.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Жизнь
Главная   /   Жизнь   /   Сословный алкоголизм: постмодернисты против настоящих мужчин
.
04 февраля 2014 года 20:15

Сословный алкоголизм: постмодернисты против настоящих мужчин

 2  
РИА Новости, Алексей Мальгавко
РИА Новости, Алексей Мальгавко
Пьющие россияне делятся на четыре класса, выяснили социологи из Высшей школы экономики. "Постмодернисты" уважают ром и текилу, "настоящие мужчины" верны водке. Девушки до 19 лет пьют больше, чем сверстники, женатые мужчины - чаще, чем холостяки
Москва. 4 февраля. FINMARKET.RU - Отношение к спиртному в России всегда были сложнее и комплексней, чем в любой другой стране мира. Поэтому об истории страны, ее экономике и даже общественном устройстве можно узнать много нового, если взять в качестве отправной точки алкоголь.

Социологи Петр Мартыненко и Яна Рощина из Высшей школы экономики решили воспользоваться этой особенностью, чтобы посмотреть на российское общество свежим взглядом. Изучив данные масштабного анкетного опроса жителей городов России с населением более 100 тысяч человек, который с 1995 года ежегодно проводился компанией Synovate Comcon, они пришли к выводу, что в России сформировался "сословный" алкоголизм. Выбор алкогольных напитков стал важной частью образа жизни и теснейшим образом связан с положением в обществе, статусом, образованием и доходами.

 

С водкой по жизни

Исследование, опубликованное недавно в медицинском журнале Lancet утверждает, что при сопоставимом уровне потребления алкоголя мужчины в России умирают в 3,5 раза чаще,чем в развитых европейских странах.

Не все так безнадежно, уверены Мартыненко и Рощина. За 20 лет ситуация с алкоголизмом и алкоголем в России изменилась в лучшую сторону.

  • В "лихие девяностые" страна перешла от северного типа потребления алкоголя, когда граждане всегда отдают предпочтение водке и периодически уходят в запой, к среднеевропейскому, когда водку сочетают с пивом.
  • В тучные" нулевые число выпивающих заметно снизилось. За период с 2000 по 2010 годы потребление алкогольных напитков среди городского населения старше 16 лет упало с 78% до 70,5%, количество алкоголиков разного градуса зависимости уменьшилось на 2 млн - до 40,3 млн человек.
  • Удивительно, но чаще от алкоголя отказывались мужчины. Сокращение доли пьющих среди мужчин составило почти 11%, среди женщин - всего 5%. Изменения не коснулись только самых старших возрастов: 75% пожилых мужчин как пили, так и продолжают пить.
  • Алкогольные сословия

    В результате всех этих масштабных сдвигов в современной России возникли четыре алкогольных класса. Они различаются по уровню доходов, образованию, полу и возрасту относящихся к ним россиян.

  • Любители лёгкого алкоголя, на которых приходится 37,2% общего количества пьющих россиян;
  • Любители водки и пива или "настоящие мужчины" - 32,5% от общего числа выпивающих);
  • Женский кластер - любители вина и шампанского (26%);
  • Постмодернисты, практикующие эклектичный тип потребления алкоголя (4,3%)
  • © ВШЭ

     Студенты любят пиво, доценты - вино

     

  • Среди потребителей алкоголя, имеющих неполное среднее, среднее и среднее специальное образование, больше всего любителей пива (более 65%) и водки (более 45%).
  • Студенты и выпускники вузов предпочитают пиво (59,9%), вторым по популярности напитком является вино (46,3%).
  • Эксперты объясняют такой выбор молодежи агрессивной рекламой пива в конце 1990-х годов. К тому же пиво доступно по цене, банку или бутылку пива не стыдно купить и выпить в одиночестве, для распития более крепких напитков требуется большая компания.
  • Среди людей с научной степенью наиболее популярно вино (63,3%), а за ним следует водка (57,3%).
  • Среди работников физического труда доля тех, кто потребляет пиво, водку и горькие настойки, выше, чем среди тех, кто занят умственным трудом.
  • Поклонников пива трудно соблазнить разнообразием спиртного, в среднем, они пьют примерно 1,8 вида других напитков.
  • © ВШЭ

