.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Хроники пикирующей экономики: нефть не покупают, склады забиты, доходы сокращаются
.

02 сентября 2013 года 21:45

Хроники пикирующей экономики: нефть не покупают, склады забиты, доходы сокращаются

 2  
РИА Новости, Игорь Михалев
РИА Новости, Игорь Михалев
Итоги августа для российской экономики печальны: экспорт нефти сократился на 3%, ниже прошлогоднего уровня остается погрузка на РЖД. В 30 регионах страны объемы производства стремительно сокращаются, в 16 регионах доходы граждан упали по сравнению с прошлым годом
Москва. 2 сентября. FINMARKET.RU - Объемы продаж главного экспортного продукта России - нефти - в годовом измерении сокращаются девять месяцев подряд. По итогам января-августа в страны дальнего зарубежья ее было экспортировано 136,8 млн тонн или на 3,0% меньше, чем за тот же период 2012 года, сообщило в понедельник ГП "ЦДУ ТЭК". Не спасает даже некоторый рост нефтяного экспорта в страны СНГ, преимущественно в Белоруссию и Казахстан. Туда вывезено 19,3 млн тонн, что на 1,9% больше, чем за восемь месяцев прошлого года. Все равно в целом продажи нефти за рубеж сократились на 2,4%. И это отставание за август увеличилось: по итогам семи месяцев совокупные продажи нефти за рубеж были на 1,5% меньше показателей 2012 года.

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития России предполагает некоторое сокращение экспорта нефти в 2013 году - на 1,7%. Жизнь уже опережает ожидания. Пока нефтегазовых доходов на 400 млрд руб. больше, чем планировалось в бюджете - из-за превышения цены, по которой верстался бюджет ($97 за баррель), и фактической ($107 за баррель по итогам января-августа). Кстати, по результатам восьми месяцев прошлого года нефть марки Urals стоила $111 за баррель. Но все равно сокращение экспорта нефти и газа обойдется бюджету в этом году, по расчетам Минфина, почти в 100 млрд руб.



Другим важным индикатором состояния экономики традиционно признается объем погрузки на железной дороге. В понедельник пресс-служба ОАО "РЖД" сообщила, что по итогам января-августа по железной дороге перевезено 819,7 млн тонн грузов, что на 3,2% меньше, чем за тот же период 2012 года. И хотя по сравнению с семью месяцами отставание немного сократилось (было 3,5%), улучшение показателя может быть связано с низкой базой: грузоперевозки во второй половине прошлого года уже снижались.

Сильнее всего в абсолютном измерении снизились перевозки как раз нефти и нефтепродуктов (на 2,8%) и строительных грузов (на 4,7%). Меньше стали возить черных металлов (на 5,3%), цемента (на 0,1%), леса (на 4,1%), промышленного сырья и формовочных материалов (на 6,2%), химикатов и соды (на 5,6%), руд цветных металлов и серного сырья (на 9%), лома черных металлов (на 9,4%), кокса (на 11,4%), зерна (на 41,3%; перевезено 6,8 млн тонн).

На более низких уровнях, чем в прошлом году, находится потребление электроэнергии. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за первые полгода ее израсходовано было на 0,3% меньше, чем год назад, а в июле 2013 года - еще на 0,3% меньше, чем в июле 2012 года. И это при том, что производство усиленно работало, правда, на склад: на 1 июля 2013 года объем остатков грузов на складах грузоотправителей достиг абсолютного исторического максимума и составил 25,3 млн тонн. Среднегодовой уровень остатков грузов за первую половину 2013 года превышал показатель прошлого года на 6,4%, отмечают в ИПЕМ.

Данные Росстата обо всем экспорте есть только за первое полугодие 2013, и они тоже не впечатляют: экспорт сократился на 3,8% по сравнению с первой половиной 2012 года. Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе-июле 2013 года составил всего 100,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. С учетом поправки на неформальную деятельность индекс промышленного производства не вырос вовсе. И это самый худший показатель после кризиса 2009 года.

Если в целом по России промышленность балансировала на нуле, то в 30 регионах производство по итогам семи месяцев сжималось. Сильнее всего в Кабардино-Балкарии (на 26,0%), в Карелии (на 12,2%), Чувашии (на 11,8%) и Москве (на 11,7%).

Сальдированный результат компаний по итогам за полугодие был в целом по России на 22,9% меньше, чем год назад. За редким исключением этот показатель снизился почти во всех регионах; в 18 регионах убытки компаний превысили прибыль.

Проблемы макроэкономики стали ощущать на себе конкретные граждане. Реальные доходы населения (то есть, с учетом инфляции) в январе-июле в целом по России демонстрировали хотя и затухающий, но все-таки еще заметный рост - на 5,0%. Однако в 16 регионах денежные доходы граждан уже снижаются. И среди таких территорий не только экономически слабые субъекты федерации вроде Курганской области (где доходы граждан уже на 4,6% меньше, чем год назад), Республики Алтай (на 4,2%), Тувы (на 2,7%) и Дагестана (на 2,6%), но и промышленно сильные регионы: Карелия (на 4,2%), Костромская (на 3,5%), Новгородская (на 1,9%), Кемеровская (на 1,3%), Томская (на 0,9%) и Вологодская (снижение на 0,5%) области.

Александра Суслина, Экономическая экспертная группа

"Экспортные пошлины от экспорта нефти снижаются, а нефтепродуктов - растут. Но ни о какой компенсации речь идти не может. Если сравнивать в номинальном выражении, то поступление экспортных пошлин в I полугодии 2013 года на 135 млрд руб. ниже, чем в тот же период прошлого года. При этом экспортная пошлина на нефть снизилась на 138 млрд руб., а на нефтепродукты выросла на 36 млрд руб.

В процентах ВВП ситуация еще хуже. За I полугодие 2012 года экспортные пошлины были 7,5% ВВП, а сейчас только 6%. Экспортная пошлина на нефть была 4,5% ВВП, а в этом году - 3,6%; на нефтепродукты было 1,8%, стало - 1,7% ВВП.

Очень мало снижение экспортных пошлин компенсируется через рост налога на прибыль. Дополнительная выручка редко показывается как прибыль. Да и большая часть этого налога идет в региональные бюджеты, а не в федеральный".

Сергей Пухов, Центр развития ВШЭ

"При анализе динамики экспорта очень важно учитывать его физические объемы. Цены волатильны и непредсказуемы.

Спрос на российский сырьевой и несырьевой экспорт зависит от состояния мировой экономики, в первую очередь, европейской. Снижается весь экспорт. Проблемы начались еще в 2011 году. С тех пор, за два года объем экспорта составил менее 99%. По данным за IV квартал прошлого и I квартал этого года объемы снижались в пределах 1%. Это достаточно много. Физические объемы не растут. В лучшем случае это можно назвать стагнацией.

От 2/3 до 3/4 нашего экспорта составляет углеводородное сырье. И этот экспорт снижается порядка 3% квартал к кварталу. Экспорт машиностроительной продукции составляет порядка 4-5% всего экспорта. Этот сегмент очень волатилен: в I квартале было порядка 16-17% снижение год к году; до этого был 7-процентный рост.

Снижение внешнего спроса на российский экспорт продолжится. Экономики наших внешнеторговых партнеров еще не настолько сильны, чтобы покупать наши товары, особенно машиностроительные, зачастую неконкурентоспособные по потребительским характеристикам, а нередко и по ценовым параметрам.

Нас не выручает даже более низкая цена нашей продукции. Это в основном не потребительские товары, а инвестиционные. А в условиях кризиса инвестиционный импорт в первую очередь начинает снижаться. Ровно так же себя ведет и Россия.

Поэтому 2013 год в плане российского промышленного экспорта будет провальным. В Европе только-только появляются признаки возможного восстановления. Но даже если ситуация начнет действительно улучшаться, то 2013 год будет дном кризиса. Даже рост в 2-3% будет ниже потенциального роста: в США он составляет порядка 3,5%. Ожидается постепенная посадка китайской экономики. Расти за счет экспорта российская экономика не сможет".

Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента инвестиционной компании "Регион"

"Сокращение экспорта нефти связано прежде всего с тем, что в России увеличивается производство нефтепродуктов. Структура нашей нефтяной экономики за последний год существенно поменялась. Нефтяные компании больше нефти сейчас перерабатывают внутри страны, экспорт сырья сокращается.

Зато они больше экспортируют нефтепродуктов, и структура этого сегмента экспорта тоже меняется. Если раньше значительную долю составлял мазут и вакуумный газойль (ВГО), то сейчас большинство проектов модернизации НПЗ, которые были согласованы с правительством и ФАС, нацелены на увеличение производства преимущественно дизеля, и только потом бензинов. Это также влияет на структуру экспорта, так как внутри страны потребление дизтоплива не растет.

Значительная часть европейских НПЗ закрывается. В свое время они были настроены на переработку нашей нефти или мазута. Теперь наше дизтопливо напрямую идет европейским потребителям".


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
петя ласточкин    03.09.2013
Кабдец скоро придёт воровской странишке
Cибиряк    03.09.2013
Стоимость железной дороги в России завышена в 2-3 раза, потому что выгоднее одному человеку проехать это же расстояние на собственном автомобиле. В нашей стране тотальное воровство.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.