.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Субсидирование ж/д тарифов для поставок нефтепродуктов на Дальний Восток улучшит топливообеспечение региона - замглавы ФАС
.
 
 
 
 
13 декабря 2019 года 13:50

Субсидирование ж/д тарифов для поставок нефтепродуктов на Дальний Восток улучшит топливообеспечение региона - замглавы ФАС

Климатические особенности России каждый сезон ставят перед нефтеперерабатывающими заводами свои задачи: летом нужно больше бензина, в холодный период важно вовремя перейти на зимнее дизтопливо. Но как бы НПЗ не были готовы к сезонным пикам, все равно традиционный рост спроса каждый раз захлестывает топливный рынок и зимой, и летом.

Этой зимой возросший спрос на зимнее дизельное топливо вновь обострил давнюю проблему - нехватка топлива на Дальнем Востоке, где всегда был недостаток перерабатывающих мощностей. О том, как ведомства предлагают решить вопрос зимнего ДТ для дальневосточных регионов, в интервью "Интерфаксу" рассказал замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

- Участники топливного рынка отмечают, что так называемые "восточные надбавки" в механизме отрицательного акциза с демпфером не смогли сделать поставки топлива на Дальний Восток по-настоящему эффективными. А недавно стало известно, что ведомства вернулись к идее субсидирования ж/д тарифов при перевозке топлива на Дальний Восток. Так что же может помочь в решении проблемы?

- Мы находимся в активной стадии решения вопросов, связанных с логистикой поставок нефтепродуктов на Дальний Восток. Этот вопрос обсуждался в правительстве, и решения на этот счет приняты.

Сейчас обсуждается тема, как логистический коэффициент, предполагающий вычет для НПЗ, поставляющих на Дальний Восток зимний дизель, может быть перенесен в вычет из тарифов РЖД. Размер этого вычета должен обеспечить конкурентные условия поставки на Дальний Восток.

Это не совсем правильно называть субсидированием железнодорожных тарифов. Скорее, видоизменение механизма логистических поправок в демпфере, выравнивание условий нефтепродуктообеспечения при транспортировке нефтепродуктов на Дальний Восток. Мы создаем равные условия и новые стимулы для поставок дополнительные объемов зимнего дизеля в эти регионы.

- Но при этом НПЗ, поставляющие топливо на Дальний Восток, не получат "дальневосточную надбавку" ...

- Эти НПЗ не получат коэффициент, связанный с дальневосточной логистикой, но обычный свой демпфер они получат.

Функциональное назначение "дальневосточной надбавки" в демпфере было - обеспечение приемлемых условий поставок топлива на Дальний Восток.

Этот вариант улучшения условий топливообеспечения Дальнего Востока будет реализовываться с участием РЖД, при этом он позволяет существенно расширить круг участников, которые могут воспользоваться новым механизмом. И это важный плюс для топливного рынка.

- С РЖД идея субсидирования тарифов согласована?

- С РЖД этот вопрос обсуждался. Да, компания готова начать его применять. На Биржевом комитете мы обсуждали с участниками рынка этот механизм с учетом того, что в ближайшее время будут внесены необходимые изменения в закон. И надеемся, что механизм субсидирования ж/д тарифов при поставках зимнего дизельного топлива на Дальний Восток будет действовать уже с начала 2020 года.

- И как оцениваете, насколько новый механизм будет способствовать улучшению снабжения зимним дизелем Дальнего Востока?

- Мы считаем, что это серьезный фактор, который позволит выровнять условия топливообеспечения Дальнего Востока и других регионов страны. Благодаря ему на Дальний Восток будет выгодно поставлять топливо не только с сибирских НПЗ, но и, например, из Башкирии. По имеющимся оценкам, это станет экономически эффективно.

- Биржевые цены на зимний дизель в последнее время демонстрировали рост. Как считаете, этот факт свидетельствует о том, что в России пока недостаточно объемов производства, чтобы удовлетворить сезонный скачок спроса на этот вид товара?

- Если смотреть средние биржевые цены по зимнему дизелю в течение месяца, то они находятся, скорее, в боковом тренде. А это означает, что баланс спроса и предложения более или менее сформировался. При этом, если брать объемы поставок зимнего дизеля на внутренний рынок в 2019 году, то они возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 15%. И объемы биржевых торгов тоже увеличились, с начала года примерно на 10%.

Главный эффект здесь, а это касается и зимнего дизеля, и летнего - замещение суррогатного топлива. Этот процесс идет у нас третий год, находится он в самой активной фазе. Наверное, уже в следующем году проблема будет в значительной степени решена в подавляющем большинстве регионов. А суррогаты - это и неуплаченные налоги, и испорченные двигатели автомобилей, и влияние на экологию.

Оценивая общую корзину нефтепродуктов России, мы видим, что более благоприятная ситуация по бензину, менее благоприятная по дизелю. Но в целом по топливу ситуация в стране вполне устойчивая. Для АЗС обеспечивается приемлемый уровень доходности в рамках корзины нефтепродуктов. Ничего экстраординарного по сравнению с предыдущими годами не происходит, все тот же фактор сезонности.

- Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа отмечает рост активности на торгах нефтепродуктами крупных конечных покупателей (те же самые РЖД, горно-обогатительные комбинаты и т.д.). Это может оказать давление на предложение нефтепродуктов на бирже?

