.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Нефтяникам нужно вместе придумать технологию для разработки Бажена - Газпром нефть
.
 
 
 
 
26 мая 2017 года 11:19

Нефтяникам нужно вместе придумать технологию для разработки Бажена - Газпром нефть

"Газпром нефть" в мае добилась присвоения статуса национального проекту по созданию российских технологий и оборудования для разработки баженовской свиты - нефтяных залежей, сложность освоения которых является для отечественной нефтянки вызовом нового уровня.

О планах "Газпром нефти" по объединению вокруг Бажена крупных нефтяных компаний и задачах "сотворения российского технологического чуда", которое может дать второе дыхание нефтяной провинции в Западной Сибири и заложить начало аналога сланцевой революции в России, в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель проектного офиса Бажен "Газпром нефти" Кирилл Стрижнев.

- Нефтяники единодушно называют Бажен следующим этапом развития отрасли и также единодушно признают, что для освоения этих залежей, свойственных только для российских недр, еще нет эффективной технологии. Получается, пока мы ходим по замкнутому кругу?

- Цифры по баженовской свите, действительно, впечатляют - по оптимистичным оценкам геологов ресурсы нефти в ее пластах могут достигать 100-170 млрд тонн. Ведь Бажен - это формация, наличие которой подтверждено на всей территории Западной Сибири. Это как открытие новой нефтяной провинции на суше или комплекса крупных месторождений на шельфе. Только для освоения шельфового проекта придется с нуля строить инфраструктуру, а в случае с Баженом уже все построено. Но самое главное - если ввести в промышленное освоение баженовской свиты, то она станет "второй очередью" для Западной Сибири, старые месторождения которой сейчас демонстрируют снижение добычи нефти.

Однако проблема в том, что Бажен является чрезвычайно сложным нефтеносным горизонтом. Часто его сравнивают с североамериканским месторождением Бакен или сланцевой нефтью. Они действительно похожи, но есть и различия. Поэтому для баженовской свиты нужна выработка новых технологических решений, которые позволят рентабельно разрабатывать этот пласт. Нам надо пройти длинный путь - от поиска, отработки и получения эффективной технологии до ее внедрения в промышленном масштабе. В долгосрочной перспективе наша задача - максимальное сокращение себестоимости добычи нефти из Бажена. Но в данный момент главная цель - найти оптимальные технические решения. Причем сделать их российскими. А уже следующим шагом станет работа с затратами. И здесь целый комплекс возможностей - долгосрочные контракты, локализация производства, и так далее. Этот путь прошли наши западные коллеги. В 2010-2011 году средняя цена скважины для разработки сланцевых запасов составляла $12 млн, сейчас она стоит порядка $4 млн. Тиражирование технологий всегда приводит к их удешевлению.

- Если Бажен имеет такое значение для будущего нефтяной отрасли, то почему статуса национального проекта "Газпром нефть" добивалась одна, а не в консолидации с другими НК?

- Заявка "Газпром нефти" на получение этого статуса прошла экспертное изучение в 2015-2016 годах в профильных ведомствах, нефтяных компаниях, анализировалась широким кругом научного сообщества. Все нефтяники наблюдали за этим процессом и поддержали инициативу "Газпром нефти", заверив, что готовы подключиться. Уже сейчас мы получаем от потенциальных партнеров, в том числе и сервисников, письменные подтверждения об интересе.

Нацпроект будет реализован в ХМАО на территории Пальяновской площади Красноленинского месторождения - это залежи баженовской свиты, которые уже несколько лет изучает "Газпром нефть". Задача проекта - разработка минимум 15 технологий для освоения Бажена по конкретным направлениям - это и технологии, и оборудование, и программные комплексы. В числе партнеров - инжиниринговый центр МФТИ, Сколковский институт науки и технологии, МГУ, РГУ им. Губкина, МГТУ им. Баумана.

Под разработку каждой отдельной технологии планируется создание самостоятельного юрлица, в числе участников которого могут быть производители оборудования, нефтесервисные компании или внешние инвесторы, в том числе - любая нефтекомпания. И это юрлицо в итоге станет владельцем новой технологии или ноу-хау.

С научными организациями соглашения о реализации проектов уже заключены. Продолжаются переговоры с 20-30 производителями оборудования и сервисными компаниями. Ведется обсуждение и со всеми крупными нефтяными компаниями. Сейчас продолжается процесс согласования документов, и до их подписания я не готов назвать возможных партнеров, но речь идет о соглашениях с крупными российскими ВИНК.

В целом "Газпром нефть" рассчитывает подписать ключевые документы, подготовить концепцию и четкий план выполнения "дорожной карты" нацпроекта Бажен к сентябрю - будет отличный подарок ко Дню нефтяника.

