.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Сейчас для экспорта зерна большей проблемой является логистика, а не пошлина - глава холдинга "Агросила"
.
 
 
 
 
15 ноября 2022 года 12:52

Сейчас для экспорта зерна большей проблемой является логистика, а не пошлина - глава холдинга "Агросила"

Российским агрохолдингам, которые в последнее время набирали силу при мощной поддержке государства, в этом году пришлось работать в новых условиях. Ситуацию осложнил разрыв устоявшихся производственных и экспортных цепочек, потеря многих зарубежных партнеров, рост затрат.

Как в новых условиях приходится преодолевать эти трудности, какие проекты реализуются в срок, а какие сдвигаются, и с какими логистическими проблемами сталкивается экспорт сельхозпродукции в интервью "Интерфаксу" рассказала генеральный директор агрохолдинга "Агросила" (Татарстан) Светлана Барсукова.

- Многим сельхозпроизводителям в этом году пришлось серьезно скорректировать стратегии развития, искать новых партнеров, менять инвестиционные планы. Как в этих условиях действует холдинг? С каким трудностями столкнулся?

- Планируя свою работу, мы, естественно, просчитываем варианты, предусматриваем различные ситуации, которые могут негативно повлиять и на нас, и на агрорынки в целом. В том числе скачки цен, сложности с поставкой товаров и комплектующих. Конечно, в этом году ситуация особенная. Поэтому мы решили перенести реализацию ряда проектов на 2023 год, но в целом придерживаться стратегии развития холдинга, принятой до 2030 года.

В 2022 году мы выполнили инвестпрограмму более чем на 80%: планировали инвестиционные вложения в объеме 5 млрд рублей, на текущий момент инвестировали 4 млрд рублей. Наиболее крупные проекты - это модернизация известково-газовой печи Заинского сахарного завода - 205 млн рублей, реализация первого этапа строительства очистных сооружений птицефабрики "Челны Бройлер" - 454 млн рублей. В конце августа ввели вторую очередь молочно-товарного комплекса "Азнакай", и теперь он может содержать 4,5 тыс. голов дойного стада.

Завершаем строительство сырного производства на "Агросила-Молоко". Рассольные сыры уже производим. В сентябре сварили первую партию полутвердого, сейчас идет отладка техпроцесса и строительства склада. Надеюсь, что в первом квартале следующего года сможем приступить к продажам полутвердых сыров.

Так что наиболее крупные проекты на 2022 год мы реализовали.

- А что пришлось перенести?

- В основном приобретение некоторой сельскохозяйственной техники для растениеводства. Поскольку валютные курсы сильно изменились, мы не смогли планировать некоторые приобретения даже в краткосрочной перспективе. Поэтому отложили эти проекты и собираемся их реализовать с некоторыми коррективами в 2023 году.

На следующий год запланировали инвестиции в 5,6 млрд рублей. 50% от этой суммы пойдут на развитие растениеводческого и животноводческого направлений. Планируем обновить парк сельхозтехники, замену либо расширение линейки техники, которая производится в России, чтобы диверсифицировать риски, которые возникают с импортом.

Запланировали строительство нового молочно-товарного комплекса "Сарман", продолжим развивать Заинский сахарный завод с тем, чтобы к 2030 году довести переработку сахарной свеклы на нем до 10 тыс. тонн в сутки. В 2023 году в реконструкцию его мощностей наметили вложить 621 млн рублей.

К строительству комплекса "Сарман" планируем приступить во втором квартале будущего года. Земельный участок для него подобран, проводятся кадастровые и геодезические работы, выбираем проектировщика проекта.

Конечно, стратегия-2030 была скорректирована и с учетом пандемии, и на фоне санкционных процессов. Но рассчитываем, что с учетом новых возможностей, которые для себя открыли в том числе в 2022 году, реализуем все намеченное.

- Как нынешняя ситуация повлияла на экспорт продукции холдинга?

