.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Россию охватил бюджетный голод
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ В СЕТИ
.

05 ноября 2013 года 14:40

Россию охватил бюджетный голод

 0  
РИА Новости, Владимир Федоренко
РИА Новости, Владимир Федоренко
Профицит бюджетов российских регионов не просто сократился - он мгновенно исчез на глазах у изумленных чиновников. Впервые с февраля этого года доходы регионов по итогам сентября оказались меньше их расходов, и сразу на 74 млрд рублей. Не исключено, что к концу года бездефицитных регионов в России не останется
Москва. 5 ноября. FINMARKET.RU - По итогам трех кварталов 2013 года консолидированные бюджеты регионов рухнули в глубокий минус: их совокупный дефицит составил 73,8 млрд руб. Соответствующая информация со ссылкой на данные Федерального казначейства и Минфина появилась на сайте iminfin.ru.

По итогам девяти месяцев прошлого года в регионах еще был профицит более чем в 250 млрд руб., но год они все равно тогда завершили с дефицитом в 279 млрд руб.

Самое неприятное, что дефицит по итогам сентября этого года стал результатом постепенного падения положительного сальдо при исполнении региональных бюджетов. Не понятно, за счет чего будет финансироваться традиционный пик бюджетных расходов конца года.

Финмаркет

Зона бюджетного бедствия

  • Доходы пока еще превышают расходы в 25 регионах. В прошлом году только в 28 регионах бюджеты были в минусе.
  • В лучшую сторону ситуация изменилась лишь в Ставропольском крае, где на смену небольшому дефициту прошлого года пришел небольшой профицит.
  • В шести регионах денег в казне по итогам трех кварталов осталось даже больше, чем год назад: в том числе, на Сахалине, в Алтайском крае и на Камчатке.
  • Зато на Чукотке дефицит достигает 80% доходов; размер госдолга субъекта уже в 1,2 раза больше его доходной части.
  • В Новгородской области израсходовано на четверть больше полученных доходов, в Хакасии – на 19%, в Краснодарском крае – на 17%.
  • Причины недостачи денег в региональных бюджетах понятны: доходы у них остались на прошлогоднем уровне, то есть в реальном выражении с учетом инфляции – стали меньше. А расходы выросли почти на 6%.
  • Примечательно, что в двух третьих регионов доходы консолидированных бюджетов все же выросли. Правда, в большинстве из них в пределах инфляции. Наиболее резко денежные поступления увеличились в казну Сахалинской области - почти на треть, главным образом, за счет роста на 57% сбора налога на прибыль.

    Следующие две строчки занимают Еврейская и Амурская области. Но там причина другая: им на треть увеличены трансферты из федерального бюджета – на ликвидацию последствий летнего наводнения.

    Недобор прибыли

    Общерегиональный провал по доходам обеспечили преимущественно сильные регионы. И главные причины две: катастрофический недобор налога на прибыль и резкое сокращение трансфертов из федерального бюджета.

  • На 29% меньше оказались доходы Тюменской области (речь идет о внеокружной части): у нее на 40% сократились сборы налога на прибыль и трансферты из федерального бюджета.
  • В меньшей степени эти же "болезни" подкосили бюджет Краснодарского края: в него собрано на 15% меньше, сказывается завершение олимпийской стройки, и Калининградской области: недобор превысил 11%.
  • Бюджет Ямало-Ненецкого округа просел на 10%, притом что с налога на прибыль местные предприятия перечислили на 56% меньше.
  • В Москве в этом году по итогам трех кварталов тоже поступило в бюджет на 1,3% меньше, чем год назад: на 19% меньше дал налог на прибыль; на 39% меньше были перечисления из федерального бюджета. Вытянуть городской бюджет помогли НДФЛ (граждане заплатили на 12,7% больше, чем год назад) и налог на имущество организаций (прирост на 13,1%).
  • Среди наиболее пострадавших - Чечня. Доходы на 16% меньше прошлогоднего показателя. Но налог на прибыль никогда не был определяющим для ее бюджета (впрочем, как и остальные налоговые поступления). Просто на 19% сократился трансферт из Москвы: теперь он составляет 82% республиканских доходов (в прошлом году - 86%).
  • Заморозки рецессии напрямую сказываются на региональных бюджетах. Снижение рентабельности, а с ней и прибыли компаний иссушает один из главных потоков финансовых ресурсов в казну субъектов федерации - налог на прибыль. 90% этого налога идет в регионы. В лучшие годы он на треть наполнял их бюджеты.

    В этом году по итогам трех кварталов его поступило на 17,2% меньше, чем в прошлом (за январь-август отставание было еще больше – 19,7%). В Карелии – обвал сразу на 60%.

    13 регионам удалось увеличить сборы налога на прибыль. Кроме выдающегося рекорда Сахалинской области, на 28% больше его поступило в бюджет Кабардино-Балкарии, хороший прирост в Санкт-Петербурге – на 18,5%.

    Костлявая рука Минфина

    В этом году Минфин явно начал проводить новую трансфертную политику. Совокупный объем поддержки субъектов пока на 7% меньше прошлогоднего.

  • Резко сократилась помощь со стороны федерации региональным бюджетам наиболее сильных территорий: в частности, на 54% меньше, чем в прошлом году, получил Краснодарский край, на 52% - Калининградская, на 41% - Тюменская область, на 39% - Москва.
  • Урезали финансовый паек также тюменским округам, Татарстану. Правда, меньше стали получать также экономически не очень сильные Мордовия и Удмуртия.
  • Увеличилась трансфертная поддержка наиболее слабых сибирских и северокавказских регионов, и Санкт-Петербурга - сразу на треть.
  • При провале доходной базы поджать расходы удалось только восьми регионам. На 14% меньше израсходовала Мордовия, 10% сэкономила Чечня, 8% - Тюменская область, 4% - Приморье.
  • Сэкономили на будущем, зато повысили зарплаты

    Финмаркет

    Экономили регионы на капитальных вложениях: в целом по России они сократились на 10%. При этом более чем в половине регионов (в 43) бюджетные инвестиции выросли, правда, в 9 из них – меньше чем на уровень инфляции.

    Настоящий бюджетный инвестиционный бум переживает Тува: там расходы бюджета на эти цели за год увеличились втрое. В Еврейской АО рост составил 2,6 раза, но очевидно, весь ушел лишь на частичное восстановление разрушенного наводнением. Почти вдвое больше стали капитальные вложения в Калмыкии, Новгородской области и на Чукотке.

    Финмаркет

    При этом в российских регионах наблюдается огромный разрыв в доле расходов на капитальные вложения среди всех трат консолидированных бюджетов. В одних регионах капвложения составляют лишь 3% бюджетных расходов (Саратовская, Владимирская область), а в южной части Тюменской области и на Сахалине – 25% и 22 соответственно.

    Зато расходы всех консолидированных региональных бюджетов на зарплаты увеличились на 4,4% или на 26 млрд руб. Сумма вроде бы небольшая. Но если в среднем по России консолидированные региональные бюджеты на эти цели тратят менее 11%, то в ряде регионов на зарплаты уходит до 40% расходов, например, в Кабардино-Балкарии. В Дагестане бюджетники осваивают 28% региональной казны, в Курганской области – 26%.

    Долги растут

    Регионы стремительно влезают в долги: в среднем по России они выросли по сравнению с тремя кварталами прошлого года на 20%.

    У Ямало-Ненецкого округа он подскочил в 11 раз (правда, всего до 14,7 млрд руб.), у Санкт-Петербурга – почти втрое (до 20,6 млрд руб.), в Красноярском и Краснодарском краях сразу в 2,5 раза (до 44,2 млрд и 89,9 млрд руб. соответственно). Кубань по абсолютной величине госдолга вышла на второе место после Москвы, которая должна 183,2 млрд руб., но за год долг сократила почти на 11%. Вдвое снизили свою задолженность Ханты-Мансийский АО и Бурятия, на 43% - Московская область.

    Финмаркет

    Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов

    "В региональных бюджетах с исполнением обязательств ситуация всегда жестче, чем в федеральном. Они имеют меньше маневренность, так как значительная часть регионов зависит от федеральной помощи, и увеличится ли она даже в случае крайней необходимости - для них никогда не предсказуемо. Значительная часть федеральных трансфертов обусловлена, поэтому регионы уже не могут сделать ничего иного, кроме выполнения целевой направленности этих средств.