Национальный проект - это особый статус, подчеркивающий важность инициативы для отрасли, даже для всей страны, и наша заявка прошла придирчивую проверку со стороны государственных органов, конкурентов и партнеров. Важно, что все НК понимают - вызов, который перед отраслью ставит баженовская свита, невозможно решить единолично, надо привлекать все силы. Чтобы не каждый параллельно проходил свой путь, а общими усилиями вперед продвигалась вся отрасль.

Национальный проект дает возможность такого объединения. Он позволяет сформировать некую венчурную площадку, на которой воедино сведутся текущие наработки всех компаний, научно-исследовательских институтов, где можно провести множество опытов, пройти сложный путь проб и ошибок, и в итоге получить отечественные технологии и оборудование для разработки Бажена.

- Обозначьте, пожалуйста, основные параметры нацпроекта Бажен - сроки действия, где он будет функционировать, какие работы предполагается провести и какие инвестиции потребуются для его реализации?

- Срок реализации нацпроекта - до 2021 года, суммарные инвестиции составят 8,5 млрд руб., из которых 7,5 млрд руб. приходятся на долю "Газпром нефти". Это позволит реализовать те 15 технологических проектов, о которых я говорил. Но по мере реализации наших планов баланс инвестиций может измениться, если будет достигнута договоренность о привлечении средств от новых участников.

За этот период мы планируем пробурить более 50 скважин. На Пальяновской площади будет действовать специальная лицензия, которая позволит юридически обоснованно проводить опытно-промышленную разработку запасов. Причем мы предполагаем, что этот актив останется полигоном для испытания технологий разработки Бажена и после 2021 года: наши планы предусматривают бурение еще более 50 скважин с гидроразрывом пласта до 2027 года, то есть суммарно - более сотни за ближайшие 10 лет. За этом время мы сможем добыть на этом месторождении порядка 7,5 млн тонн нефти из баженовской свиты.

- Как нефтяные или сервисные компании, подписавшие соглашение по нацпроекту, будут осуществлять софинансирование? Потребуется ли господдержка?

- Статус нацпроекта позволяет его участникам в приоритетном порядке обращаться за поддержкой. Например, в Минпромторг для получения специнвестконтрактов, льготного финансирования, дополнительных налоговых стимулов. Это не будет прямое финансирования от государства, это будут стимулирующие условия для партнеров, которые занимаются разработкой новых технологий. Такой формат позволит снизить риски, потому что создание инноваций - всегда высокорисковая деятельность, ведь из 10 идей может "выстрелить" только 1, а остальные 9 пойдут в корзину. Поэтому одна компания не имеет такого запаса прочности, чтобы запустить большое число стартапов.

Научные организации, работающие по нацпроекту, опять-таки в приоритетном порядке смогут обращаться за финансированием в Минобрнауки для проведения фундаментальных исследований.

Чтобы привлечь софинансирование от других ВИНК будет использоваться формат технологического полигона - новая схема сотрудничества в отрасли, когда на одном лицензионном участке работает сразу несколько нефтяных компаний, но без передачи лицензии, без консолидации добычи и запасов в отчетность.

- Можете пояснить схему действия технологического полигона, если де-юре участок принадлежит "Газпром нефти", а де-факто на нем работают сразу несколько компаний и научных организаций?

- Пальяновская площадь в рамках нацпроекта Бажен - это не актив "Газпром нефти", наша компания будет просто оператором. Пальян станет отраслевой площадкой, доступной для всех желающих испытать технологии. И мы надеемся, что в итоге проектов будет не 15, а больше.

Мы привлекаем администрацию ХМАО, чтобы она выступала куратором работы полигона, являлась неким гарантом прозрачности для всех игроков. Чтобы были созданы оптимальные условия для входа на техполигон и комфортной работы на нем. Более четко структура нашего взаимодействия будет сформулирована к сентябрю.

Технологический полигон предполагает новый тип недропользования, для его работы нужна лицензия не на разведку и добычу, а лицензия специального назначения, по которой государство официально разрешает вести разработку технологии. Соответствующую работу об изменении законодательства "Газпром нефть" ведет с Минприроды. Эта идея также поддерживается другими игроками нефтяного рынка.

- Если отечественной нефтяной отрасли удастся совершить прорыв и найти эффективную технологию освоения баженовских залежей, то каким может быть вклад Бажена в общую добычу нефти России в ближайшие 10 лет?