- Экспортные поставки снизились. Связано это, прежде всего, с тем, что мы традиционно поставляли свекловичный жом с Заинского сахарного завода в Европу. Сейчас такой возможности нет. Приходится искать новые рынки сбыта. С изменением возможностей логистики и открытием экспорта через третьи страны, надеюсь, выровняем реализацию этого продукта. Но искать альтернативные рынки сбыта сложно, поскольку 70% производимого в РФ жома потребляли страны Евросоюза, остальные 30% экспорта приходились на сопредельные страны.

- А на внутреннем рынке есть в нем потребность?

- Да, сейчас в основном продаем внутренним потребителям. Он востребован в животноводстве. К слову, жом как компонент кормов для крупного рогатого скота используется и агрофирмами нашего холдинга.

Что же касается другой продукции холдинга, то свои рынки сбыта мы сохранили. Продукцию из мяса птицы и молочную продукцию поставляем, в основном, в страны СНГ. В целом около 80% нашего экспорта идет в страны ближнего зарубежья. Наиболее активны Казахстан и Азербайджан.

Если говорить о дальнем зарубежье, то в наших планах - реализация продукции в страны Персидского залива. Для этого занимаемся получением сертификата продукции по стандартам "халяль".

Кроме того, поскольку ситуация по птичьему гриппу в Татарстане улучшилась, надеемся на возобновление экспорта продукции из мяса птицы в Китай.

- Рассматривается ли возможность торговли с Китаем в юанях?

- В принципе, да. Мы открыты к расчетам в иностранной валюте. Если раньше это были доллары или евро, то сейчас будут юани. Я принципиальной разницы не вижу.

Хотя поставок в Китай у нас в этом году, к сожалению, не было. Этот рынок закрыт из-за сложной эпидемиологической ситуации по птичьему гриппу. В последний раз такие поставки у нас были в 2020 году.

- В этом году многие аграрии говорили о росте затрат, связанных с подорожанием всех составляющих, в том числе сельхозтехники. Из-за трудностей с ее поставками не исключали, что будут вынуждены разбирать часть работающей техники на запчасти. Какова доля зарубежных машин и механизмов в агрохолдинге? Запчастей к ней достаточно?

- Доля импортной техники у нас 40%. При этом она выполняет 70% сельхозопераций. Безусловно, у нас были сложности с поставкой запчастей: и сроки увеличились, и стоимость повысилась. Частично мы сумели их преодолеть либо приобретением аналогов, либо более длительным ожиданием оригинальных запчастей.

Три года назад мы начали реализацию проекта по плановой замене и самостоятельному изготовлению комплектующих и запчастей на импортную сельхозтехнику в холдинге. Поэтому некоторые запчасти, поставка которых сейчас затруднена, производим сами, и сервисная компания "Агросила-Сервис" использует их при ремонте техники.

Разбирать на запчасти имеющуюся технику позволить себе не можем, поскольку вся она рассчитана на обработку определенного объема сельхозугодий.

- Каков урожай у холдинга в этом году? Достаточно ли мощностей для его хранения?

- Валовой сбор зерновых культур у нас составил 509 тыс. тонн. Урожайность в среднем на круг - 42,6 ц/га. В составе холдинга три элеватора. Единовременная мощность хранения Заинского элеватора 150 тыс. тонн, 100 тыс. тонн - Набережночелнинского элеватора и 70 тыс. тонн - Актанышского хлебоприемного предприятия.

Чисто арифметически получается, что мощностей для хранения недостаточно. Но мы в этом году активно использовали как в агрофирмах, так и на территории элеваторов технологию хранения зерна в рукавах. Рукава позволяют сохранить качество зерна при достаточно долгом хранении. Кроме того, мы использовали сторонние элеваторы. Так что весь урожай размещен и проблем с хранением нет.

- В условиях рекордного урожая этого года как вы оцениваете ценовую ситуацию на рынке зерна? Стоит ли сохранять экспортные ограничения в виде пошлин и квоты?

