.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Совладелец АО "Донаэродорстрой": системная проблема роста цен в этом году обнажилась
.
 
 
 
 
20 сентября 2021 года 13:51

Совладелец АО "Донаэродорстрой": системная проблема роста цен в этом году обнажилась

20 сентября. FINMARKET.RU - Крупных подрядчиков, способных осилить многомиллиардный дорожный проект, на российском рынке можно пересчитать по пальцам. Все они в настоящее время загружены не только госконтрактами, но и сопутствующими проблемами ценообразования. О том, как на строителей повлиял скачок цен на сырье, какие шаги предпринимаются для сглаживания его последствий и устранения регуляторных проблем, а также о том, когда российскому дорстрою может стать интересна публичность, рассказал в интервью "Интерфаксу" совладелец АО "Донаэродорстрой" Владимир Кирсанов.

- Правительство заявляет, что дорожная отрасль преодолела ковидный 2020 год без особых проблем и даже ускорилась. Для вашей компании это тоже так?

- Я бы здесь поддержал, конечно, выступление вице-премьера Марата Хуснуллина, и, безусловно, поблагодарил правительство за то, что нас не остановили. Для дорожно-строительного предприятия остановка - это очень серьезный удар, потому что есть ряд расходов, которые мы обязаны нести постоянно. Никто не отменял даже в самые тяжелые времена ни лизинговые платежи, ни зарплатные вопросы, ни многие другие. Мы работали, и пакет заказов у компании достаточный - он был таким и в самый сложный ковидный 2020 год, и остается на 2021 год, а также на перспективу до 2023 года. Мы сейчас законтрактованы до 2024 года.

- Бэклог компании сейчас выше 100 млрд руб.?

- Он близок к этой цифре. У нас из крупных объектов - обход Аксая, который заканчиваем на первом и втором этапах в этом году. Третий этап мы уже сдали в прошлом досрочно на год, а первый-второй этап тоже сдадим досрочно на один год в текущем году. Дальний западный обход Краснодара (ДЗОК) - объект, должен быть сдан по планам в 2023 году, сейчас стройка идет ударными темпами. И первый этап обхода Волгограда - самый сложный, где внеклассный мост через Волго-Донской судоходный канал. Также северный обход Ростова-на-Дону - довольно крупная стройка. Это такие знаковые объекты.

- Сокращений штата, соответственно, у вас не было?

- Штат меняющийся, у нас это в среднем около 3 тыс. человек. Конечно, в строительный сезон он возрастает, зимой немного сокращается, кого-то мы отпускаем в отпуска. Но с учетом широкой географии зимний период у нас все равно рабочий. Мы активно работаем в Краснодарском крае и Ростовской области, где погодные условия позволяют трудиться и в зимние месяцы.

- Вызовом для отрасли стал скачок цен на сырье. По каким позициям у компании есть проблемы?

- Проблемы в строительной отрасли в целом зрели давно, речь не только про текущий или прошлый год. Когда мы сегодня говорим о проектах, которые проходят Главгосэкспертизу, мы понимаем, что такого понятия, как "прибыль подрядчика", в принципе не существует. Есть какие-то федеральные и региональные коэффициенты, пересчеты из одного года в другой. Плюс все зависит от объекта. Но нигде нет статьи "прибыль". То есть, нужно в рамки существующей цены контракта как-то укладываться и зарабатывать. Кроме всего, конечно, Главгосэкспертиза - орган контролирующий, и у него есть, скажем так, свои параметры, которые зачастую опускают ту цену, с которой первоначально проектная организация заходит в экспертизу. Также существует проблема с аукционами, когда подрядчики на конкурсе вынуждены опускать цену.

По совокупности всех этих факторов можно сказать, что в дорожной отрасли уже практически нет каких-то прибыльных объектов больших, которые, может быть, были там еще 10 лет назад. Сегодня это редкость. Приходится работать в очень узких рамках, серьезно считать каждый шаг и выверять, куда, на какой объект ты хочешь пойти.

