.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Жизнь
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
20 декабря 2013 года 16:05


Собесы переориентируют со стариков на детей и деньги
![]() |

РИА Новости, Алексей Мальгавко
Правительство тихой сапой реформирует систему соцобеспечения: новый законопроект обсуждают в Думе. ВШЭ протестировала его на Москве, результаты выглядят противоречиво. Пенсионерам за соцуслуги придется платить, правда, не очень много, к системе могут присоединиться миллионы многодетных бедных семей и матерей-одиночек
Москва. 20 декабря. FINMARKET.RU - Разработанный Минтрудом и внесенный в Госдуму правительством проект закона "Об основах социального обслуживания населения" специалисты ВШЭ протестировали на имеющихся у них данных о реальных получателях социальной помощи в Москве.
Выводы настораживают: большинству тех, кто сейчас получает бесплатно услуги системы социального обслуживания, придется платить. Плюс, в системе могут появиться миллионы новых пользователей - основными претендентами на бесплатные услуги собеса становятся бедные семьи с детьми.
Кому что положено
Сейчас социальное обслуживание на дому ежегодно предоставляется 15 млн россиян, в стационарах ее получают 540 тысяч человек. Речь идет о доставке продуктов питания, уборке квартиры, предоставлении элементарных медицинских услуг гражданам, чаще всего пожилым, инвалидам, которые сами не в состоянии все это сделать. Стационары - это фактически дома престарелых.
По новому закону, который 18 декабря был принят Госдумой во втором чтении, нуждающимся в социальном попечении может быть признан гражданин, полностью или частично утративший возможность самообслуживания, при наличии в семье инвалида, в том числе ребенка, нуждающегося в постоянном уходе.
На социальные услуги может претендовать семья, где ребенок испытывает "трудности в социальной адаптации", находится без попечения (в том числе временно), лица без определенного места жительства, безработные.
Основанием получения социальной помощи является наличие насилия в семье конфликта, в том числе связанного с алкогольной, наркотической или игорной зависимостью членов семьи.
В реальности это означает, что бесплатным государственное социальное обслуживание сохранится только для несовершеннолетних детей и пострадавших в чрезвычайных ситуациях и вооруженных межнациональных конфликтах. Остальных получателей помощи должны назначить регионы, правда, сделать это они могут только за свой счет.
Во втором чтении законопроекта из федерального перечня имеющих право на получение бесплатных социальных услуг выпали лица без определенного места жительства и занятий, одинокие инвалиды, не способные за собой ухаживать, лица в социально опасном положении. Зато это право распространили на всех детей, а не только сирот, как предлагалось первоначально.
Только для очень бедных
Гражданам придется доказывать государству, что они действительно нуждаются в бесплатной социальной помощи. Их подушевой доход не может превышать 1,5 прожиточных минимума соответствующей категории населения в регионе (порог подняли при втором чтении; правительство предлагало один минимум).
Власти субъектов федерации могут приподнять этот порог, расширив размеры социальной поддержки, но тоже только за свой счет. Стоит обратить внимание, что не зря речь идет о подушевом доходе: его размер будет определяться с учетом доходов всех членов семьи, например, неодиноких пенсионеров.
Добрые дела любят счет
Остальным нуждающимся в социальном обслуживании за него придется платить.
Размер платы будет зависеть от стоимости выбранных нуждающимся услуг и его дохода, но он не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, дающей право на получение бесплатных услуг на дому или в полустационарной форме.
В общем случае, если регионы не возьмут на себя дополнительные обязательства, речь идет о полутора прожиточных минимумах. Если услуги оказываются в стационаре, то плата не должна быть более 75% доходов получателя.
Стресс-тест московского собеса
Специалисты Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ примерили эти параметры на Москву. Использовались данные обследования Институтом гуманитарного развития мегаполиса в 2012 году трех тысяч столичных домохозяйств, имеющих право на получение социальных пособий, натуральных льгот и социальных услуг.
Если московские власти не поднимут федеральный уровень (1,5 прожиточных минимума), доходы ниже которого дают право претендовать на бесплатные услуги, то воспользоваться ими бесплатно смогут не более 1% домохозяйств одиноких пенсионеров. Да и то только в том случае, если московские власти добавят эту категорию в перечень имеющих право на льготу. Сейчас доля платных услуг составляет в столице всего 0,8% от общего объема услуг, оказываемых учреждениями социальной защиты населения.
