.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Частные компании все-таки пустят на российский шельф
.

29 ноября 2012 года 16:52

Частные компании все-таки пустят на российский шельф

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Частные компании получат доступ к шельфу на условии создания полноценного СП с госкомпаниями, которым они, по сути, оплатят геологоразведку. Такое решение шельфовой проблемы предложило Минприроды к совещанию у премьера Медведева
Москва. 29 ноября. FINMARKET.RU - Многомесячное противостояние "Роснефти" и "Газпрома" с частными нефтегазовыми компаниям в вопросе доступа к разработке шельфовых месторождений может завершится на совещании у премьера Дмитрия Медведева.

Минприроды, наконец, нашло компромиссную формулу, которая позволит допустить частные компании и иностранцев к правам собственности на участки шельфа, но при этом учтет "госинтересы России" - именно ими обоснован введенный в 2008 запрет на частную разработку морских месторождений.

Если раньше частникам предлагалось сдавать открытые на шельфе месторождения госкомпании-оператору, а потом проситься к ней в младшие партнеры (с вероятностью получить отказ), то теперь они получат полноценную гарантию участия в разработке и право собственности на запасы. Все, что им будет нужно - пригласить госкомпанию в совместное предприятие.

Краткое содержание предыдущих серий

Россия долгие годы практически не занималась разведкой шельфовых месторождений. В то время, как иностранные конкуренты осваивали новые сложные технологии, Россия добывала нефть и газ на суше, пока "легкая" нефть не подошла к концу.

Однако пригласить иностранцев и вообще частников, готовых быстро решить проблему разведки и освоения шельфа, не возможно. В 2008 году государство само отказалось от частной помощи и отдало весь шельф на откуп "Газпрому" и "Роснефти" (только они соответствуют условиям, означенным в принятом тогда законе - госкомпании, имеющие опыт работы на шельфе).

Ни "Газпром", ни "Роснефть" с тех пор успехов даже в разведке шельфа так и не добились, а правительство так и не выдало им лицензии на большинство перспективных участков.

  • В 2010 году Минприроды впервые заявило о том, что пора снова пускать на шельф частные компании и подготовило законопроект, который разрешает доступ иностранцев к шельфу на условиях партнерства. Тем, кто придет на шельф, министерство сулит обширные налоговые и таможенные льготы.
  • В апреле 2012 года о расширении доступа к шельфу частных компаний заговорил и Владимир Путин. Об этом его попросили президент "Лукойла" Вагит Алекперов, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, президент "Башнефти" Александр Корсик и исполнительный директор ТНК-BР Герман Хан. Минприроды по поручению Путина предложило выдавать и частным компаниям лицензии на геологоразведку без конкурса.
  • Тогдашний президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов в апреле направил "Лукойлу", ТНК-ВР, "Сургутнефтегазу" и "Башнефти" предложения по сотрудничеству на 12 участках арктического шельфа на условиях, аналогичных сотрудничеству с американской ExxonMobil. Желание тогда выразил "Лукойл", но глава компании Вагит Алекперов заявил, что они все еще заинтересованы в непосредственном доступе.
  • Против выступил пришедший в "Роснефть" в мае Игорь Сечин, который отстаивал монопольный доступ к российскому шельфу, так как он учтен в капитализации госкомпаний, а либерализация приведет к потерям для казны.
  • В сентябре уже вместе с главой "Газпрома" Алексеем Миллером они написали письмо с жалобой президенту, что правительство покушается на их потенциальные доли шельфа и тормозит выдачу лицензий. Путин был крайне недоволен работой команды премьера Дмитрия Медведева и написал гневную резолюцию с поручением решить все с лицензиями "Роснефти" и "Газпрому" да поскорее.
  • Аналогичное письмо Сечин написал на имя Дмитрия Медведева, подпись под которым поставил позже и Миллер. Главы госкомпаний жалуются премьеру на Минприроды и Роснедра, что те медленно выдают лицензии на участки, из-за чего геологоразведочные проекты не проводятся и освоение откладывается на многие годы.
  • Через две недели после жалоб Сечина и Миллера Минэнерго подготовило доклад, в котором пишет, что лицензии постепенно выдаются, но в заявках "Роснефти" объемы работ заложены недостаточные для ускоренного освоения таких территорий, - а именно ускоренного освоения требовал Путин. Ведомства сами добавили в лицензии "интенсивности" и предложили "Роснефти" такой вариант на согласование. "Газпром", как написало министерство, вообще никаких заявок на дополнительные участки до сих пор не подал.
  • Сечин также направил в Минэнерго и правительство негативный отзыв о плане комплексного стимулирования освоения шельфа (с ним также ознакомился "Финмаркет"). Как пишет Сечин, из документа нужно исключить всякое упоминание о Каспийском шельфе, а, значит, и исключить компанию "Лукойл" (ведет активную разведку на Каспии) из числа исполнителей плана.
  • Наконец, правительство предприняло еще одну попытку решить проблему - как допустить к шельфу частников, но не обидеть госкомпании. Совещание по этому вопросу должно было состояться у премьера 29 ноября. Идеи Минприроды обсудили на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в понедельник, но окончательного решения вынесено не было, пояснил "Финмаркету" министр природных ресурсов Сергей Донской, а совещание у Медведева было перенесено на середину декабря.

Шельф раскрыл карты

Минприроды к решающей встрече с премьером, заинтересованными ведомствами и самими компаниями подготовилось тщательно: пакет документов, с которым ознакомился "Финмаркет", насчитывает сотни страниц. Среди них - программа разработки шельфовых месторождений, которая, если будет принята, наконец, допустит "Лукойл" и "Башнефть" до недр.

Аргументы правительства в пользу привлечения частников не изменились: при нынешних темпах шельф будет разрабатываться, по словам министра энергетики Александра Новака, около 150 лет.

Поэтому, как считают в Минприроды и Роснедра, разведку и бурение нужно срочно ускорить не только в проектах новых лицензий, но и по уже выданным.

Об этом ведомства сообщили "Роснефти" в октябре, а в течение последних двух месяцев занимались согласованием новых документов.

В итоге до совещания только по двум месторождениям "Роснефти" - Северо-Поморскому-2 и Поморскому - удалось согласовать объемы разведки и выдать лицензии. Премьер подписал распоряжение 15 ноября.

По другим месторождениям компания и власти договориться пока не смогли: "Роснефть" предлагает увеличить объемы геологоразведки не так сильно, как того хочет Роснедра и Минприроды.

В начале ноября "Роснефть" направила в Минприроды письмо, в котором сообщает, что совсем не против более интенсивно разрабатывать шельф, но денег на это у нее нет. Если государство даст средства на геологоразведку, то компания будет разрабатывать шельф быстрее, пишет глава департамента геологоразведочных работ и лицензирования компании Сергей Бачин (с его посланием в правительство ознакомился "Финмаркет").

  • Компания может увеличить объемы работ по тем участкам, заявки на которые были поданы в 2010-2011 годах. По Карскому и Печорскому морям программа работ уже позволяет сократить сроки разведки на 1-2 года. По участкам в море Лаптевых и Чукотском море "Роснефть" уже увеличила объемы сейсморазведки.
  • Районы Восточно-Сибирского и Чукотского морей, а также моря Лаптевых крайне низко изучены, что затрудняет даже само лицензирование. "Роснефть" готова взять на себя выполнение этой программы, но при условии "компенсации понесенных затрат" из бюджета.

Миллер отдельно написал в Минприроды, что подал в правительство прошение и предоставлении без конкурса 28 участков. Но по закону госкомпания должна не только заявить о своем желании, но и представить в "Роснедра" комплект заявочных материалов, а их все еще нет.

"Лицензии на разработку шельфа будут выдаваться по мере их готовности, - сказал тогда "Финмаркету" Аркадий Дворкович. - Что касается участков, на которые претендует "Газпром", то компания только заявила о намерениях, а необходимый пакет документов пока не предоставила".

Минприроды дотянуло время

Вплоть до самого совещания Минприроды и Роснедра успешно тянули время и писали в правительство все новые и новые письма о недостатках монопольной разработки, несмотря на то, что Сечин и Миллер требовали срочной выдачи лицензий.

На прошлой неделе в интервью газете "Коммерсантъ" Дворкович честно объяснил задержку: если отдать заявленные лицензии госкомпаниям сейчас, то говорить о либерализации на шельфе будет уже просто бессмысленно.

В докладах, направленных две недели назад в правительство, Минприроды вновь пишет, что отдавать лицензии госкомпаниям не нужно:

  • Роснефть: претендует на 20 участков в диапазоне от 1,2 до 70 000 кв км. Размеры участков, на которые претендует "Роснефть" чересчур большие. Средний размер участка в России - 42 000 кв км, в Канаде - 1800 кв км, в Бразилии - 800 кв км, в Норвегии - 300 кв км, США - 22 кв км.
  • Объемы работ по проектам лицензий явно недостаточны для системного ведения поисковых работ. До того, как начать масштабные поиски, нужно провести региональное изучение, а по 7 заявкам "Роснефти" планируемые затраты на это крайне малы. Если дать лицензии на такие площади и на заявленные 10 лет, обширные акватории останутся неизученными и неосвоенными. Судя по планам компании, с 2016 по 2020 г. нужно найти на бурение $13 млрд. При этом в прошлом году у "Роснефти" на шельф нашлось только $300 млн, а в этом - $580 млн. Найдется ли $13 млрд.
  • Многомиллиардные финансовые обязательства из-за бурения такого количества скважин в условиях риска окажут негативное влияние на капитализацию компании.
  • Данные по текущей добыче "Роснефть" не предоставила, но исходя из данных с сайта компании, запасов хватит на 43 года, а с учетом перспективных ресурсов - на 91 год. Оптимальным же является уровень в 11-13 лет. Запасы на срок более 20 лет - это не преимущество, а признак неэффективного управления.
  • Нынешние условия привлечения инвесторов "Роснефтью" неэффективны: один партнер оплачивает разведку и имеет миноритарную долю в доходах и расходах (33,3 % как со Statoil). Разведка дорогая, а значит расхождение экономических интересов сторон велико - 50-70%. Это может привести к замедлению или остановке проекта. Нужно, чтобы стороны имели равные или пропорциональные доли.
  • "Газпром" имеет 19 участков, которые готовы к промразработке. До 2015 года компания потратит на них 861 млрд руб. Скважины "Газпрома" почти вдвое дешевле скважин "Роснефти" на одних и тех же акваториях: $375 млн против $600 млн. "Газпром" обеспечен запасами на 45 лет.
  • "Лукойл" претендует на большие участки в пределах моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей на 4 месторождениях площадью 134 700 кв км. Примерный объем инвестиций - 2,7 млрд руб., а пределы изученности как раз те, что устраивают Минприроды. Скважина стоит еще дешевле - $250 млн. Но "Лукойл" просит льгот: обнуление пошлин на оборудование и суда, НДС и налога на имущество, а также снижение платежей за пользование недрами. Запасов ему хватит на 38 лет разработки.
  • "Зарубежнефть" тоже готова работать на шельфе по 4 участкам (Печорско-Русский, Усть-Ленский, Северо-Врангелевский и Тюлений) площадью 475 000 кв км.
  • Единственным месторождением, где интересы компаний столкнулись напрямую, стало Северо-Врангелевское, однако компании заявляют о желании разрабатывать различные его участки и с разной интенсивностью. На него претендуют "Роснефть", "Лукойл" и "Зарубежнефть".

Шельф раскрыли

В последней версии программы освоения континентального шельфа Минприроды все-таки нашло формулу расширения доступа, которая учитывает и необходимость привлечения частников, и законодательный запрет на это:

  • Для активизации изучения и освоения ресурсов шельфа, стимулирования геологоразведки, состав пользователей недр нужно расширить за счет российских компаний, у которых есть финансы на покрытие рисков в случае аварии. Они будут допускаться к участию в конкурсах на геологоразведку участков шельфа.
  • Геологоразведку вынесут в отдельный вид пользования недрами, из списка которых она была исключена в 2008 г. Из-за этого сейчас получать лицензию отдельно на ГРР (геологоразведочные работы) нельзя.
  • Если месторождение будет открыто, то компании дается гарантия участия в его разработке под контролем госкомпании. Причем госкомпания выступает не как оператор проекта, который приглашает (или не приглашает) частного партнера - этот вариант как раз категорически не устраивал частников, - а как соучредитель СП с тем, кто открыл месторождение. В этом случае запасы месторождения попадут в баланс обоих соучредителей СП и увеличат их капитализацию. Частная компания получит гарантию участия в разделе прибыли. На каких условиях и в виде какой доли частник, открывший месторождение, получит право его разработки, документ не уточняет.
  • Если бурение не начинается в установленный срок, то на компанию, открывшую месторождение, накладывается штраф.
  • Второй вариант - мультиклиентные съемки. Компания получает лицензию и проводит разведку без бурения. Она не может поменять лицензию на ту, что позволит ей начать добычу, но может продать результаты съемки нескольким нефтяным компаниям. Например, если продать их 3-5 компаниям, то работа окупится.
  • Минприроды посоветовалось с геофизиками, и они поддержали второй вариант. Если от либерализации откажутся, то спрос на мультиклиентные съемки могут обеспечить госкомпании и их партнеры.
  • Если власти боятся за безопасность, то нужно запретить иностранцам доступ к части информации, а разработку разрешить только госкомпаниям.
  • Все данные на условиях конфиденциальности нужно сдавать в "Росгеолфонд".
  • Минэкономразвития и Минэнерго по этому поводу высказалось так: в законодательстве и так разрешена выдача лицензий на разведку. Из бизнеса свое одобрение высказала только в ТНК-ВР - до продажи ее "Роснефти".

Идею уже поддержал главный борец за допуск к шельфу частных компаний. 28 ноября Вагит Алекперов заявил "Интерфаксу", что готов проводить геологоразведку на шельфе на условиях приглашения в дальнейшем к реализации проекта государственной компании.

Такой механизм, по его словам, должен предусматривать компенсацию частной компании затрат на проведенную геологоразведку. "Как правительство примет - 50% на 50% или 51% на 49%, - пояснил он. - Мы этот принцип воспринимаем, и мы готовы идти на эти риски".

Получить комментарии госкомпаний "Финмаркету" оперативно не удалось. Вице-премьер Дворкович отказался комментировать обсуждение проекта.

Льготы для "шельфовцев"

У Минприроды уже накопился солидный пакет предложений по стимулированию разработки шельфа, который также будут обсуждать на совещании у Медведева.

  • Подготовлен законопроект, стимулирующий строительство мощностей по переработке сырья и запрещающий изменять лицензии, а также снижающий критерии при выдаче лицензий.
  • Написан закон, разрешающий отдавать месторождения группами по итогам конкурса, а также стимулирующий переработку добытого сырья и наиболее полное извлечение ископаемых наилучшими технологиями.
  • С 1 января предлагается проводить аукционы на участки недр местного значения в электронной форме, а по федеральным - когда и как решит правительство.
  • Предлагается упросить переоформление лицензий и переход права пользования по ним.
  • Порог, после которого нельзя передавать право собственности в СП иностранным партнерам, повысят с 10% до 25%.
  • Дорабатывается госпрограмма "Воспроизводство и использование природных ресурсов". Предусмотрены средства на модернизацию судов и оборудования для освоения шельфа. Внесение намечено на январь 2013 г.
  • Минприроды также предлагает увеличить сроки геологического изучения трудных участков (закон принят в 1 чтении), давать гарантии разработки открытого месторождения иностранцам
  • В свою очередь Росприроднадзор в докладе к совещанию пишет, что те компании, которые сейчас разрабатывают недра, недостаточно следят за экологией, например, работают без проведения экологической экспертизы. В связи с этим нужно принять законопроект, который обяжет в проектах разработки месторождений прописывать технологии борьбы с разливами.