К сожалению, компании, которые больше рвутся за количеством, в итоге страдают, потому что объекты надо выполнять. В итоге, где тонко, там и рвется - и это можно сказать о ситуации со всплеском цен на сырье. На самом деле он не единственный, просто сейчас он очень масштабный. И он поставил в сложное положение всех, особенно мостовиков, у которых металл составляет очень значимую часть в любом объекте. Первое резкое повышение было именно на металл. Хотя цены растут и на другие материалы.

- Какие, например?

- Ну, это и щебень, и битум, и нефтепродукты. Масса всего: различные запчасти, техника дорожно-строительная. Курс валюты - мы это понимаем. И рост идет каждый год, просто в этот раз всплеск получился. И каждый год дорожники в этом смысле должны догонять те сметы, которые существуют, которые прошли Главгосэкспертизу. Поэтому данная проблема системная, а этот год очень сильно ее обнажил. Плюс есть практика работы "с листа", когда объект нужно строить вот сейчас, очень срочно, а документация еще не вся готова. К сожалению, в таких объектах очень сложно прогнозировать, какая будет прибыль, и как будут развиваться события. Поэтому сегодня, чтобы выжить, надо очень тщательно подходить к выбору объектов и очень хорошо считать.

- Для "Донаэродорстроя" 2020 год был прибыльным? Ждете ли прибыли по этому году?

- Ну, мы все равно прогнозируем плюсы, потому что все-таки нам, как я бы подчеркнул, повезло, что у нас мостовых объектов (где высокая доля метпродукции - ИФ) не так много в объемах. Плюс мы, конечно, рассчитываем на августовское постановление правительства этого года (N1315 - ИФ), которое позволяет пересчитать стоимость подорожавших материалов. Конечно, мы это сейчас делаем. Нашими компаниями уже на целый ряд объектов были поданы соответствующие заявки. В том числе, по обходу Волгограда, обходу Аксая.

- Каким может быть объем корректировок смет при пересчете?

- Я не хотел бы пока на эту тему говорить, потому что это должно пройти Главгосэкспертизу.

Да, мы одни из первых подали заявку, но пока на сегодня нет ни одного ответа, ни по одному объекту. Что Главгосэкспертиза оставит, мы не знаем. Механизм не опробован, сложно сказать какой будет итоговый результат, поэтому не хотелось бы гадать. Но подорожание большое, и мы будем использовать все предоставленные законом возможности для повышения стоимости контрактов. Некоторые компании заявляют, что им обязательно нужен пересчет с начала года.

- Это в связи, в том числе, со стройками этапов автотрассы М12?

- Не только М12, это у многих компаний на объектах актуально. В первую очередь, на строительстве мостов, где объем металла превалирующий.

- Парк вашей техники превышает 500 единиц, в том числе это машины Volvo и "КАМАЗ". Становится ли отечественная техника привлекательнее для приобретения?

- Конечно, исходя из курсовой разницы, которую за последние годы мы наблюдаем, нам стало накладно приобретать зарубежную технику, покупаем российскую. Другой вопрос - стала ли она лучше? Ну, наверное, стала, потому что развитие, безусловно, идет. Происходит импортозамещение, которое, наверное, благотворно сказывается на качестве российской техники. Но по целому ряду позиций в спецтехнике - грейдеры, асфальтоукладчики, бетоноукладчики - пока нет альтернатив иностранцам у российских производителей. Эту технику выпускают только зарубежные компании. А по перевозочному парку - да, у нас "КАМАЗы" в парке появились. Хотя подавляющее большинство у нас все же импортных машин в парке. В том числе, и перевозочных.

- РСПП в этом году объявил, что крупнейшие российские строители инфраструктуры, в том числе и "Донаэродорстрой", учредили Национальную ассоциацию инфраструктурных компаний (НАИК). Зачем она нужна и какие инициативы продвигает?