Зато больше всего претендентов на бесплатные социальные услуги окажется среди домохозяйств, где нет пенсионеров, зато есть не работающие родители и несколько детей или среди семей матерей-одиночек. Почти у трети таких семей (31%), уже пользующихся социальной поддержкой в Москве, доходы менее одного прожиточного минимума на человека; еще у 26% они находятся в пределах от одного до полутора ПМ.
Вынудив пенсионеров платить за социальные услуги, столичные власти могут столкнуться с массовым заказом нуждающимися максимального пакета социальных услуг. Это связано с тем, что минимальный набор социальных услуг - доставка продуктов на дом (скажем 8 раз в месяц), уборка квартиры (4 раза) и элементарная медпомощь (2 раза) - стоит 3450 руб. или 22% доходов одинокого пенсионера (51% от ПМ).
Полный пакет услуг - приготовление пищи (1 раз в день), доставка промтоваров и лекарств (1-2 раза в месяц), помощь в госпитализации или сопровождение в поликлинику, оказание санитарно-гигиенических услуг - может обойтись и в 10 тыс. руб. в месяц.
Но по закону стоимость социальных услуг не может превышать 50% разницы между месячным доходом нуждающегося (для одинокого пенсионера в Москве это 16 тыс. руб.), и 1,5 прожиточными минимумами (чуть более 10 тыс. руб.). То есть, плата не может быть более 3 тыс. руб. Следовательно, если уж платить, то имеет смысл брать сразу весь пакет услуг.
Если Москва поднимет свой порог предоставления бесплатных соцуслуг выше 1,5 ПМ, то платить за полный пакет придется еще меньше. Кадрового потенциала, способного предоставить полный пакет социальных услуг не только всем пенсионерам, но и семьям с детьми в столичном собесе скорее всего нет.
По последним данным Росстата, средняя зарплата столичных работников социальной сферы составляет 36,4 тыс. руб. в месяц при средней зарплате по городу в 57,3 тыс. руб.
Ирина Корчагина, Центр анализа доходов и уровня жизни ВШЭ
"Фактически, социальное обслуживание станет платным почти для всех, определенные бесплатные услуги будут оказывать немногочисленным категориям граждан, остальным - на основе контроля дохода. Те, для которых собственно и предназначен этот закон - лица, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию - будут получать услуги бесплатно, если у них доходы будут ниже предельной величины среднедушевого дохода.
В Москве 4,5 млн находятся в регистре претендентов на социальную помощь,
2,5 млн в 2012 году получали ее через центры социального обслуживания и только 140 тыс. на дому.
5,5 тыс. москвичей находятся в стационарах социального обслуживания; 0,5 тыс. человек составляет очередь туда.
Доля платных услуг от общего объема услуг учреждений социальной защиты составляет 0,8%. Это к утверждениям Минтруда, что все равно население платит. Может быть, оно и платит, но частным образом, и сюда эти данные не попадают.
Только у 14% домохозяйств, пользующихся в Москве социальными услугами, подушевые доходы ниже прожиточного минимума. Среди пенсионеров ниже прожиточного минимума не получает никто.
При официальном прожиточном минимуме в 6,7 тыс. руб., благодаря "лужковским" доплатам никто меньше 12 тыс. руб. не получает. Пожилым людям старше 80 лет положена еще большая доплата. В бедные они никак не попадают.
В более тяжелом положении (по сравнению с пенсионерами) оказываются домохозяйства с детьми. Все будет зависеть от того, на каком уровне в Москве будет установлен минимум дохода, дающий право на получение помощи бесплатно. Только если он составит 4 ПМ, все, кто сейчас получает услуги бесплатно, смогут их так и получать.
Есть распоряжение департамента экономической политики города Москвы с тарифами на социальные услуги. В итоге минимальный набор услуг составит в месяц примерно 3,5 тыс. руб. А расширенный набор услуг - 9,5 тыс. руб. Но по новому закону он не может стоить больше 4,5 тыс. руб. Таким образом, чем больше услуг набирает пенсионер, тем дешевле для него окажется каждая услуга. Выгодно выбирать весь пакет услуг".
