.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Глава Х5 Import: купить товар несложно, а вот привезти его в Россию вовремя - уже труднее
.
 
 
 
 
19 мая 2022 года 18:15

Глава Х5 Import: купить товар несложно, а вот привезти его в Россию вовремя - уже труднее

Транспортная блокада российской экономики стала одним из следствий военной операции РФ на Украине. Прервалось авиасообщение с "недружественными" странами, мировые лидеры морских контейнерных перевозок - швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC), датская Maersk и французская CMA CGM - прекратили принимать заказы на перевозку контейнеров в РФ и из нее. Наконец, санкции ограничили железнодорожные и автомобильные перевозки.

Перебои в цепочке поставок отразились и на потребительском рынке РФ. О том, как крупнейший в России ритейлер - X5 Group (сети "Пятерочка", "Перекресток" и др.) - адаптируется к новым реалиям, рассказал в интервью "Интерфаксу" управляющий директор X5 Import Артем Переславцев (Х5 Import - подразделение ритейлера, созданное в 2018 году и развивающее собственный импорт товаров).

- Что изменилось в X5 с точки зрения логистических процессов с конца февраля - начала марта? Какие сложности возникли в уже сложившихся логистических цепочках и схемах?

- Наш главный принцип - максимальная диверсификация закупок и каналов доставки. Мы работаем со всеми контейнерными линиями и стараемся поддерживать нормальные отношения со всеми партнерами. Но все же с начала марта Х5 Import в экстренном порядке пришлось пересмотреть часть регулярных маршрутов, особенно это касается дальнего плеча доставки. Не секрет, что высокая доля транспортировки товаров из Центральной и Южной Америки, Африки, Индии и Китая приходится на крупных международных морских перевозчиков и контейнерные линии. В связи с тем, что компания Maersk сначала приостановила прием заказов на перевозку грузов, а потом и вовсе заявила о своем уходе из России, нам пришлось экстренно менять поставщиков в части цепочек поставок. Также пришлось оперативно разрабатывать варианты альтернативных каналов поставок из других стран для того, чтобы снизить риски и не допустить ситуации, в которой мы не сможем поставлять бананы из Эквадора, яблоки из ЮАР, виноград из Индии. Благодаря этому, к середине апреля все возникшие проблемы удалось купировать.

Совместными усилиями операционного департамента Х5 Import и службы товародвижения торговых сетей мы минимизировали риски пустых полок по тем недопоставкам, которые случились в феврале и начале марта. Но мы не останавливаемся и продолжаем искать варианты поставок товаров через третьи страны. Вообще, все дальние плечи - это давно сложившиеся маршруты, и наша задача - перенастроить эти потоки, проведя их через доступные точки, порты, логистические хабы. Наверное, 2022 год можно будет назвать годом логистики: купить товар несложно, а вот привезти его в Россию вовремя - уже труднее. Это что касается дальнего плеча логистической системы. Хотя, в последние недели возникла необходимость корректировать схемы и на коротких плечах.

- Речь о сложностях с пересечением сухопутных границ в Европе?

- Да. В последние недели усложнились поставки товаров на грузовиках из Европы через Белоруссию, поскольку европейские машины перестали пропускать через границу. Мы столкнулись с необходимостью менять схемы поставок. При этом транспортные потоки большие, а свободного транспорта, на который можно было бы перегрузить товары в Белоруссии, не хватает. Ничего критичного для импорта не происходит, но для перестройки потоков нужно время, поэтому можно видеть огромные очереди грузовиков что с одной, что с другой стороны границы. Это может повлиять на сроки поставок ряда товаров, но, думаю, в ближайшее время ситуация стабилизируется.

- На сколько увеличивается время поставок товаров из-за рубежа?

- По разным товарам ситуация разная. Но я бы вообще не ставил вопрос таким образом: для ритейла важно не столько время поставок, сколько их постоянство и стабильность. Неважно, идет ли виноград несколько недель из Индии или четыре дня из Узбекистана - важно, чтобы в четверг он был в распределительном центре и был свежим. И основная сложность сейчас заключается в том, что стабильность поставок может нарушаться.