- В рамках площадки проходят регулярные заседания. Она одна из многих, где мы принимаем участие, но мы действительно видим, что ее работа и мнения, которые там озвучиваются, услышаны и, в конечном итоге, находят отражение в конкретных законодательных актах и инициативах.

В большей степени, чем последствия COVID-19, появление площадки было связано с ростом цен на сырье и состоянием дел в дорожной отрасли. Участники обсуждения на этой площадке, например, обозначили конкретную проблему: из-за повышения цен на металл подрядчики закрывали каждый месяц в убыток. И у крупных компаний убытки накопились огромные. Площадка стала инициатором пересмотра сметной документации в целом.

- В ковидный период вас включали в перечень системообразующих компаний?

- Мы были включены Минтрансом в перечень системообразующих предприятий. Как одно из крупнейших предприятий в отрасли мы выступаем для них как индикатор, они снимают с нас определенные параметры состояния наших дел, мы какую-то отчетность им даем. Но за помощью как таковой, за какими-то льготными кредитами, мы в ковидное время не обращались, так как, наверное, помощь нужна, в первую очередь, предприятиям, находящимся в тяжелом состоянии. В ковидное время у нас такой потребности не было, и сейчас нет.

- В масштабных стройках М12, которые продолжают разворачиваться на восток, не хотите поучаствовать?

- Мы и так работаем в очень многих регионах. Исторически - в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Волгограде. В целом у ГСК "Дон" есть целый ряд предприятий, которые работают, в том числе, и в Великом Новгороде, и во Владимире, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени - у нас география большая.

В проекте М12 нас нет хотя бы потому, что мы, как я уже говорил, и так загружены практически до 2024 года - у нас только крупных обходов городов три. Глупо разрываться - можно не справиться. Кроме того, М12 - это как раз объект, который строится, так скажем, "с чистого листа". А такие объекты очень непросты.

- По-вашему, российскому рынку дорожного строительства нужны публичные игроки?

- Ну, публичность - это в любом случае то, к чему рано или поздно крупные компании все равно идут, безусловно. Конечно, хотелось бы, чтобы это все было быстрее. Но очень много чего поменялось за последние годы. На сочинском дорожном форуме мы говорили о том, что уменьшилось количество инвестиций частного бизнеса в финансирование строительства автодорог.

- Да, Левитин прямо сказал о потере интереса частных инвесторов в этой сфере.

- Да, поэтому, знаете - хотелось бы много чего... Но я думаю, что все-таки последние несколько лет ситуация в дорожной отрасли стабилизируется. Ну, по крайней мере, большое внимание этому уделяет правительство, и большие инвестиции пошли в эту отрасль. Рано или поздно это даст результат. Сейчас, надеюсь, разберемся с повышением цен и этими скачками курсов... Когда ситуация стабильная, когда курс валюты стабильный, когда цены не растут и инфляция какая-то в определенных пределах, тогда, конечно, различные процессы - в том числе, такие, как публичность, выход на IPO - они наступают.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
 
.
Компании упоминаемые в новости:    Донаэродорстрой



.

22 апреля 2024 года 09:43
"Норникель" после обострения геополитической ситуации весной 2022 года столкнулся со сложностями в реализации своей Серной программы, потеряв доступ к западному оборудованию и технологиям. Одновременно резко усложнилась реализация товара: часть традиционных клиентов из Европы и США отказывается...    читать дальше
.
11 апреля 2024 года 13:44
И формирование федерального бюджета, и его исполнение в России никогда не было рутинным процессом. А на современном этапе постоянно растущий список задач и их итоговый "ценник" даже на фоне благоприятной в целом конъюнктуры внешних рынков заставляют правительство искать новые доходные источники,...    читать дальше
.
01 апреля 2024 года 11:43
Созданный в 2023 году российский FTL-грузоперевозчик NatCar (АО "Национальный перевозчик") позиционирует себя как один из наиболее перспективных стартапов "КАМАЗа". Автопроизводитель, комплектующий парк компании флагманскими тягачами поколения К5, в этом году заявил о планах к 2030 году довести до...    читать дальше
.
27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.