.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
интервью
.

"Ставки по беззалоговым кредитам населению если и вырастут, то не намного"- глава Русфинанс банка
Кредитование физлиц в России по-прежнему растет быстрее, чем доходы населения. Центробанк повысил коэффициенты риска по необеспеченным ссудам, а вскоре регулятор хочет еще и ограничить долговую нагрузку заемщиков. Но замедляется и выдача заголовых автокредитов. О том, почему автопроизводители субсидируют выдачу ссуд и почему карты рассрочки и каршеринг не вытеснили привычные продукты, в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель правления Русфинанс банка Серж Озеров.
- ЦБ с 1 сентября повысил коэффициенты риска по потребкредитам. Насколько эта мера, по-вашему, необходима, сдержит ли она рост потребкредитования?
Потребительское кредитование в России растет, но не во всех сегментах одинаково. Например, совокупный портфель кредитов наличными всех банков за первые девять месяцев этого года вырос на 19%. Темп роста этого сегмента выше по сравнению с увеличением доходов населения, и это, видимо, было одним из факторов, из-за которых ЦБ принял такое решение.
При этом следует учитывать особенности кредитной политики представленных на рынке игроков. Есть кредиторы, которые выдают более рискованные кредиты по более высоким ставкам. Решение ЦБ повлияет на них сильнее, чем на остальных игроков, так как коэффициенты зависят от процентной ставки. Учитывая сбалансированный риск-аппетит Русфинанс банка, нововведение не окажет большую дополнительную нагрузку на капитал, соответственно, мы не меняли нашу ценовую политику из-за этого решения.
- В целом рынок будет расти медленнее, ведь на некоторых участников рынка нововведения повлияют?
- Нововведение может повлиять на некоторых игроков. Они будут либо снижать ставки и объем выдач, либо менять свои риск-параметры. Но в целом, это коснется меньшинства на рынке. Основные игроки, которые имеют крупные доли и работают ответственно, будут действовать по-прежнему.
- А это повышение коэффициентов повлияет на ставки по потребкредитам наряду с другими факторами?
- Движение ставок сейчас разнонаправленное. По кредитам наличными ставки в последнее время немного выросли, а по автокредитам и pos-кредитам они даже снижались. Но и повышение в случае с кредитами наличными - в пределах одного процентного пункта. Это меньше, чем рост ставок фондирования за то же время. При этом на ценообразование оказывают влияние такие факторы, как конкуренция, стоимость фондирования, наличие ликвидности у банков. Эти и другие факторы влияют на цены больше, чем повышенные коэффициенты.
В целом стоимость фондирования выросла на 70-100 базисных пунктов с августа, в том числе и по кривой ОФЗ. Сейчас рынок в ожидании и определяется: это долгосрочный или временный тренд.
Если проанализировать последнее размещение Минфина, то видим, что министерство на какое-то время вообще уходило с рынка с ОФЗ, затем возвращалось с объемами 5 млрд рублей, 10 млрд рублей и более. Когда есть спрос, то ЦБ и Минфин размещаются полностью. Минфин устанавливает ставку отсечения на том уровне, который считает справедливым, и аналитики ориентируются на эту ставку. При невыгодных условиях Минфин не размещает объем полностью. А это сигнал рынку: Минфин не верит, что повышение ставок продолжится.
- А по беззалоговым кредитам населению ставки будут расти или банки заняли выжидающую позицию?
- Если будут расти, то не намного. В целом банки будут ждать большей определенности по поводу будущего и следующего года. Стабильность будет зависеть от ликвидности, инфляции, цены на нефть, которая сейчас достаточно волатильна.
- А как санкции США влияют на ценовую политику по кредитам физлицам?
- Трудно прогнозировать действия политиков. Если говорить с позиции бизнеса, то при управлении маржой и кредитным риском мы, как банк, входящий в международную группу Societe Generale, работаем с известными переменными, стараясь минимизировать риски в будущем. Снизить риски - это, во-первых, вести корректную и сбалансированную риск-политику; во-вторых, не иметь разрыва между пассивами и активами. Если фондирование привлечено на год, то мы можем смело размещать эти средства.
- Вы упомянули, что по pos-кредитам и автокредитам ставки даже немного снижались. С чем это связано? Ведь ЦБ недавно повысил ключевую ставку, инфляция тоже росла.
- В первую очередь, это связано с высокой конкуренцией на рынке в конце года. Если брать сегмент pos-кредитования, то все банки хотят выполнить свои годовые цели, привлечь новых клиентов, поэтому традиционно в четвертом квартале усиливается конкуренция. Можно ожидать массовый поток новых клиентов, которые захотят совершить покупки к Новому году.
На рынке автокредитования ставки не повышаются, так как ключевые игроки хотят удержать свою долю. Банки также активно участвуют в маркетинговых программах совместно с производителями, которые заинтересованы в стимулировании продаж. Был тренд роста в первом полугодии, пока действовала госпрограмма поддержки. Производители хотят продолжения этого тренда и во втором полугодии. После окончания действия программ льготного кредитования в июне продажи автомобилей несколько просели, но уже с июля производители активизировались со спецпредложениями. Речь идет о программах банка со сниженной кредитной ставкой, предоставлении автодилерами скидок на автомобили, получении КАСКО в подарок.
- Автопроизводители не остаются в убытке, субсидируя такую активность?
- У них есть свои цели. Они владеют заводами, которые работают и требуют финансирования независимо от того, есть объемы продаж или нет, поэтому для их бизнес-модели очень важно поддерживать продажи.
Автопроизводители в течение всего года постепенно повышают стоимость новых автомобилей. Каждый квартал цены увеличиваются в пределах 1-3%, и это на протяжении последних 12 месяцев.
- С августа рубль немного ослабел. Это как-то повлияло на рынок автокредитования, ведь машины продаются дороже из-за курса?
- В этом году мы не наблюдали ситуации, как в предыдущие годы, когда курс активно повышался и клиенты хотели купить машины до корректировки цен. Наверное, основной спрос в текущем году был удовлетворен заранее. Был курс доллара 58 рублей, стал - 66-68 рублей, при этом производители постепенно повышали цену, чтобы покрыть разницу. Участники рынка сегодня ищут баланс, чтобы не снижать продажи и защитить свою маржу.
- Как вы видите вообще перспективы развития автокредитования на ближайшее время?
- Полагаю, что рыночная ситуация будет стабильной и позитивной. До конца года рынок автокредитования вырастет в пределах 13%. Считаем, что в 2019 году рост будет не столь активным: в пределах 5-7%.
- За счет чего он будет расти? Ведь считается, что сейчас покупательская способность немного снизилась, из-за курса рубля цены тоже увеличиваются.
- Мы все еще отталкиваемся от низкого уровня спроса, который был в 2015-2016 гг. Сейчас даже при двузначном росте объем выдач остается ниже докризисного уровня, и в год в России продается менее 2 млн новых автомобилей. Вы справедливо отметили, что доходы населения растут не столь высокими темпами.
Одновременно существует множество интересных предложений от производителей. Рынок будет увеличиваться и за счет новых способов продажи автокредитов, в частности, онлайн. Сегодня многие используют смартфон для покупки билетов в кино или холодильника, эта практика доходит и до автомобилей.
Клиентам предлагаются новые продукты, например, кредиты с отложенным платежом. Если ранее кредит выплачивался полностью и его средний срок составлял 4-5 лет, то сейчас на рынке появились предложения на 3 года с остаточным платежом в размере 40-50%. Это позволяет существенно снизить ежемесячные платежи. В конце срока клиент может выбрать: либо вернуть остаток, либо рефинансировать его еще на 2-3 года, чтобы погасить в комфортном режиме, или вернуть машину дилеру и таким образом полностью расплатиться по кредиту.
Еще одно перспективное направление автокредитования - это финансирование покупки б/у автомобилей. Пока спрос на автокредиты в этом сегменте остается на низком уровне. Но ситуация постепенно меняется. Рынок автомобилей с пробегом становится более предсказуемым для клиентов с учетом того, что на него приходят официальные дилеры, работающие совместно с производителем.
Однако необходимо понимать, что все эти драйверы должны компенсировать решение о приостановке действия инструментов господдержки рынка, которые весьма эффективно стимулировали спрос. Именно с этим связан наш достаточно сдержанный прогноз на 2019 год.
- Как вы считаете, почему в России все еще остается низкой доля автокредитов на подержанные машины?
- Потому что рынок не был прозрачным. Продажи происходили среди физлиц без каких-либо гарантий по поводу технического состояния автомобиля и его прошлого. Даже дилеры очень долго занимались только комиссионными продажами, не покупали автомобили, а только получали комиссию за реализацию. То есть, по сути, это были сделки между физлицами.
Повлияет ли на рынок автокредитования развитие каршеринга?
- Мы двигаемся к рынку мобильности и совместного пользования автомобилями, одновременно доля пользователей каршеринга остается невысокой, если сравнивать с количеством покупателей даже новых автомобилей. Да, автомобили каршеринговых компаний мы часто видим на улицах крупных городов. Но это как с желтыми такси в Нью-Йорке: их количество ограничено, но кажется, что они везде, так как их можно увидеть на дорогах круглосуточно.
Кроме того, при активном использовании услуги каршеринга не столь выгодны, да и автомобиль по-прежнему остается символом статуса владельца.
- Как вы оцениваете планы ЦБ собирать со следующего года данные по долговой нагрузке россиян и потом ограничивать эту нагрузку? Как это повлияет на рынок?
- Инициатива важная и существует в других странах. Предельная долговая нагрузка (ПДН) не должна сильно повлиять на наши подходы, учитывая, что мы работаем ответственно и у нас сбалансированный риск-аппетит.
- У вас консервативный подход?
- Да, чрезмерная долговая нагрузка на клиентов не в наших интересах. Новые правила дадут больше доступной информации о доходе клиента и его обязательствах, оценка заёмщика станет более прозрачной.
- Ограничение долговой нагрузки не замедлит рост потребкредитования?
- Это сделает рынок более цивилизованным. Есть банки, которые работают в рискованных сегментах - это снизит их объемы выдач. Есть клиенты, которые намеренно скрывают свои дополнительные долговые обязательства перед другими банками. В новых условиях мы сможем получить больше информации для оценки рисков.
Если клиент объективно не может обслуживать кредит, на который претендовал, то тем лучше, что он получил отказ. В противном случае началась бы просрочка выплат, что не в интересах ни клиента, ни банка.
- То есть значимого влияния на рост рынка потребкредитов не будет? Какой вы ожидаете прирост?
- В этом году прирост общего портфеля всех банков по кредитам наличными можно ожидать на уровне около 20%, в следующем - 10-15%.
- Нет ли сейчас тенденции замещения кредитов наличными и pos-кредитов картами рассрочки, кредитками или иными продуктами?
- Кредиты наличными пользуются спросом и не будут полностью замещены кредитными картами. Что касается такого нового явления, как карты рассрочек - это, конечно, очень интересная возможность для клиентов. Но сроки кредитования там небольшие, обычно до 4 месяцев, поэтому многие выбирают рассрочку через pos-кредиты.
- А вы не хотите такой продукт сделать? Сейчас это популярно.
- Есть разная информация о прибыльности для самих эмитентов таких продуктов. Мы анализируем, как этот продукт сделать наиболее эффективным и для нас, и для клиента.
Как на рынок потребкредитования повлияет введение удаленной биометрической идентификации?
- Новая технология может изменить подход с точки зрения конкуренции, ведь можно использовать идентификацию, которую провел другой банк. Самое главное, чтобы наше предложение было интереснее. Необходимо, чтобы в системе зарегистрировалось большое количество клиентов, тогда уже можно думать, как рассказать им о наших предложениях. Русфинанс банк является частью группы Societe Generale, которая в России представлена также Росбанком и банком "ДельтаКредит". Росбанк одним из первых включился в процесс сбора биометрических данных клиентов.
- Банки, которые вкладывают ресурсы в развитие идентификации, надеются на увеличение продаж своих услуг клиенту, который к ним уже пришел?
- Конечно. В этом должен быть коммерческий смысл.
- Несколько лет назад банкиры говорили, что банки практически не конкурируют с микрофинансовыми организациями. Сохранилась ли эта ситуация?
- Думаю, что речь идет о разных нишах. Если смотреть на средние ставки полной стоимости кредита (ПСК), то в МФО такая ставка превышает 70%, а в Русфинанс банке, например, она менее 20% в зависимости от вида продукта.
Отличается и качество клиентов. Мы тщательно проверяем кредитную историю, и если видим много просрочек, то мы откажем такому клиенту. А высокие ставки для микрофинансовой организации покроют возможные риски. Максимальную ПСК для банков устанавливает ЦБ, поэтому они не могут использовать подход МФО.
Опубликовано: /Финмаркет/
.
Компании упоминаемые в новости: Русфинанс Банк
.