Лилия Овчарова, директор Независимого института социальной политики
"Произойдет частичная переориентация системы социальной помощи от престарелых пенсионеров в сторону семей с детьми. Если судить только по закону (к нему требуется много нормативных актов), то создается впечатление, что закон принимается для того, чтобы сместить эти приоритеты, если речь идет о бесплатном социальном обслуживании.
Если регионы не возьмут на себя дополнительные обязательства по повышению порога доходов, дающих право на бесплатные социальные услуги, то во всех крупных городах эти услуги станут массово платными.
Не исключено, что люди в таком случае начнут переориентироваться на других производителей услуг: если уж платить, то за более качественные. Скорее всего, эта цель также преследуется авторами закона, чтобы в будущем передать эту сферу рынку.
Для семей с детьми совсем другой набор услуг, для них не будут приносить продукты. Эти услуги до сих пор были в основном бесплатными, даже не тарифицируются.
Переориентировав сферу бесплатного социального обслуживания в сторону семей с детьми, закон приблизил ее к нашим реалиям. На платной основе получать эти услуги такие неблагополучные семьи никогда не будут.
В основном это услуги по социализации: например, помощь семейных психологов, такие медицинские услуги, как лечение от алкогольной или наркотической зависимости, устройство детей в группы продленного дня, часто с бесплатным питанием, иногда назначаются сопровождающие, занимающиеся социальной адаптацией и детей, и семьи. Часто нужны консультации юриста, помощь в поиске работы, в устройстве детей в детсад.
Если местные власти поднимут порог, при доходах ниже которого нуждающиеся смогут претендовать на бесплатные социальные услуги, то и престарелым получателям их за деньги придется платить меньше. Это будет стимулировать заказ полного пакета услуг.
Но в законе написано невнятно, речь идет о не превышении определенного порога дохода семьи стоимостью всех необходимых услуг или каждой в отдельности. Видимо, придется этот вопрос отрегулировать в подзаконных актах. Уверена, что речь должна идти о пакете услуг: им пользуются в основном пожилые люди, которые крайне нуждаются в них во всех".
Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни
"Речь идет о регулировании очень большого общественного сектора любой развитой экономики, его называют третьим сектором (наряду с коммерческим и бюджетным). В нем есть три крупные категории: центры по работе с семьями и детьми, по работе с инвалидами и по работе с пожилыми. Это очень большая сеть, которой охвачена вся страна.
Отрасль развивается бурно даже при бесплатности социальных услуг. Многие крупные вузы, в том числе экономические, стали готовить специалистов для этой сферы. Потребность в кадрах огромная, в том числе в коммерческом сегменте. Хорошо, что сами социальные работники попали в категорию, которым повышается зарплата до среднего уровня по региону; до сих пор они были одними из самых низкооплачиваемых.
Отражением нашего времени является постепенное расширение софинансирования со стороны самих пользователей этих услуг. Это связано с общей тенденцией: во всех организациях бюджетной сферы предусмотрено введение частичных платных услуг. Государство, испытывая бюджетные сложности, уменьшает свои обязательства. Для бюджета социальная сфера не первый приоритет.
Конечно, часть нынешних пользователей социальных услуг будет вынуждена от них отказаться. 1,5-2,0 ПМ – это не так много, чтобы из этого еще выделить определенную сумму на оплату социальных услуг. Части придется платить, просто у них нет выбора. Не исключено, что это вызовет социальное возмущение. Но на митинги эти люди пойти не смогут, они полностью зависимы от помощи. Может письма писать будут.
Обществу и государству надо быть гуманнее к ним. В некоторых странах целый ряд услуг для престарелых входит в состав обязательного социального страхования. У нас этого нет. Проблема страхования упирается в низкие зарплаты".
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме

- Новая теория потребления: экономика боли и удовольствия
- Росстат: обеспечение жильем - дело рук самих граждан
- Исследование: от гастарбайтеров - одна польза и никакого вреда
- Экономисты: железной рукой загнать человечество к счастью
- Правительство хочет спровоцировать передел на рынке ЖКХ
- Российские ценности: деньги, власть, и чтобы ничего не менялось
- За маткапиталом обратились 11% матерей
- Миллионы невидимок: чем заняты "самозанятые" россияне
- Высокая рождаемость разорит Россию. Через 100 лет
- Сотни миллиардов рублей не помогли аграриям
- Путин: с пенсиями не должно быть никаких "непоняток"
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
.
.