Денис Борисов, Номос-банк

"Интересные участки шельфа уже распределены и отданы "Роснефти". С другой стороны, это лучше, чем ничего. Крупных месторождений не осталось в России, доля венчурных проектов возрастает.

Сдерживающий фактор для частных компаний - это условия сотрудничества с госкомпаниями, с той же "Роснефтью". Будут ли это пропорциональные доли в СП? Если это будет прописано как те же гарантии, что предоставляются для Statoil и Eni, то в этом случае интерес частников будет. Меньше, чем если бы 100% отдавалось нефтяной компании, которая открыла месторождение, но все же лучше, чем ничего.

Будут ли госкомпании довольны, тоже неясно. С одной стороны, участие частников снимает с госкомпании необходимость проводить геологоразведку за свой счет. С другой стороны, все зависит от того, на сколько "Роснефть" сама уверена в своих силах и в запасах сырья. Пока не завершен первый начальный этап разведки, говорить об этом преждевременно.

Не думаю, что позиция "Роснефть" будет учитываться, даже если они будут против. Для государства важно как можно быстрее начать и завершить разведку для планирования долгосрочных перспектив развития ТЭКа. Поэтому мнение отдельно взятой госкомпании будет проигнорировано. В противном случае компании придется обосновать условия интенсивной разработки месторождений в одиночку".

Валерий Нестеров, Sberbank Investment Research

"Госкомпании торопятся укрепить свои монопольные позиции на шельфе, но понятно, что своими силами даже с помощью иностранного бизнеса быстро не получится его освоить. Система лицензирования на шельфе, конечно, вызывает серьезные вопросы и существенно отличается от мировой практики.

За рубежом работают консорциумы из трех и более компаний, чтобы разделить возникающие риски. России изначально стоило разведать шельф, а потом продавать лицензии по более адекватной цене. Сейчас они раздаются за бесценок. Площади этих лицензий - десятки и сотни тысяч квадратных километров, и не идут ни в какое сравнение с зарубежными.

У нас все делается в угоду госкомпаниям, а "Лукойл" вынужден вкладывать в освоение шельфа за рубежом, хотя он предлагал инвестиции $ 3 млрд в самые трудные участки шельфа, что ускорило бы разработку. Чтобы пустить частника на шельф, нужно изменение законодательства, а законы у нас принимаются быстро только при особом желании, а могут лежать много лет.

Сейчас лоббистские возможности "Роснефти" резко возросли, и они, конечно, будут работать против допуска частных компаний. Госкомпании предлагают независимым только условия младших партнеров, которые не выгодны им.

Но есть в этом и плюсы. Экологов, возможно, будет радовать то, что наличие таких огромных лицензий все-таки не позволит быстро разведывать шельф и начать разрабатывать его. Срочная необходимость в этих ресурсах также не вполне очевидна. Шельф, как резерв, можно было бы использовать лет через десять. Сейчас все-таки есть проблемы с технологиями и много рисков.

Отчасти это ускоренное лицензирование решает и задачу закрепления прав России в Арктике. В 2014 году может быть заключен новый договор по Арктике, а мы претендуем на расширение шельфа. Поэтому раздача участков способствует закреплению этих прав".

Виталий Крюков, ИФД КапиталЪ

"Объективно Минприроды и Роснедра правы, что объемы разведки в заявках "Роснефти" должны быть больше. По площади своей участки огромные, а геологоразведка проводится только на пятачке. Государство заинтересовано, чтобы геологоразведка была более полной.

Но когда участки такого масштаба попадают в руки двух компаний, становится очевидным, что они не смогут оперативно их осваивать. Они будут мертвым грузом лежать у них на балансе, и никакой активной деятельности вестись не будет.

Нужно привлекать больше инвесторов, но у государства - другая логика. Оно боится акционеров независимых компаний и того, что им достанутся тайны запасов России. Хотя у частных компаний больше компетенции, чем у государственных. У "Лукойла" значительный опыт на шельфе Балтики, Каспии, в Африке, но в случае с нашим государством аргумент опыта не работает.

Я больше чем уверен, что освоение шельфа будет тянуться долгие-долгие годы. В лучшем случае, будут освоены небольшие участки совместно с западными операторами, которые вложат свои деньги в геологоразведку.

Лицензии при этом так и будут висеть на балансе госкомпаний, так как требования у государства не очень жесткие. Требуется минимальный объем работ, чтобы лицензии не отзывали. Поэтому у компаний и нет стимулов интенсивно разрабатывать шельф, а работы там хватит на десятки лет. Пока бурения еще не было, а оценки основываются на старых расчетах советского периода. В сейсмику и бурение нужно вкладывать десятки миллиардов долларов.

Но иного выбора, кроме как распределить лицензии между "Роснефтью" и "Газпромом" у государства нет. Газ - "Газпрому", нефть - "Роснефти". Хотя, конечно, вдвоем они осваивать шельф не смогут - у компаний нет нужных технологий. В любом случае они будут привлекать иностранных инвесторов.

Схема финансирования разработки при участии западных компаний сейчас такова, что иностранные инвесторы берут на себя риски геологоразведки и финансируют ее полностью за свой счет. Если геологоразведка приносит результаты, то "Роснефть" компенсирует им эти инвестиции. Возможно, "Роснефть" сейчас просит деньги у государства на разведку именно по тем блокам, куда западные инвесторы не имеют доступа".

В докладе к первому совещанию у премьера Минприроды впервые публично раскрывает потенциал шельфовых месторождений России:

  • Госбаланс шельфа учитывает запасы сырья на 58 месторождениях. Запасы оцениваются в 12,7 млрд тонн условного топлива.
  • Детально разведанных запасов нет на шельфе вообще. Предварительно и слабо разведанных - 67,1%, это около 8,5 млрд тонн условного топлива. Из них 11,5% - жидкие углеводороды, нефти - только 9,3 %, остальное - газ.
  • Большая часть ресурсов расположено под двумя северными морями: Баренцево море - 41,1 %, Карское - 34,1 %, Охотское - 15,6 %, Каспийское - 8,92%, Азовское - 0,2%, Балтийское - 0,04%, Японское - 0,04%. Запасы сконцентрированы в основном в крупных месторождениях от 60 млн тонн условного топлива и более.
  • Около 60 % всех запасов сосредоточены на 6 месторождениях. В них содержится 500 млн тонн условного топлива. Это Штокмановское, Ленинградское, Русановское, Юрхаровское, Каменномысское-море и Лунское.
  • Перспективные запасы составляют 11 млрд тонн условного топлива: 19,8 % - нефть, 78,3 % - газ.
  • За счет бюджета геологоразведку провели на 22 объектах. В этом году на разведку потратят 1,5 млрд.руб. В следующем будут исследованы еще 16 объектов, в основном в Арктике и на Дальнем Востоке.
  • За счет недропользователей (а их всего 22) изучения проводились на 66 участках. В течение года планируется пробурить 13 скважин. В Арктической акватории будут бурить "Газпром", "Роснефть", "НОВАТЭК", на Дальнем Востоке - госкомпании и "Венинефть" с "Сахалин Энерджи". На юге - "Лукойл", "Геотермнефтегаз", "Приазовнефть", "Черноморнефтегаз" и "Роснефть". На Балтике активно работает Лукойл.
  • Выданы 19 транзитных лицензий (суша-море), по семи из которых ведется разведка стоимостью более 700 млн руб. Ее проводят "НОВАТЭК", "Дагнефть" и "Газпром".
  • На акваториях морей действуют 107 лицензий 22 компаний и 7 их субподрядчиков. Работы на 85 участках оплачивают сами компании.
  • На континентальном шельфе, как и положено по закону, работают только "Газпром" и "Роснефть", которые получили с 2010 года 16 участков: 14 - "Роснефть", 2 - "Газпром". В работе министерств - подготовка еще 12 лицензий для "Роснефти".


Запасы и добыча по акваториям морей




Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.