевидно и та, которая выявлена правоохранительными органами по результатам уголовных дел. Так эта сумма и не меняется практически много лет: независимо от числа возбужденных уголовных дел. Хорошо бы было получить статистику возмещения по уголовным делам. Но МВД даже более простую статистику отказалось давать. И не думаю, что там речь идет о многих миллиардах. Президент же сказал: суды присудили миллиард, а в казну перечислили 4 млн.
    александр    18.11.2013
    Причем тут размер недоимкм.Что такое недоимка. В соответствии со ст.11 это - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;Уголовные дела возбуждаются по основанию уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, Недоимка это уже выявленная задолженность по налогам. Следственные органы должны оперативно-следственным путем выявлять сокрытые от налогообложения доходы.ФНС в принципе не в состоянии выявлять сокрытые от налогообложения доходы она проверяет правильность начисления налогов на основании представляемых документов налогоплательщиком документов и в зависимости от результата их может доначислить.
    vol    18.11.2013
    Не надо отождествлять предпринимателей и нарушителей закона.
    Георгий    18.11.2013
    Сам предприниматель. В 2009 еле успел "выскочить" из суда по 199 УК, вымогали деньги УНПшники по абсурдному, но дошедшему до суда делу. Дело суд закрыл как раз в связи с поправками, сумма стала небольшой. Потом в арбитраже (после выхода из суда мусора заставили налоговую провести ВНП и предъявить этот бред уже от их лица) я специально доказал отсутствие факта задолженности перед бюджетом. Отбился одним словом. Пусть опять начинается тот-же беспредел! ПУСТЬ! ПУСТЬ ЭТИ ТВАРИ ЗАВЕРНУТ ГАЙКИ ЕЩЁ СИЛЬНЕЕ! ПУСТЬ! ТЕМ БЫСТРЕЕ СОРВЕТ КРЫШУ У ЭТОГО ВОНЮЧЕГО КОТЛА! И ТОГДА МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ НИКОМУ! Я ЗА ПРИНЯТИЕ ПОПРАВОК ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОРГАНАМ ВОЗБУЖДАТЬ НАЛОГОВЫЕ ДЕЛА БЕЗ УЧАСТИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА! Я ЗА ПРИНЯТИЕ ЛЮБЫХ ЗАКОНОВ УХУДШАЮЩИХ ЖИЗНЬ В ЭТОЙ СТРАНЕ! ЛЮБЫХ!!! ТЕМ БЫСТРЕЕ ЭТОТ НАРЫВ ЛОПНЕТ!

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .