.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Кудрин: идет период полуреформ без результата
.
23 декабря 2013 года 16:39

Кудрин: идет период полуреформ без результата

 0  
РИА Новости, Алексей Никольский
РИА Новости, Алексей Никольский
Бывший министр финансов Алексей Кудрин считает, что нынешнее правительство не может предложить план вывода экономики из стагнации: чиновники боятся решительных мер и делают отдельные непоследовательные шаги. Еще больше Кудрина настораживает усиливающаяся пропаганда, "направленная на архаизацию общества", и антизападная риторика властей
Москва. 23 декабря. FINMARKET.RU - 2014 год станет годом прозрения, предупреждает бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Станет окончательно ясно, что российские проблемы не решаются, они копятся годами и десятилетиями.

  • Правительство демонстрирует опасную нерешительность и не сможет вывести экономику из стагнации.
  • Новые политические силы появились, но одновременно усилилась госпропаганда, направленная на архаизацию общества. Ходорковского освободили, но способ, которым это сделали, сводит положительное влияние его освобождения на инвестиционный климат к нулю.
  • Посадив на короткий поводок Украину, мы создали новые условия для взаимного перетекания общественно-политических и экономических проблем.
  • Алексей Кудрин, председатель Комитета гражданских инициатив

    "Уходящий год был непростым, одним из самых противоречивых с 2000 года как в общественных, так и в экономических тенденциях. Он и будущий будут самыми плохими с 2009 года. 2014 год станет годом прозрения. Начнется ощущение спада, осмысление того, перед какими реалиями мы стоим.

    Отжившее не уходит, новое не формируется

    В этом году экономический рост будет около 1,4-1,5%. Причем во втором полугодии он снизился. Это значит, что такая тенденция может сохраниться и в следующем году. Будет скорее всего 2% роста ВВП, но может быть и ниже. В следующем году инфляция будет попадать в целевой показатель, если не будет неурожая или других скачков цен. Это связано со снижением активности на товарных рынках, замедлением товарооборота.

    Причина экономических проблем - не в конъюнктурных тенденциях. Россия столкнулась с отжившей моделью роста, новая модель не формируется. Пока этого не произойдет, мы будем находиться в стадии стагнации, может быть даже среднесрочной. Не вижу готовности правительства предложить план выхода из стагнации, есть отдельные шаги, нет решительных мер. Идет период полумер, полуреформ, которые не приведут к результату.

    Нефть остается генератором рисков

    Каждая Дума пытается самые решительные непопулярные меры принять в первые два года своей работы. У нас эти первые два года потеряны. Мы должны быть готовы к тому, что фактор цен на нефть будет создавать риски для экономики.

    В декабре ФРС США начала уходить от политики количественного смягчения. Возможно, к концу 2014 года элементы количественного смягчения исчезнут вовсе, если американская экономика будет как сейчас спокойно наращивать потенциал роста. Смягчение подпитывало цены на нефть.

    Сланцевая революция дает о себе знать. Резервы нефти в мире накопились. Плюс спрос не будет так расти, как раньше. Темпы роста китайской экономики будут снижаться: средние темпы роста будут 7%, что гораздо ниже, чем в прошлом десятилетии.

    Хотя некоторые эксперты не исключают, что до 2020 года одним из ведущих производителей сланцевого газа станет Россия: понятны технологии, есть территории.

    Не надо разогревать финансовый рынок

    Сейчас в активных действиях по подпитке, подогреву финансового рынка необходимости нет. Подобные меры будут оказывать эффект в течение одного года. Зато смягчение кредитно-денежной политики увеличит госрасходы.

    Фундаментальные причины нашего отставания в другом. Наша производительность ниже, чем в других странах. Издержки в долларовом выражении достигли одного уровня с другими странами, нашими конкурентами. Главное - снижение издержек по всем направлениям, торможение роста стоимости рабочей силы.

    Доля зарплат в ВВП превысила 50%, что является существенным фактором, уменьшающим экономический рост, так как он снижает прибыль и соответственно инвестиции.

    Остается проблема высоких транспортных расходов для наших предприятий, а плохое состояние транспортной инфраструктуры не будет улучшаться, будут попытки удержать ее от ухудшения.

    Реформа правоохранителей и контролеров

    Общей проблемой стало административное давление федеральных и региональных органов: в среднем в регионе действует от 50 до 60 федеральных контрольных органов. Там, где бизнес еще шевелится, одна проверка уходит, приходит другая. Они даже между собой делят время.

