
Уточняющая поправка в КоАП о штрафах за отсутствие полисов ОСАГО позволит корректно выявлять нарушителей дорожными камерами
Депутатский законопроект с поправкой в КоАП, который исключает возможность наложения множественных штрафов на автовладельца за одни сутки за езду без полиса ОСАГО, создает законодательные условия для запуска федерального проекта по выявлению водителей без полисов ОСАГО с помощью дорожных камер, считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА) и в компании "Национальная страховая информационная система" ("НСИС", оператор автоматизированной информационной системы страхования, дочерняя компания ЦБ РФ).
Как сообщалось, законопроектом, подготовленным главой комитета Госдумы по финансовому рынку, депутатом Анатолием Аксаковым, предлагается дополнить статью 12.37 КоАП РФ примечанием об исключении множественного наложения штрафов за одни сутки на автовладельцев, участвующих в дорожном движении и не имеющих полиса ОСАГО. Законопроект получил положительное заключение правительства и может быть внесен в Госдуму в ближайшее время.
При этом правительство подержало депутатский законопроект с учетом ряда замечаний, следует из проекта заключения. Среди них самое существенное - необходимость "отлагательного характера" применения предложенной поправки.
Правительство предложило установить отлагательный срок вступления закона в силу до завершения модернизации специального программного обеспечения "Паутина", для отработки механизма привлечения к административной ответственности и решения организационных вопросов, связанных доступностью услуг страхования, отмечается в проекте отзыва.
Законопроект с поправкой в КоАП был подготовлена депутатом Аксаковым как необходимое условие и законодательное основание для запуска федерального проекта по выявлению дорожными камерами в транспортом потоке автовладельцев без полисов ОСАГО. Условия реализации такого проекта в РФ обсуждаются не первый год. В случае принятия предложенной в КоАП поправки, она будет работать в полную силу именно в рамках проекта выявления водителей без "автогражданки" дорожными камерами, поскольку именно наличие камер создает риск множественности фиксации одного и того же длящегося нарушения в течение суток.
В то же время сам запуск проекта видеофиксации водителей без актуальных полисов "автогражданки" на дорогах РФ невозможен к реализации без определенной степени готовности другого проекта - системы ГИБДД "Паутина". Об этом представители ГИБДД в ходе предварительных консультаций неоднократно говорили. Синхронизация с этой системой - условие, высказанное правительством в проекте заключения на депутатский законопроект.
Таким образом, принятие поправка в КоАП с уточнением порядка административной ответственности и применения штрафов открывает дорогу федеральному проекту по выявлению в дорожном потоке водителей без полисов ОСАГО с последующим наложением штрафов на нарушителей. Этих поправок давно ждали российские автостраховщики.
ДВОЙНАЯ ПРОВЕРКА
Глава НСИС Николай Галушин, комментируя предложенные законодательные изменения, отметил, что информационная система оператора готова к проверкам на наличие полисов ОСАГО камерами на дорогах. Такие проверки будут двойными во избежание ошибок.
"В системе АИС Страхования предусмотрен алгоритм взаимодействия с ГИБДД, при котором данные будут запрашиваться несколько раз с интервалом во времени, чтобы информация по полису ОСАГО даже в условиях заключения однодневного договора ОСАГО была с гарантией загружена в АИС страхования", - развил тему Галушин.
"Двойная проверка данных из информационной системы, оператором которой является НСИС, позволит повысить качество проверок, снизить риск наложения штрафов на добросовестных граждан", - считает он.
Галушин также напомнил, что по каждому застрахованному автомобилю "информация распределяется в Автоматизированной информационной системе (АИС) страхования по ряду идентификаторов, например, по государственному регистрационному знаку, VIN-номеру, по полису ОСАГО, периоду страхования, цели использования ТС (в том числе для целей такси)".
Со своей стороны президент РСА Евгений Уфимцев заявил, что "cтраховое сообщество поддерживает инициативу с принятием изменений в законодательство".
"Страховщики неоднократно подтверждали свою готовность к запуску проверок наличия договоров ОСАГО с использованием дорожных камер, - сказал он. - Мы рассчитываем, что данная мера окажет благоприятное влияние на ситуацию на дорогах в целом. В свою очередь, снижение доли автовладельцев без полисов положительно скажется на защищенности остальных участников дорожного движения, то есть появится гарантированная возможность урегулировать все вопросы по возмещению ущерба со страховой компанией, а в ряде случаев обойтись без вызова сотрудников ГИБДД, воспользовавшись европротоколом. При этом снизятся нагрузки на сотрудников дорожной полиции и суды".
В настоящее время штрафы за езду без полисов ОСАГО в РФ составляют от 800 рублей за единичное нарушение до 3-5 тыс. руб. за повторно выявленные.
Согласно экспертным оценкам РСА, доля водителей, участвующих в дорожном движении без полисов ОСАГО, в среднем по РФ составляет 7-10%.