Группа компаний "Агроэко", согласно рейтингу Национального союза свиноводов за 2024 год, занимает шестое место в РФ среди производителей свинины с долей около 6%. В ее составе 49 свиноводческих площадок, селекционно-генетический центр, 4 комбикормовых завода, растениеводческий кластер. Последние... читать дальше
.

Минэкономразвития в этом году перезапустило работу над забытым, казалось бы, законопроектом о реформе института банкротства, параллельно задумавшись над специфически-отраслевым регулированием в этой сфере. О задачах возрожденного законопроекта о банкротстве, сроках отмены последних сохраняющихся... читать дальше
.

Российские судоходные компании работают в условиях беспрецедентного санкционного давления и международных ограничений. В начале года "Совкомфлот" подпал под новые масштабные санкции против танкерного флота, что спровоцировало операционные сложности и повлияло на финансовые результаты первого... читать дальше
.

Генеральный директор "Северстали" Александр Шевелев рассказал "Интерфаксу" на площадке ПМЭФ-2025 об основных ориентирах при вынесении рекомендаций о дивидендных выплатах, оценке компанией невостребованных на российском рынке сталеплавильных мощностях, нерентабельном экспорте при крепком рубле и... читать дальше
.

Диверсификация бизнеса превратила "Мираторг" из крупнейшего импортера мяса в одного из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в многопрофильный холдинг, который ассоциируется не только с производством мяса. Причем в выпуске продукции он вышел далеко и за принцип... читать дальше
.

Полуторагодовой период высоких ставок подсветил архаичность бизнес-моделей традиционных FTL-грузоперевозчиков, часть из которых, включая игроков из топ-10, рискуют в итоге лишиться бизнеса. Основатель и председатель совета директоров платформы "Монополия" Илья Дмитриев рассказал в интервью... читать дальше
.

На полях Петербургского международного экономического форума делегация Хабаровского края подписала ряд соглашений о партнерстве, привлечении инвестиций и новых проектах. О том, какие задачи стоят перед краевыми властями, о перспективах и планах по развитию одного из крупнейших регионов РФ в... читать дальше
.

Фото: "Росконгресс" читать дальше
.

Список проблем российского авторитейла во главе с продавливающей спрос ключевой ставкой уверенно пополнили и более специфические факторы. Дистрибьюторы китайских марок продолжают раздувать стоки без оглядки на рыночные реалии, а потенциальные покупатели по-прежнему ждут возвращения ушедших... читать дальше
.

Группа "Черкизово", один из ведущих производителей мясной продукции РФ, на фоне нынешней экономической ситуации пересматривает подход к инвестиционным проектам, отдавая приоритет тем, у которых срок окупаемости составляет менее пяти лет.
О том, что стало причиной такого решения, какой будет... читать дальше
.
.