.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Жизнь
Главная   /   Жизнь   /   Иногда они возвращаются: после кризиса в России появились дети-бумеранги
.
12 ноября 2013 года 14:56

Иногда они возвращаются: после кризиса в России появились дети-бумеранги

 0  
РИА Новости, Алексей Мальгавко
РИА Новости, Алексей Мальгавко
Экономических кризисы сильнее всего бьют по молодежи, по тем, кто, не успев встать на ноги, теряет все из-за финансовых неурядиц. По всему миру молодые люди возвращаются под родительский кров, Россия - не исключение, выяснили исследователи ВШЭ
Москва. 12 ноября. FINMARKET.RU - Дети-бумеранги - один из важных кошмаров посткризисной экономики: выпускники колледжей и университетов не могут найти работу, не имеют возможности платить за жилье и возвращаются домой, чтобы жить с родителями.

Впервые о проблеме детей-бумерангов заговорили в США, доля молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, живущих с родителями, выросла в стране с 27,6% в 2007 году до 31% в 2013. По данным Pew Research, количество "молодых взрослых" до 34 лет, живущих в "многопоколенных" домохозяйствах, в США выросло с 11% в 1980 году до 21,6% в 2010 году. Не менее остро эта проблема стоит в Евросоюзе: с родителями живут 67% испанцев от 18 до 29 лет и 60,7% итальянцев.

Во время экономических кризисов совместное ведение хозяйства позволяет детям и родителям сохранить тот уровень жизни, к которому они привыкли, благодаря экономии на аренде или покупке жилья для детей. Но у такой стратегии есть и оборотная сторона: переезд в родительский дом отдаляет выход выросшего ребенка на рынок жилья и труда, кроме того, как говорят психологи, это порождает появление инфантильного поколения - "кидалтов", которые не способны нести ответственность за свои действия.

В России тоже есть дети-бумеранги: после кризисов 1998 и 2008 годов часть молодежи была вынуждена переехать обратно к родителям, пишут Ксения Абанокова и Михаил Локшин из Высшей школы экономики.

Вынужденное возвращение к корням особенно характерно для малообеспеченных молодых россиян, чьи доходы пострадали из-за кризиса сильнее всего. Это прекрасная стратегия, чтобы выжить во время экономической бури, предупреждают ученые, но в штиль нужно бороться с несамостоятельностью молодежи.

Кризис лишил молодежь независимости

  • В течение последних 15 лет Россия пережила две серьезных рецессии, которые вызвали значительное снижение благосостояния населения.
  • После кризиса 1998 года и девальвации рубля реальные доходы оказались на самом низком уровне с января 1992 года.
  • После десятилетия высоких темпов роста между 1999-2008 экономика рухнула в новую рецессию.
  • Уровень безработицы вырос с 6,1% в 2007 году до 8,4% в 2009 году, реальные доходы населения снизились на 5,8% к концу 2008 года, а на начало 2009 года упали еще на 10,2% из-за роста задолженности по заработной плате и безработицы.
  • Чтобы адаптироваться к таким драматическим изменениям россияне использовали множество различных стратегий: использование своих сбережений и продажа активов, кредитование у друзей или в банках, перераспределение ресурсов внутри домохозяйства, миграция и использование ресурсов натурального хозяйства.
  • Меньше свободы - больше денег

    Одной из самых распространенных моделей поведения в кризис, как и в ЕС и США, в России стало совместное проживание детей с родителями или бабушками и дедушками. Очевидно, что пережить кризис вместе проще: люди могут сложить свои доходы и обеспечить себе более высокий уровень потребления из-за эффектов масштаба и специализации, которые возникают за счет совместного использования общих ресурсов. Ученые решили выяснить, как объединение повлияло на уровень доходов российских семей.

    Данные для исследования были взяты из "Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ" с 1994 по 2011 год, за исключением 1997 и 1999 года, когда опрос не проводился. Всего были использованы данные 16,8 тысяч семей, половину из них наблюдали больше двух лет, а 25% - более семи лет.

    Из общего массива семей были выделены те, численность которых увеличилась за счет взрослых, также был оценен их фактический и прогнозируемый уровень потребления до кризисов 1998 и 2008 годов и после.

    ВШЭ

  • Доля усложненных домохозяйств достигла в 2011 году 41%. В 1998 году она выросла на 5%, в 2001-2002 годах – на 11-12%. В посткризисном 2010 году – уже на 19% - это самый резкий скачок доли "разветвленных" семей с начала 2000-х годов.
  • Средний размер домохозяйства неуклонно снижался с 2,9 члена на семью в середине 1990-х годов до менее чем 2,7 члена в 2011 году. Финансовый кризис 1998 года эту тенденцию замедлил, а кризис 2008 года привел к резкому увеличению среднего размера домохозяйства в России - почти до 2,8.
  • Основными пострадавшими в 1998 году оказались семьи со средним и низким уровнем доходов.
  • В 2009 году посткризисное снижение было также сильнейшим среди домохозяйств с низким уровнем докризисного потребления. Размер богатых домохозяйств остался неизменным.
  • Анализ показывает, что среднедушевое потребление сократилось примерно на 26% в течение 1998 года и на 7% во время кризиса 2008 года.
  • Для многих россиян оба кризиса имели разрушительные последствия, но некоторые домашние хозяйства наоборот улучшили условия своей жизни.
  • Около 42% семей сообщили о более высоком уровне потребления на душу населения после кризиса 1998 года, и 51% семей улучшили свой ​​уровень жизни после кризиса 2008 года.
  • Для семей, которые испытали только негативные потрясения, потребление сократилось почти на 30% по сравнению с 10% у семей, доходы которых выросли после кризиса.
  • В целом доля съехавшихся семей наиболее высока среди тех, кто испытал самое сильное финансовое потрясение в кризис.


  • Опубликовано Финмаркет
     
    .
    Ключевые слова:    кризис,  Россия,  россияне,  ВШЭ,  исследование


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    .
    .