    Все бюджетные остатки регионов концентрируются на едином счете в Федеральном казначействе, есть ограничения по механизмам использования этих средств, и дополнительных средств регион не получит, если у него есть свободные средства. Прежняя маневренность региональных бюджетов исчезла в силу все большей предписанности расходов и меньших возможностей для маневра имеющимися ресурсами.

    Если регион оказывается в тяжелой ситуации, то для него есть один путь - бежать в Белый дом и доказывать сложность своей ситуации. Любая самостоятельность в изыскании средств может обернуться против региональных властей, так как федеральный центр может использовать это как дополнительный повод отказать в помощи.

    Нельзя обвинить регионы, что там власти ничего не делают и ждут манны небесной: они принимают меры по реструктуризации бюджетной сферы, нажимают на налогоплательщиков, чтобы они платили налоги. Самыми эффективными являются усилия по выводу из тени зарплат. Но самым рациональных поведением все равно оказывается иждивенческий механизм отправки запросов в федеральный центр.

    В целях экономии первым делом режут бюджетные инвестиции, к которым относятся расходы не только на новое строительство, но и на поддержание в работоспособном состоянии капитальной базы. То, что в значительной части регионов их умудряются наращивать – странно. Может быть, это происходит за счет дорожных фондов. Многие регионы жаловались, что после обособления в бюджете дорожных расходов на дороги стало тратиться много денег при нехватке средств на текущие ремонты.

    Многократный разрыв по доле капитальных расходов в общих расходах регионов понять трудно. Направлять четверть расходов на капстроительство – это слишком высокий показатель. Возможно, за счет бюджета в этих регионах реализуются какие-то крупные проекты с участием бизнеса, например, строятся дороги к месторождениям. Такие объемы были бы понятны для Приморского края во времена подготовки к саммиту АТЭС".

    Галина Курляндская, Центр фискальной политики

    "В принципе, периоды сложного исполнения бюджетов стимулируют повышение эффективности расходов. В частности капитальные расходы сокращаются за счет того, от чего можно отказаться, что-то можно отложить. В тучные годы никто даже не знал, как измерять эффективность расходов. Определения нет и сейчас, то сокращают на интуитивном уровне то, что по экономическим, политическим, социальным основаниям будет безболезненным.

    Не удивительно, что наибольшие объемы сокращений капитальных расходов наблюдаются в богатых регионах – там эти расходы изначально были выше. Инвестиции включают капитальные ремонты, закупки части медицинского оборудования. В бедных регионах даже этого невозможно сделать в требуемом объеме. Тем более они не строят ледовых дворцов".

    Александр Дерюгин, директор Центра исследования региональных реформ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ

    "Действительность такова, что бедные регионы сильно зависят от размера трансфертов из бюджета. Эта поддержка для них сильно не падает, поэтому у них бюджеты растут. К тому же при замедлении экономики они в меньшей степени, чем сильные регионы, чувствуют на себе падение сбора налога на прибыль: роль этого налога в доходах их бюджетов и так не велика. Происходит своеобразное выравнивание условий работы богатых и бедных регионов.

    Становятся ли при дефиците бюджета расходы более эффективными, сказать трудно. Инвестиционные расходы - это не то, без чего нельзя прожить сегодня, их можно перенести на более позднее время, но они тоже нужны. Нельзя считать суперэффективными те регионы, где инвестиционные расходы составляют всего 3% бюджета.

    В той же Саратовской области бюджет всегда был социальным, у них такая бюджетная политика. Другие регионы в большей степени ориентированы на инвестиции: как правило, это крупные и богатые регионы, которые могут себе это позволить. Они первыми чувствуют на себе периоды кризиса, бюджетные проблемы и замедляют инвестиционные расходы.

    Снижение инвестиционных расходов не говорит об отказе от каких-то проектов, скорее о переносе ее на перспективу. Может быть, дорогу лучше было бы построить сейчас, а не завтра. Но если не построить, то никто не умрет и на демонстрации не выйдет. А вот зарплаты перенести на другое время нельзя".


    Опубликовано Финмаркет
          Опубликовать в своем блоге livejournal.com   
    .


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    НОВОСТИ В СЕТИ
    .

    .
    .