ЗАО "Райффайзенбанк"
в приложении ежедневный обзор Райффайзенбанка по финансовым рынкам.
Экономика
Потребительские расходы в марте: в плену у эффекта базы
По данным Росстата, оборот розничной торговли в марте просел на 3,4% г./г.
(-1,5% г./г. в феврале), а потребительские расходы в целом (с учетом
платных услуг населению) снизились на 2,3% г./г. (-2,4% г./г. в феврале).
Последние два месяца динамика розничного товарооборота занижена из-за
статистических эффектов. Однако, как мы полагаем, последние два месяца
динамика розницы искусственно занижается временными факторами – в феврале
это был эффект високосного 2020 г., а в марте – очень высокая база марта
прошлого года. Напомним, что тогда ожидания грядущей самоизоляции были
ключевым фактором ажиотажного спроса населения на товары первой
необходимости – розничный товарооборот «скакнул» на 7% г./г., тогда как в
прошлые месяцы рос на ~1,8% г./г.
Росстат улучшил динамику потребительских расходов за прошлый год. Росстат
также пересмотрел данные по потребительским расходам за 2020 г. в целом –
динамика оборота розницы улучшена с -4,1% до -3,2% г./г. Пересмотр выглядит
достаточно существенным: в денежном выражении расходы потребителей
увеличились на 318 млрд руб., или на 0,75%. При этом картина внутригодовой
динамики почти не изменилась, месячные данные улучшены очень равномерно, и
пропорции остались прежними (существенный масштаб спада апреля-июня,
например, сохранился).
С апреля потребительские расходы перейдут к росту на фоне эффекта базы,
поддержки со стороны бюджета и сохранения роста потребкредитования. Начиная
с апреля, оборот розницы, вне всяких сомнений, перейдет к росту. Сначала в
большей степени будет проявляться эффект базы из-за кризисного 2 кв. 2020
г., и плавно будут подключаться и фундаментальные факторы – постепенное
улучшение доходов населения на фоне роста бюджетных трансфертов и снижения
инфляции, а также продолжения позитивных изменений на рынке труда. При
этом, хотя количество занятых и безработных почти достигло докризисных
уровней, и уровень безработицы продолжает падать, все же позитивные
тенденции на рынке труда демонстрируют определенное замедление. В целом мы
полагаем, что сейчас потребительскому сектору не хватает второй волны
стимула со стороны госсектора (напомним, что в марте бюджет заметно снизил
объем стимулирования). В этой связи логично выглядят обновленные меры
социальной поддержки, которые были анонсированы в сегодняшнем послании
Президента (хотя их объем еще предстоит оценить, видно, что некоторые из
них не фигурировали в прошлых планах).
Мы по-прежнему считаем, что в этом году ключевыми факторами роста
потребительских расходов останутся бюджетные расходы и сохранение
позитивной динамики потребкредитования (наряду со снижением сберегательной
активности населения).
компаний. Нажав курсором на название компании, вы перейдете к последнему
обзору по ней. Аналогичным образом сформирован список ключевых тем по
экономике и финансовым рынкам.
Не изменяйте тему сообщения письма об отписке!
- ADM_210421.zip (Размер - 207kb)