- Есть ли примеры закрытия поставок товаров из целых стран?

- В тех категориях, в которых работает Х5 Import, никаких запретов и закрытия поставок не было.

- То есть рисков пустых полок нет?

- Нет, таких рисков мы не видим. Мы ведем постоянную работу с "Пятерочкой" и "Перекрестком": если, к примеру, мы видим, что поставки из той или иной страны задерживаются, мы либо сами пытаемся найти альтернативу, либо оперативно оповещаем сети - и они могут увеличить закупки внутри страны.

- Были ли случаи полного прекращения импорта в Россию какого-либо товара, без возможности найти ему замену?

- Пока есть возможность найти альтернативу любому товару, который мы везем. Количество партнеров, с которыми мы работаем, осталось примерно прежним. Но, действительно, мы ведем плотную работу по поиску альтернатив текущему ассортименту: о том, что будет на полке в сентябре, нужно думать уже сейчас. Каждую пятницу у Х5 Import проходит ассортиментный комитет с представителями коммерческих служб сетей группы, на котором мы обсуждаем торговые марки, альтернативные существующим на полке. У нас есть достаточно большой список, в нем более 800 позиций, для которых нам предстоит в самое ближайшее время найти альтернативу. Первые 200 позиций - приоритетные. Многие из них уже в самое ближайшее время поступят на полки магазинов. И мы рассчитываем, что многие из них будут не только дешевле существующих брендов, но и лучше по качеству.

- Есть ли уже примеры начала импорта товаров из новых стран, с которыми X5 до этого не сотрудничала? Как выглядят логистические схемы в таких новых партнерствах?

- Х5 за последние два года сделала рывок в собственном импорте и более чем в три раза увеличила пул поставщиков. Поэтому новых стран не прибавится. Просто некоторые страны станут более существенными для потоков импорта.

- Из скольких стран X5 импортирует продукцию?

- Более чем из 60. На нашем радаре около 1,5 тыс. поставщиков.

- Как изменения в логистических процессах влияют на цену товара?

- Как я сказал, мы работаем над поиском альтернатив существующим поставщикам и товарам на полке, наша цель - замещение существующих товаров по более низким закупочным ценам. В будущем мы сможем предложить широкий ассортимент альтернативных торговых марок, которые встанут на полки и ничем не будут уступать по качеству тому ассортименту, который в настоящее время присутствует в "Пятерочке" и "Перекрестке". Экономия по закупочным ценам поможет нам компенсировать выросшие затраты на логистику. Поэтому, возможно, получится так, что итоговая цена для покупателей особо не изменится.

- Есть ли сложности в общении с партнерами в других странах, например, случаи отказов в поставках?

- Бизнес - вещь рациональная, поэтому все партнеры хотят с нами работать. За более чем трехлетнюю историю существования Х5 Import у нас сложились достаточно конструктивные отношения с большинством наших партнеров и перевозчиков. Они привыкли работать с нами, потому что мы открытая, прозрачная компания, придерживающаяся высоких стандартов во взаимоотношениях с поставщиками. И на наш взгляд, те партнеры, которые приняли решение свернуть бизнес в России, не хотели этого делать. Что же касается остальных компаний, очевидно, никто не хочет терять рынок, все хотят работать. Потому что рынки сбыта, которые они завоевывали с таким большим трудом, и доли на этих рынках терять никому не хочется. Сейчас мы наблюдаем достаточно конструктивный диалог и желание решать логистические проблемы сообща.

- Готова ли X5 вести расчеты со своими поставщиками в рублях или в национальных валютах стран, а не только в долларах или евро? Готовы ли к этому ваши партнеры?

- С рядом поставщиков из Китая, Турции, а также стран СНГ и стран, входящих в ЕАЭС, расчеты уже успешно переведены из долларов и евро на национальные валюты или рубли. Мы готовы переходить на расчеты в альтернативных валютах. Сейчас X5 Import совместно с казначейством корпоративного центра Х5 прорабатывают возможность оплаты в рублях, в китайских юанях, в турецких лирах, индийских рупиях и в других валютах наших крупнейших партнеров. Вообще говоря, это всего лишь технический момент, который решается в рабочем порядке. Думаю, в дальнейшем эта практика будет принята за базовую, и это позволит повысить стабильность во взаиморасчетах. При этом и наши партнеры готовы переходить на расчеты с нами в рублях и национальных валютах. Они понимают всю важность этого процесса для продолжения взаимовыгодной торговли.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
 
.
Компании упоминаемые в новости:    X5 Retail Group


.

27 июня 2022 года 11:30
Транспортное машиностроение оказалось в эпицентре санкционной бури. Ограничения прямо ударили как по рынку сбыта для предприятий отрасли, сказавшись на железнодорожных перевозках, так и по поставкам жизненно важного оборудования и комплектующих, расчетам с контрагентами. Компании в спешном порядке...    читать дальше
.
23 июня 2022 года 11:29
Корпоративное управление - казалось бы, не самая чувствительная к санкциям тематика, ведь есть масса сфер деятельности, подверженных более прямым и жестким запретам. Но на деле многочисленные компании спустя пару месяцев после начала санкционной волны оказались на грани коллапса принятия решений....    читать дальше
.
22 июня 2022 года 14:45
Тренд на консолидацию отрасли автомобильных грузоперевозок в России сохраняется еще с допандемийных времен, хотя обрастает нюансами с каждым новым кризисом. На этот раз автоперевозчики оказались в ситуации, когда работу на сложившихся годами маршрутах нужно как минимум переосмыслять, купленные...    читать дальше
.
20 июня 2022 года 15:29
Андрей Костин в свое время ввел в активный оборот термин "дедолларизация", однако сам же подчеркивал: полностью уйти от доллара нельзя, по сути это - утопия. Главе ВТБ это было известно лучше многих, ведь банк и исторически имел значимый валютный бизнес, а бурное развитие...    читать дальше
.
20 июня 2022 года 10:48
Укрепление рубля, произошедшее в последние два месяца, становится настоящей головной болью для властей: снижается выручка экспортеров, доходы бюджета, конкурентоспособность российских производителей. Что делать с "переукрепившимся" рублем - эта тема проходила красной нитью во всех...    читать дальше
.
20 июня 2022 года 08:20
Жесткий санкционный режим вынуждает иностранных игроков покидать российский рынок, власти облегчают отечественным компаниям "подхватывание" активов, смягчая условия согласования сделок. Все это потенциально чревато повышением концентрации на рынках, и, как следствие, ростом цен для конечных...    читать дальше
.
17 июня 2022 года 10:54
Нынешняя посевная кампания в РФ проходит в новых условиях, связанных с резким ростом цен на все ее составляющие, разрывом логистических цепочек, необходимостью сохранять технологический уровень отрасли на фоне проблем с поставками импортной техники и запчастей к ней. Животноводам и птицеводам тоже...    читать дальше
.
16 июня 2022 года 12:30
На фоне санкций и кризиса в экономике бизнес получил передышку: внедрение некоторых этапов обязательной цифровой маркировки и новые эксперименты были отложены. Между тем, маркировка привела к существенному обелению ряда товарных рынков - шин, табачной продукции, парфюмерии, обуви, уверен оператор...    читать дальше
.
15 июня 2022 года 11:22
Борьба за Арктику в новых геополитических условиях обостряется - разные страны все активнее заявляют здесь о своих экономических, военных, политических интересах. Арктические субъекты занимают значительную часть территории России, поэтому не удивительно, что несколько сессий Петербургского...    читать дальше
.
14 июня 2022 года 12:45
Отрасль розничной торговли РФ, которая вышла победительницей из пандемийного кризиса, столкнулась с новыми и более масштабными вызовами. После всплеска панического спроса в марте (который, впрочем, привел к росту оборота розницы только на 2,2%, согласно данным Росстата) в апреле рынок розничной...    читать дальше
.
Страница 1 из 7
.
.
.
.
.
.
.
.

.