.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Актуальная тема  /  Служба финуполномоченного в 2023г выявила 300 случаев умышленного введения клиентов в заблуждение
.
 
 
 
 
28 июня 2024 года 16:01

Служба финуполномоченного в 2023г выявила 300 случаев умышленного введения клиентов в заблуждение

Служба финансового уполномоченного в 2023 году выявила 300 случаев введения в заблуждение потребителей финуслуг, в том числе способами, которые не могут преследоваться на основании действующих юридических норм, сообщил главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин в ходе выступления на Петербургском международном юридическом форуме в среду.

При этом 80% выявленных подобных недобросовестных практик приходится на кредитные и кредитные микрофинансовые учреждения.

Воронин отметил, что введение в заблуждение потребителей происходит в этой категории нарушений на этапе оформления займа. Зачастую недобросовестные приемы базируются на расхождении содержания устной консультации сотрудника финорганизации при продаже услуги с нормами, зафиксированными документально. Также нарушения маскируются в зоне, недоступной для быстрой проверки клиентом.

"В деятельности судов, финансового уполномоченного, да и надзорных органов есть, как мне представляется, очень большой изъян, который связан с отсутствием прямой нормы в законодательстве, обязывающей кредитные или микрокредитные организации вести записи приема контакта с потребителем, - считает Воронин. - Я не говорю о видеозаписи, хотя бы аудиозаписи".

Понятно, что кредитные организации ведут такие записи в офисах самостоятельно, но когда финансовый уполномоченный, а возможно и суд, запрашивает эту запись, финорганизация предоставляет ее, когда ей это выгодно. И не предоставляет, когда не выгодно, поскольку такой обязанности по закону нет, пояснил Воронин.

Создание механизма фиксации крайне важно, "с тем, чтобы ЦБ или мы могли в случае возникновения жалобы проверить, все ли по конкретному спору исполнено добросовестно. Требуются дополнительные возможности, чтобы проверить финорганизацию и встать на сторону потребителя".Такое решение необходимо "предпринять неотложно, несмотря на сопротивление, конечно, банковского сообщества", полагает Воронин.

До появления соответствующих законодательных норм Воронин рекомендует потребителям при посещении финансовых организаций вести записи консультаций самостоятельно: "В случаях, когда нам присылают потребители такого рода записи, когда можно привязать их ко времени и месту действия, к событию, мы, естественно, это принимаем во внимание, используем с тем, чтобы принять правильное решение по спору".

КЛАССИКА ЖАНРА НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ

В ходе выступления главный финуполномоченный привел другие - классические примеры недобросовестности в сфере навязывания финуслуг.

"Есть недобросовестная практика классическая, с которой служба борется много лет, но пресечь ее невозможно юридически, потому что это выходит за рамки наших полномочий", - сказал Воронин.

Например, когда банки дают кредит и навязывают всякие дополнительные услуги или продукты, в том числе обуславливают снижение платежей по кредиту участием заемщика в программе страхования. "Мы вас включим в коллективное страхование, которое уже есть у нас", - сказал он.

В связи с этим с клиента "взымается несоразмерная, с нашей точки зрения, плата за подключение к коллективному договору страхования, которая в несколько раз выше, чем сама страховая премия. Все это, естественно, добавляется в тело кредита", отметил Воронин.

По его словам, человек, берущий кредит, в такой ситуации "не может знать полностью всех составляющих". Пропорция цены страховой услуги и комиссии за техническое действие несоразмерна.

"Требуется урегулирование на законодательном уровне нормирования соотношений того рода комиссий за подобные технические действия", - заявил Воронин. (Имеется в виду под техническим действием подключение банком заемщика к договору коллективного страхования - ИФ).

Банк России c подобной практикой борется введением изменений, чтобы потребитель понимал, из чего складывается стоимость кредита, продолжил главный финуполномоченный.

Однако, по его словам, в недобросовестных практиках навязывания дополнительных услуг финансовыми организациями есть более тонкие юридические моменты и более яркие примеры.

Очень распространенный, по мнению Воронина, случай, когда клиенту предлагаются дополнительные услуги, товары, какие-то консультационные действия.

"Доходит до анекдотических ситуаций, когда в пакете дополнительных продается флэшка с руководством по управлению квадроциклом или снегоходом, которая человеку совершенно не нужна. Поскольку это проданный товар, который не подлежит обмену, то соответственно, когда человек уже опомнился и прибегает к механизму охлаждения, чтобы вернуть средства, ничего сделать с точки зрения возврата невозможно", - привел пример Воронин.

С 21 января 2024 года вступили в силу нормы закона о том, что период охлаждения надо распространять в том числе и на эти сопутствующие товары, которые приобретены. Но в приведенном примере, "если человек хоть раз открыл флэшку и посмотрел записи, возникают проблемы с возможностью применения этой нормы по возврату", добавил он.

Другая распространенная практика - когда человеку предлагают уступку прав требования, то есть делают его цессионарием.

Для ее иллюстрации главный финуполномоченный привел пример, связанный с вызовами аварийных комиссаров или с эвакуацией автомобиля с места ДТП, оформлением договора цессии (переуступки права требования по договору страхования для получения выплаты - ИФ).

"Потребитель как бы должен получать имущественные блага от такого договора. На деле оказывается - то, что он может получить по этому договору цессии, в разы меньше, чем бы оказалась стоимость уступки права требования. У нас было дело, по которому банк предложил потребителю заключить такой договор цессии стоимостью 156 тыс. рублей, а сама выгода, которую потребитель в результате получал, была в размере 15 тыс. 600 рублей".

Вместе с тем, "хоть и медленно, но верно" финансовые организации начинают корректировать свои бизнес-процессы под угрозой "дамоклова меча", роль которого исполняет служба в деле защиты прав потребителей, сделал вывод Воронин. Институт финансовых уполномоченных таким образом выполняет предназначенную законом роль, убежден Воронин.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
11 июня 2025 года 20:15
Госдума в среду приняла в I чтении законопроект (N919131-80) с поправками в Налоговый кодекс (НК) РФ, касающимися порядка налогообложения договоров долгосрочных сбережений, в том числе программ долгосрочного страхования жизни. Поправками вносятся изменения в статьи 102 и 126 первой части и во...    читать дальше
.
05 июня 2025 года 22:12
Совокупная чистая прибыль страховщиков РФ за I квартал 2025 года увеличилась на 54,5% к уровню I квартала 2024 года и достигла 153 млрд рублей, сообщает Банк России в "Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков" за этот период. Рост прибыли обеспечило улучшение результатов от оказания...    читать дальше
.
29 мая 2025 года 10:00
Доля выплат в виде авторемонта в ОСАГО увеличится в несколько раз - с 5-7% до 20-25% в случае проведения реформы натуральных выплат в "автогражданке". Такой прогноз представил президент Российского союза автостраховщиков (РСА), Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев на встрече с...    читать дальше
.
27 мая 2025 года 17:24
Банк России обсуждает подходы для решений, которые обеспечат введение повышающих коэффициентов к тарифам ОСАГО для тех регионов РФ, которые демонстрируют аномально высокие уровни убыточности по сравнению со средним уровнем убыточности в ОСАГО по стране, сообщил журналистам зампред ЦБ Филипп...    читать дальше
.
22 мая 2025 года 13:00
Законодательные требования к минимальному сроку действия договора страхования жизни, которые обеспечивают потребителям налоговые льготы, начнут меняться в стону увеличения с 2027 года, сообщил "Интерфаксу" вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Глеб Яковлев, комментируя...    читать дальше
.
19 мая 2025 года 13:50
Компания "Сбербанк страхование жизни" сообщила, что по итогам I квартала 2025 года львиная доля премий по заключенным договорам - 76% - пришлась на полисы с инвестиционной составляющей, такие данные привел журналистам заместитель генерального директора компании Александр Жуков в ходе...    читать дальше
.
16 мая 2025 года 13:27
Минфин РФ подготовил законодательные поправки о налоговом вычете в отношении страховых взносов по договорам страхования жизни, сообщило ведомство. Поправками предлагается выровнять условия налогообложения НДФЛ по "долгосрочным продуктам" и распространить их на договоры страхования жизни. Таким...    читать дальше
.
16 апреля 2025 года 12:27
Глава Бурятии Алексей Цыденов предложил часть будущих доходов страховщиков ОСАГО направить на финансирование обновления общественного транспорта, такое предложение он сделал в ходе заседания Госсовета с участием президента РФ Владимира Путина во вторник. При этом, по мнению Цыденова, такое...    читать дальше
.
09 апреля 2025 года 11:53
Российский союз автостраховщиков (РСА) одной из задач на 2025 год ставит усиление внимания к проблемам урегулирования убытков по ОСАГО в российских регионах. Об этом заявил президент РСА Евгений Уфимцев в ходе выступления на конференции "Claims & Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании" во...    читать дальше
.
07 апреля 2025 года 08:00
Цена сделки по продаже компанией "Ингосстрах" дочернего "Ингосстрах банка" российскому автомобильному холдингу "Авторитэйл" составила 18,1 млрд рублей. Сумма раскрыта в отчете основной операционной компании группы-покупателя - ООО "Авторитэйл М". Договор купли-продажи был заключен 25 февраля...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.