    Самая горячая, острая тема и для граждан, и для предпринимательства - реформа правоохранительных функций. Ситуация в этой сфере с точки зрения защиты прав граждан и бизнеса сложилась чрезвычайная. Чрезмерная нагрузка административная нагрузка на бизнес, как проверочная, контрольная, так и просто коррупционная. Как только предприниматели встают на ноги, сейчас же приходят проверяющие, предлагают вхождение в долю. С этим надо что-то делать.

    Задача - реформировать всю цепочку расследования дела до суда, чтобы не было обвинительного уклона, был реальный контроль над расследованием, чтобы суд имел больше полномочий в доследовании дел.

    Нажать на госкомпании

    Некоторым временным драйвером роста могло бы стать большее внимание к тому, что делают госкомпании. Именно они сбросили объем инвестиций. Частные инвестиции росли на 3-6%, бизнес больше верил в нашу экономику, чем госсектор.

    Но госкомпании настолько нарастили издержки, что им сложно от этого избавиться. Они оказались вне тренда, живут не по сигналам рынка, а по своим планам, уменьшая рыночность, конкурентность в экономике. Это долгосрочные риски.

    Выход я бы видел в реструктуризации госкомпаний, выходе их на рынок, чтобы они подчинялись рыночным правилам. Требуется драйвер внедрения новых систем организации, технологий работы с рынком, оптимизации всех процессов, использовании лучших практик. Когда это начнется, мы все почувствуем.

    Оптимизация социальных расходов

    В бюджетной политике требуется остановка и оптимизация социальных расходов без ухудшения положения малоимущих. Существующая социальная политика осталась полусоветской, и она не эффективна: большие расходы не дают ожидаемого результата.

    В условиях снижения темпов роста доходов бюджетов, социальные расходы вытесняют все инвестиционные программы. Мы должны остановить эту тенденцию. Правительство пока к этому не готово.

  • Выполнение указов президента существенно сократит инвестиционные программы, некоторые регионы планируют обнуление всех других программ. Важнейшие проблемы не будут решаться, все понимают, что судьба губернатора зависит от выполнения указов президента.
  • Во второй половине 2014 года мы увидим существенное ухудшение ситуации в регионах: треть не сможет выполнять свои обязательства. Это потребует от федерального бюджета 300-400 млрд руб. дополнительно. Но это не улучшит ситуацию в бюджетной политике.
  • В следующем году федеральный бюджет недополучит минимум 500 млрд руб., может быть и 1 трлн руб. доходов. Это связано с тем, что пересмотрен прогноз экономического роста, на основе которого верстался бюджет. Прибыль будет еще меньше, будут медленно расти зарплаты и потребительские расходы.
  • Это потребует пересмотра бюджетных расходов и возможного их сокращения, если не 2014 года, то следующей трехлетки.
  • Разморозить приватизацию

    У нас подморожена серьезная приватизация. Есть даже противоположная тенденция: крупная нефтяная компания "Роснефть" покупает частные компании, деньги уходят за границу бывшим акционерам этих структур. Это же делают госкорпорации.

    Все это результат непоследовательной политики. Была утверждена амбициозная программа приватизации, но действия правительства не последовательны. В последнее время сокращены планы поступления от приватизации, государство не проводит политику поворота от государственной к частной собственности. Государство могло бы существенно увеличить емкость финансового рынка, но не идет на это.

    ЦБ все делает правильно

    В целом одобряю действия ЦБ по санации банковского рынка. Там были две разные группы банков: которые участвовали в отмывании - это надо пресекать срочно. Вопрос, почему это не сделали раньше, но это надо делать. Другие банки просто не смогли выполнить обязательства перед своими акционерами. Ситуация на банковском рынке осложняется. Будут еще точечные решения, но мы не знаем какие.

    Сдерживать как-то действия ЦБ я не считаю правильным. Вкладчикам не надо беспокоиться, по существующим гарантиям государство выполнит свои обязательства, у него достаточно для этого резервов. 95% всех вкладчиков попадают в норматив до 700 тыс. руб. А среднему классу надо умело выбирать инструменты.

    Украина - на коротком поводке

    Несколько преувеличиваются противоречия между европейской, украинской и российской торговыми зонами. Мы все движемся в сторону мирового рынка, к снижению барьеров. Наше общее будущее - создание единых зон и преференциальных режимов, в том числе между Россией и Европой.