    Градус и доходы

  • Уровень доходов сильно влияет на выбор напитков: чем он выше, тем дороже потребляемый алкоголь. Для групп с душевым доходом ниже 2000 рублей характерна высокая доля потребителей пива (70,6%), для групп с доходом 5000–7000 рублей она меньше - 57,4%.
  • Среди бедных россиян доля пьющих шампанское и вино минимальна: 29% и 37,2% соответственно.
  • С ростом подушевого дохода она постепенно увеличивается, достигая 51,8% и 45,3% соответственно среди самых обеспеченных россиян.
  • Потребление виски практически полностью зависит от доходов: доля пьющих шотландскую самогонку среди бедняков составляет около 1%, среди обеспеченных граждан - почти 12%. То же самое относится и к коньяку - 10,3% и 31,6% среди бедных и богатых соответственно.
  • С ростом доходов так же увеличивается доля любителей джина, рома и текилы, но незначительно, так как вообще в России их пьют очень мало.
  • Люди, отдающие предпочтение водке, вину и шампанскому, пробуют еще максимум два вида алкоголя.
  • Женщины променяли пиво на шампанское

     

  • Состав "алкогольной корзины" сильно зависит от пола. К женским напиткам можно отнести вино, шампанское, вермут и ликер. Среди пьющих женщин доля регулярных потребителей этих видов алкоголя почти в два раза выше, чем среди мужчин.
  • Среди мужчин, естественно, в полтора раза больше любителей водки и пива. За последние 10 лет среди женщин сильнее всего упала доля любительниц водки (с 53% до 29% от всех выпивающих дам) и пива (с 60% до 48%).
  • За это же время доля тех, кто предпочитает шампанское, выросла среди женщин с 45% до 51%.
  • © ВШЭ

    Непостоянство постмодернистов

     

  • Черты "постмодернистского" стиля жизни, характеризующегося мозаичностью потребления, были обнаружены менее чем у 5% потребителей алкоголя.
  • Постмодернистами чаще всего являются образованные и обеспеченные молодые люди и большое начальство.
  • Возраст алкоголизма

     

  • Больше всего пьющих среди россиян в возрасте от 35 до 44 лет.
  • В возрастной группе от 16 до 19 лет пьющих девушек больше, чем юношей: 51% против 46% соответственно. В следующем возрастном интервале (20 - 25 лет) мужчины обгоняют женщин.
  • Среди мужчин старше 65 лет доля пьющих составляет 75%, а среди женщин - 55%.
  • © ВШЭ

  • Семейные мужчины нуждаются в выпивке больше, чем холостяки. Среди женатых мужчин доля потребителей алкоголя - 80,2%, среди одиноких - 67,9%.
  • Женский алкоголизм от семейного статуса почти не зависит. Разница в потреблении алкоголя среди замужних и незамужних составляет всего 5 процентных пунктов (68,5 и 63,3% соответственно).
  • В семьях без детей или с маленькими детьми супруги выпивают чаще, чем в семьях, где есть дети старше 10 лет. Вероятно, последние, воздерживаясь от регулярного употребления спиртного, просто не хотят подавать детям дурной пример.


  • Опубликовано Финмаркет
     
    .


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
    Железнодорожник    05.02.2014
    Женатым на выпивку дают жёны.
    Радонеж    05.02.2014
    Вау, любопытная статья, спасибо вам за нее. Пару мыслей выскажу. 1. Позиция "водка - напиток для настоящиx мужчин" недопустима, особенно если учитывать, что он нее все беды. 2. В стране явный перекос в сторону крепкого алкоголя. Думается, это вызвано неадекватным законотворчеством. Всем известно, что в нашей стране приравнивать весь алкоголь нельзя - начнется перекос в сторону водки. Учитывая пункт 1, становится совсем страшно. 3. Реклама пива помогала только выбрать один бренд из прочиx равныx. Покупать ненужное она не заставляет. Особенно сейчас, когда ее уже нет. 4. Пожалуй, что студенты выбирают пиво как раз из-за дешевизны и малого градуса.

    .
    .