- Такое изменение структуры покупателей на бирже имеет место быть. Но создает ли это диссонанс - не очевидно. Потому что раньше те же компании закупали объемы во внебиржевом сегменте, в том числе в рамках тендерных процедур. То есть, сам объем востребованного товара существенным образом не изменился. Перераспределяется механизм его формирования. Но при этом все параметры, которые обеспечивают ликвидность биржевых продаж, сохраняются. И эта тенденция не является негативной. Скорее, нормальная логика, когда большие компании крупные потребители топлива начинают понимать, что механизм биржевой торговли для них также удобен, как и для тех, кто продает топливо в розницу.

- А действительно обсуждается изменение совместного приказа ФАС и Минэнерго по разделению биржевых продаж дизельного топлива на летние и зимние сорта? Чтобы по зимнему ДТ увеличить нормативы биржевых продаж?

- Нет. В такой постановке вопрос между ведомствами не обсуждается. Может быть, он инициирован кем-то, не исключаю, что у кого-то могут возникнуть такие идеи. Но на биржевом комитете подобных обсуждений не проводилось.

Вообще тема корректировки совместного приказа перестает быть острой. Потому что на рынке наличной торговли топливом меняются не только и не столько количественные параметры, сколько условия биржевой торговли.

В настоящее время совместный приказ касается как доминирующих компаний, так и не доминирующих, чтобы получить налоговые вычеты, им необходимо продавать на бирже соответствующие объемы. И в этом смысле совокупный объем топлива уже дополнительно возрастает. Еще больше увеличивать нормативы биржевых продаж для доминирующих компаний неверно: они балансируют свой бизнес так, чтобы продавать в рынок и обеспечивать нефтепродуктами свои сети АЗС. Если им не будет хватать топлива для своих АЗС, то они начнут покупать его на той же бирже. И мы придет к тому, против чего боролись.

Еще одним важным фактором текущей биржевой торговли становятся новые инструменты. Появились поставочные фьючерсные контракты с глубиной продаж на 3, 6 и даже на 12 месяцев. Уже сейчас есть сделки на ноябрь-декабрь 2020 года. Ликвидность биржевых торгов формируется не только наличностью товара, но и новыми финансовыми инструментами. Возникает дополнительная ликвидность, она обеспечивает хеджирование рисков, защиту от колебания цен. А это говорит о том, что на биржевом рынке нефтепродуктов происходят глубокие, качественные, положительные изменения.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
 


.

09 сентября 2025 года 12:05
"Россети" на сегодняшний день представлены на Дальнем Востоке в основном магистральными сетями, но постепенно регион становится приоритетным для компании. При доле Дальнего Востока в общей выручке "Россетей" в 6% инвестиции в регион в последние пять лет составили 40% от всей инвестпрограммы,...    читать дальше
.
08 сентября 2025 года 14:09
Фото: Киселев Сергей/Агентство "Москва"    читать дальше
.
30 июля 2025 года 11:34
Ипотека в последние несколько лет стала предметом активных обсуждений между представителями власти, ЦБ и участниками финансового сектора. И если сперва дискуссия шла вокруг аномальных темпов роста жилищного кредитования и разгона цен на жилье, то сейчас власти обсуждают механизмы, которые позволят...    читать дальше
.
28 июля 2025 года 16:26
В России готовятся изменения в закон об ОСАГО, предусматривающие изменение подходов к осуществлению возмещения в виде ремонта автомобиля. О том, какие изменения ждут страховщиков и автовладельцев, предпочитающих денежной выплате организацию ремонта после ДТП, рассказал "Интерфаксу" президент...    читать дальше
.
24 июля 2025 года 12:35
Бренд "Абрау-Дюрсо" в последние годы стал ассоциироваться не только с игристыми винами. Компания значительно увеличила портфель за счет выпуска другой продукции, включая крепкий алкоголь и безалкогольные напитки. Более того, она расширяет курорт Абрау-Дюрсо, занимается развитием и продвижением...    читать дальше
.
11 июля 2025 года 15:02
Первое полугодие российский банковский сектор прошел без потрясений. Однако банкиры ждут, что текущий год окажется непростым для системы из-за высоких ставок, повышенных рисков и ужесточающегося регулирования. Прибыль сектора в 2025 году вряд ли побьет рекорд 2024 года, но отдельные игроки не...    читать дальше
.
04 июля 2025 года 16:54
РФ в настоящее время экспортирует мясо и мясопродукты в более 60 стран мира на четырех континентах, но имеет доступ на рынки более 100 стран. И география экспорта постоянно расширяется. Недавно после многомесячных переговоров и согласования условий поставок для российских производителей говядины и...    читать дальше
.
03 июля 2025 года 16:30
Компания "Центр хранения данных", работающая под брендом "РТК-ЦОД", может стать первой из "дочек" "Ростелекома", которая проведет IPO. На стремительно растущем рынке коммерческих дата-центров компания является лидером с долей более 30% и демонстрирует двузначные темпы увеличения выручки. В 2022...    читать дальше
.
03 июля 2025 года 15:01
Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости    читать дальше
.
03 июля 2025 года 11:59
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС    читать дальше
.
Страница 1 из 6
.
.
.
.
.
.
.

.