    Были предприняты беспрецедентные шаги по поддержке Украины. В какой-то мере происходящее там можно транслировать на будущее России. Поэтому президент и правительство использовало те меры, которые им доступны.

    Мы фактически не ставим условий использования тех $15 млрд средств ФНБ, которые будут размещены в украинских евробондах. Украина имеет рейтинг на 12 ступеней ниже той границы, в которой ранее размещались средства ФНБ. Это ухудшает все параметры размещения, в том числе и по доходности.

    Украинская экономика стагнирует сильнее нашей, и проблема создана в годы правления Виктора Януковича. Он существенно увеличил социальные расходы, тарифы на газ не повышаются, и дефицит "Нафтогаза" достигает 1,5% ВВП. Откуда он будет покрываться?

    И в этих условиях руководство Украины четыре года ведет переговоры об ассоциации с Евросоюзом и парафировало все проекты соглашений. И только в последние две недели решило, что это неправильно.

    Есть риск, что все будет направлено на проедание. Тогда через два года нам придется рефинансировать этот долг, источников его погашения не появится. Правда, Россия, определив лимит времени по льготам как по газу, так и по средствам ФНБ, по сути на короткий поводок перевела Украину. Дальше условия рефинансирования и продления будут решаться на больших условиях.

    Архаизация общества

    У нас не может быть развития при агрессивно молчащем большинстве, не участвующем в общественной жизни, не может быть развития без активных, креативных граждан.

    Когда я предложил оргкомитету Общероссийского гражданского форума пригласить кого-нибудь из власти, чтобы они послушали, энтузиазма не последовало: предложили сначала договориться между собой о некоей самоорганизации, понять, что требуется от власти.

    Пока либерализация политической системы не принесла результата, они минимальные, символические. Но новые политические партии будут укрепляться. "Гражданская платформа", "Народный альянс" имеют хорошие рейтинги среди новых партий. Но этого недостаточно для влияния на политическую системы в целом. Я делаю ставку на консолидацию политических сил.

    Новым этапом развития политической системы в стране стали выборы в Москве, их результаты оказались неожиданными для власти. Тем разительнее стала несвобода выборов в других регионах. Атмосфера меняется, первые признаки этого есть. Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы этот напор на власть не ослабевал.

    Мы предотвратили полную отмену обязательной накопительной части пенсии. Все предпринимательское сообщество было против этого, хотя несет основную нагрузку как работодатель. Экономический блок правительства был против. Тем не менее граждане поставлены перед выбором: накопительная или полностью распределительная система. Даже экономисту сложно сделать этот выбор.

    Элементами архаизации общества, которые наблюдаются в последнее время, мы можем спугнуть научный, тот самый креативный класс. У нас идет отток из России туда, где предлагают более ясные перспективы. Руководители российских институтов не знают, будут ли у них через год средства для соответствующих исследований. В ходе реформы ответа на эти вопросы не дается.

    Меня беспокоит антизападная риторика. Мы встраиваем наши институты в мировую систему, мы заимствуем лучшие практики, например, программный бюджет взяли из опыта Франции. Многие западные страны достигли больше успехов в социальной политике, она там более результативна, эффективна.

    То, что происходит у нас сегодня, отбрасывает нас назад. Эта пропаганда мешает нашим контактам, уменьшается финансирование научных программ из международных фондов. Способствовал этому скандальный закон об иностранных агентах. Это серьезный удар по гражданскому обществу. Его было бы лучше вообще отменить, или хотя бы доработать понятие политической деятельности. Сейчас к ней относится вся гражданская активность.

    Высылка Ходорковского обесценила его освобождение

    В политической сфере событием года стало освобождение Михаила Ходорковского. С удивлением смотрел на операцию его вывоза за границу, это похоже на выдворение, что обесценивает влияние этого шага на инвестиционный климат. Сохраняется крайне сомнительное по своему обвинению третье дело.

    Ключевым фактором освобождения Ходорковского стал тот факт, что он подписал бумагу, что не будет заниматься политикой и возвращением своих активов. Власти таким образом закрыли тему, мне кажется, своевременно и удачно".



    Опубликовано Финмаркет
          Опубликовать в своем блоге livejournal.com   
    .
    Ключевые слова:    Кудрин,  прогноз,  2014,  Россия


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .