.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
интервью
.

Субсидирование ж/д тарифов для поставок нефтепродуктов на Дальний Восток улучшит топливообеспечение региона - замглавы ФАС
Климатические особенности России каждый сезон ставят перед нефтеперерабатывающими заводами свои задачи: летом нужно больше бензина, в холодный период важно вовремя перейти на зимнее дизтопливо. Но как бы НПЗ не были готовы к сезонным пикам, все равно традиционный рост спроса каждый раз захлестывает топливный рынок и зимой, и летом.
Этой зимой возросший спрос на зимнее дизельное топливо вновь обострил давнюю проблему - нехватка топлива на Дальнем Востоке, где всегда был недостаток перерабатывающих мощностей. О том, как ведомства предлагают решить вопрос зимнего ДТ для дальневосточных регионов, в интервью "Интерфаксу" рассказал замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.
- Участники топливного рынка отмечают, что так называемые "восточные надбавки" в механизме отрицательного акциза с демпфером не смогли сделать поставки топлива на Дальний Восток по-настоящему эффективными. А недавно стало известно, что ведомства вернулись к идее субсидирования ж/д тарифов при перевозке топлива на Дальний Восток. Так что же может помочь в решении проблемы?
- Мы находимся в активной стадии решения вопросов, связанных с логистикой поставок нефтепродуктов на Дальний Восток. Этот вопрос обсуждался в правительстве, и решения на этот счет приняты.
Сейчас обсуждается тема, как логистический коэффициент, предполагающий вычет для НПЗ, поставляющих на Дальний Восток зимний дизель, может быть перенесен в вычет из тарифов РЖД. Размер этого вычета должен обеспечить конкурентные условия поставки на Дальний Восток.
Это не совсем правильно называть субсидированием железнодорожных тарифов. Скорее, видоизменение механизма логистических поправок в демпфере, выравнивание условий нефтепродуктообеспечения при транспортировке нефтепродуктов на Дальний Восток. Мы создаем равные условия и новые стимулы для поставок дополнительные объемов зимнего дизеля в эти регионы.
- Но при этом НПЗ, поставляющие топливо на Дальний Восток, не получат "дальневосточную надбавку" ...
- Эти НПЗ не получат коэффициент, связанный с дальневосточной логистикой, но обычный свой демпфер они получат.
Функциональное назначение "дальневосточной надбавки" в демпфере было - обеспечение приемлемых условий поставок топлива на Дальний Восток.
Этот вариант улучшения условий топливообеспечения Дальнего Востока будет реализовываться с участием РЖД, при этом он позволяет существенно расширить круг участников, которые могут воспользоваться новым механизмом. И это важный плюс для топливного рынка.
- С РЖД идея субсидирования тарифов согласована?
- С РЖД этот вопрос обсуждался. Да, компания готова начать его применять. На Биржевом комитете мы обсуждали с участниками рынка этот механизм с учетом того, что в ближайшее время будут внесены необходимые изменения в закон. И надеемся, что механизм субсидирования ж/д тарифов при поставках зимнего дизельного топлива на Дальний Восток будет действовать уже с начала 2020 года.
- И как оцениваете, насколько новый механизм будет способствовать улучшению снабжения зимним дизелем Дальнего Востока?
- Мы считаем, что это серьезный фактор, который позволит выровнять условия топливообеспечения Дальнего Востока и других регионов страны. Благодаря ему на Дальний Восток будет выгодно поставлять топливо не только с сибирских НПЗ, но и, например, из Башкирии. По имеющимся оценкам, это станет экономически эффективно.
- Биржевые цены на зимний дизель в последнее время демонстрировали рост. Как считаете, этот факт свидетельствует о том, что в России пока недостаточно объемов производства, чтобы удовлетворить сезонный скачок спроса на этот вид товара?
- Если смотреть средние биржевые цены по зимнему дизелю в течение месяца, то они находятся, скорее, в боковом тренде. А это означает, что баланс спроса и предложения более или менее сформировался. При этом, если брать объемы поставок зимнего дизеля на внутренний рынок в 2019 году, то они возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 15%. И объемы биржевых торгов тоже увеличились, с начала года примерно на 10%.
Главный эффект здесь, а это касается и зимнего дизеля, и летнего - замещение суррогатного топлива. Этот процесс идет у нас третий год, находится он в самой активной фазе. Наверное, уже в следующем году проблема будет в значительной степени решена в подавляющем большинстве регионов. А суррогаты - это и неуплаченные налоги, и испорченные двигатели автомобилей, и влияние на экологию.
Оценивая общую корзину нефтепродуктов России, мы видим, что более благоприятная ситуация по бензину, менее благоприятная по дизелю. Но в целом по топливу ситуация в стране вполне устойчивая. Для АЗС обеспечивается приемлемый уровень доходности в рамках корзины нефтепродуктов. Ничего экстраординарного по сравнению с предыдущими годами не происходит, все тот же фактор сезонности.
- Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа отмечает рост активности на торгах нефтепродуктами крупных конечных покупателей (те же самые РЖД, горно-обогатительные комбинаты и т.д.). Это может оказать давление на предложение нефтепродуктов на бирже?
- Такое изменение структуры покупателей на бирже имеет место быть. Но создает ли это диссонанс - не очевидно. Потому что раньше те же компании закупали объемы во внебиржевом сегменте, в том числе в рамках тендерных процедур. То есть, сам объем востребованного товара существенным образом не изменился. Перераспределяется механизм его формирования. Но при этом все параметры, которые обеспечивают ликвидность биржевых продаж, сохраняются. И эта тенденция не является негативной. Скорее, нормальная логика, когда большие компании крупные потребители топлива начинают понимать, что механизм биржевой торговли для них также удобен, как и для тех, кто продает топливо в розницу.
- А действительно обсуждается изменение совместного приказа ФАС и Минэнерго по разделению биржевых продаж дизельного топлива на летние и зимние сорта? Чтобы по зимнему ДТ увеличить нормативы биржевых продаж?
- Нет. В такой постановке вопрос между ведомствами не обсуждается. Может быть, он инициирован кем-то, не исключаю, что у кого-то могут возникнуть такие идеи. Но на биржевом комитете подобных обсуждений не проводилось.
Вообще тема корректировки совместного приказа перестает быть острой. Потому что на рынке наличной торговли топливом меняются не только и не столько количественные параметры, сколько условия биржевой торговли.
В настоящее время совместный приказ касается как доминирующих компаний, так и не доминирующих, чтобы получить налоговые вычеты, им необходимо продавать на бирже соответствующие объемы. И в этом смысле совокупный объем топлива уже дополнительно возрастает. Еще больше увеличивать нормативы биржевых продаж для доминирующих компаний неверно: они балансируют свой бизнес так, чтобы продавать в рынок и обеспечивать нефтепродуктами свои сети АЗС. Если им не будет хватать топлива для своих АЗС, то они начнут покупать его на той же бирже. И мы придет к тому, против чего боролись.
Еще одним важным фактором текущей биржевой торговли становятся новые инструменты. Появились поставочные фьючерсные контракты с глубиной продаж на 3, 6 и даже на 12 месяцев. Уже сейчас есть сделки на ноябрь-декабрь 2020 года. Ликвидность биржевых торгов формируется не только наличностью товара, но и новыми финансовыми инструментами. Возникает дополнительная ликвидность, она обеспечивает хеджирование рисков, защиту от колебания цен. А это говорит о том, что на биржевом рынке нефтепродуктов происходят глубокие, качественные, положительные изменения.
Опубликовано: ИА "Финмаркет"
.

Группа компаний "Агроэко", согласно рейтингу Национального союза свиноводов за 2024 год, занимает шестое место в РФ среди производителей свинины с долей около 6%. В ее составе 49 свиноводческих площадок, селекционно-генетический центр, 4 комбикормовых завода, растениеводческий кластер. Последние... читать дальше
.

Минэкономразвития в этом году перезапустило работу над забытым, казалось бы, законопроектом о реформе института банкротства, параллельно задумавшись над специфически-отраслевым регулированием в этой сфере. О задачах возрожденного законопроекта о банкротстве, сроках отмены последних сохраняющихся... читать дальше
.

Российские судоходные компании работают в условиях беспрецедентного санкционного давления и международных ограничений. В начале года "Совкомфлот" подпал под новые масштабные санкции против танкерного флота, что спровоцировало операционные сложности и повлияло на финансовые результаты первого... читать дальше
.

Генеральный директор "Северстали" Александр Шевелев рассказал "Интерфаксу" на площадке ПМЭФ-2025 об основных ориентирах при вынесении рекомендаций о дивидендных выплатах, оценке компанией невостребованных на российском рынке сталеплавильных мощностях, нерентабельном экспорте при крепком рубле и... читать дальше
.

Диверсификация бизнеса превратила "Мираторг" из крупнейшего импортера мяса в одного из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в многопрофильный холдинг, который ассоциируется не только с производством мяса. Причем в выпуске продукции он вышел далеко и за принцип... читать дальше
.

Полуторагодовой период высоких ставок подсветил архаичность бизнес-моделей традиционных FTL-грузоперевозчиков, часть из которых, включая игроков из топ-10, рискуют в итоге лишиться бизнеса. Основатель и председатель совета директоров платформы "Монополия" Илья Дмитриев рассказал в интервью... читать дальше
.

На полях Петербургского международного экономического форума делегация Хабаровского края подписала ряд соглашений о партнерстве, привлечении инвестиций и новых проектах. О том, какие задачи стоят перед краевыми властями, о перспективах и планах по развитию одного из крупнейших регионов РФ в... читать дальше
.

Фото: "Росконгресс" читать дальше
.

Список проблем российского авторитейла во главе с продавливающей спрос ключевой ставкой уверенно пополнили и более специфические факторы. Дистрибьюторы китайских марок продолжают раздувать стоки без оглядки на рыночные реалии, а потенциальные покупатели по-прежнему ждут возвращения ушедших... читать дальше
.

Группа "Черкизово", один из ведущих производителей мясной продукции РФ, на фоне нынешней экономической ситуации пересматривает подход к инвестиционным проектам, отдавая приоритет тем, у которых срок окупаемости составляет менее пяти лет.
О том, что стало причиной такого решения, какой будет... читать дальше
.
.