- По нашим расчетам, которые мы готовили совместно с другими игроками отрасли, в результате разработки необходимых технологий уже к 2025 году объем добычи нефти из баженовский свиты достигнет 10 млн тонн в год, из них четверть будет приходиться на долю "Газпром нефти". Пока у нас в стране из Бажена добывается менее 1 млн тонн в год. Налоговые поступления и экспортные пошлины от этих проектов составят 30 млрд рублей, а объем производства бурового оборудования достигнет 55 млрд рублей. Эти цифры являются консолидированным отраслевым прогнозом.

Бажен даст новый индустриальный виток развитию отечественной нефтяной отрасли, позволит нашим компаниям не только не уступить своих позиций в эпоху цифровизации мировой нефтегазовой отрасли, но и выйти в лидеры инноваций.

И еще один принципиальный момент. В рамках национального проекта Бажен будут созданы исключительно отечественные технологии и оборудование, потому что привлечение зарубежных инвесторов не предполагается.

Этот факт может дать старт концептуальному перелому в работе нефтяной отрасли РФ, которая часто действовала по принципу: берем лучшее из того, что придумали иностранные подрядные организации. В какой-то момент нами была утрачена компетенция самим придумывать то, что нам требуется здесь и сейчас. А теперь формируется другая тенденция: нефтяники России стремятся быть не просто умными покупателями, но умными заказчиками.


Опубликовано: /Финмаркет/
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   


.

20 ноября 2017 года 13:03
ПАО "Т Плюс" Виктора Вексельберга планирует заместить пятую часть своего кредитного портфеля, который достигает 152 млрд руб., публичным долгом в рублях. В ноябре компания собирается разместить дебютный выпуск биржевых облигаций на 10 млрд руб., оставшаяся часть программы на 20 млрд руб., возможно,...    читать дальше
.
17 ноября 2017 года 12:11
Внешние факторы были весьма благожелательны к российскому долговому рынку в 2017 году. Однако существенно снизившиеся ставки в отечественной экономике, ожидаемое повышение ставок Федеральной резервной системой США, и главное, очередной виток усиления санкционной риторики, вероятно, приведут к...    читать дальше
.
15 ноября 2017 года 12:40
Финансовый директор "Яндекс.Денег" Алла Макарова рассказала о том, как меняется рынок электронных платежей, и что может угрожать традиционным банкам, которые не смотрят в сторону финтеха. - Вы давно вышли за пределы функционала - обычного электронного кошелька. Какая на сегодня у вас...    читать дальше
.
09 ноября 2017 года 15:13
Российский рынок грузовой техники и автобусов, в отличие от рынка легковых автомобилей, практически полностью контролируется отечественными игроками - группой "ГАЗ" и группой "КАМАЗ". Европейские производители вынуждены конкурировать по большей части между собой и даже выделяют свои продажи в так...    читать дальше
.
03 ноября 2017 года 15:25
Новая редакция закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП, федеральный закон N67-ФЗ), которая вступит в силу 27 января 2018 года, усиливает защиту пассажиров на тех видах транспорта, на которые страхование как таковое не распространяется,...    читать дальше
.
02 ноября 2017 года 13:41
Российский рынок капитала в последние годы живет как на качелях: то отправляется вниз под грузом западных санкций, то делает робкие попытки набрать ход, то готовится к новому расцвету благодаря крупным приватизационным историям, то опять хандрит из-за их отсутствия, то вновь пытается разогнаться за...    читать дальше
.
23 октября 2017 года 16:50
Развитие крупных ритейлеров приводит к вытеснению с рынка небольших региональных игроков, и существует риск, что в итоге в российской рознице исчезнет средний сегмент - останутся только крупные игроки и мелкие сети, считает председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег...    читать дальше
.
16 октября 2017 года 18:05
Статус руководителя мирового транспортного гиганта всегда предполагал исключительные полномочия, а после того, как датский конгломерат A.P. Moeller-Maersk A/S решил провести реорганизацию структуры группы, в сферу ответственности гендиректора Сорена Скоу вошли еще и решения о...    читать дальше
.
09 октября 2017 года 10:43
ВТБ в январе 2018 года завершит юридическое объединение с ВТБ 24, с этого момента группа будет работать под единым брендом и в розничном, и корпоративном сегментах. О том, как продвигается объединение, какие задачи и KPI стоят перед менеджментом, о прогнозах роста в рознице на 2018 год и планах...    читать дальше
.
03 октября 2017 года 15:02
Компания "Золото Камчатки", входящая в группу "Ренова" Виктора Вексельберга, еще недавно имела статус небольшого регионального игрока. Но запуск нового ГОКа "Аметистовое" в 2015 году в одночасье вывел компанию в первую десятку отечественных золотодобытчиков. Алексей Голубенко, возглавивший "Золото...    читать дальше
.
Страница 1 из 10
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

.