- Действительно, на текущий момент цена на зерно не столь интересна, как в 2021 году. Что касается вопроса о сохранении или снятии экспортной пошлины, то при его решении государство в обязательном порядке должно соблюсти и свои интересы, и интересы производителя. Надеюсь, что так и будет сделано.

Сейчас большей проблемой является логистика. Особенно фрахт в направлении стран, которые приобретают наши зерновые культуры. Эти проблемы не дают возможности отгружать продукцию в тех объемах, в которых экспортеры могли бы это делать.

Судов не хватает в том числе и из-за так называемого раннего бронирования. Суда оказываются забронированными, но не работающими в силу того, что производитель не хочет продавать зерно в текущий момент по той низкой цене, которая существует на рынке, и ждет более интересной цены. Но при этом суда зафрахтованы. И даже если они передаются третьему лицу, то на условиях повышенной стоимости. Это, естественно, влияет на цену продукции, которую они перевозят.

- Обновленная стратегия развития АПК РФ до 2030 года предусматривает строительство более 40 судов для экспорта продукции. Что еще могло бы сделать правительство?

- Собственные суда - это правильно. Но необходимо принять программу по наращиванию всего транспортного парка, не только судоходного, но и железнодорожного. Понимаю, что в краткосрочной перспективе этот вопрос сложно решить. Но целесообразно смотреть в будущее, чтобы впоследствии у нас таких проблем не было.

- Как в холдинге прошел озимый сев? На сколько выросли затраты по сравнению с прошлым годом и изменились ли посевные площади?

- Озимые у нас посеяны в полном объёме. Площади остались те же - 51 тыс. га. Произошло некоторое перераспределение в связи с севооборотом. 47 тыс. га - озимая пшеница, 3,5 тыс. га - озимая рожь. Сравнительный анализ стоимости посевной кампании мы пока не проводили.

- А в целом - как оцениваете финансовые показатели холдинга в этом году? Какими будут выручка, чистая прибыль?

- Выручка в этом году по сравнению с прошлым у нас может вырасти на 14%. Но по прибыли наблюдается снижение - на 8%. Прежде всего, это связано с ростом себестоимости продукции, а также с изменением сроков ввода ряда проектов в рамках инвестпрограммы холдинга. Это не позволило реализовать высокомаржинальную продукцию, тех же сыров, например, в объемах, которые превоначально предусматривались.

- Каковы планы сахарного дивизиона холдинга? Как, на ваш взгляд, будут складываться цены на сахар? Потребуются ли закупочные интервенции на рынке сахара?

- Сахарная свекла в холдинге была посеяна на 28 тыс. га. Сбор составил около 1 млн тонн, который мы сможем переработать на Заинском сахарном заводе и произвести около 138,5 тыс. тонн сахарного песка. Кроме того, планируем произвести 31 тыс. тонн мелассы и 41 тыс. тонн гранулированного жома.

Цены на сахар формирует биржа. Но я в текущий момент не вижу причин для существенного повышения стоимости сахарного песка, потому что рынок в текущий момент находится в определенном равновесии.

Что касается закупочных интервенций, то сейчас существенного перепроизводства сахара и необходимости снятия излишков с рынка не наблюдается.

- Как в холдинге развивается сегмент халяльной продукции?

- Его доля в птицеводческом направлении по итогам трех кварталов составила 17%, в продукции глубокой переработки - 39%. Продукция "халяль" более маржинальна. Это не значит, что она лучше, а классическая - хуже. Просто таковы в настоящий момент тенденции рынка. Пока такая тенденция существует, будем стараться сохранить темпы производства.

В этом году мы также увеличили выпуск продукции "халяль" в молочном направлении и ввели в линейку несколько новых продуктов.

- Планирует ли "Агросила" дальнейшее расширение собственной розничной сети?

- Такие планы сохраняем. В этом году открыли несколько новых торговых точек, в том числе в формате самообслуживания. Надеюсь, что к концу года достигнем намеченного - доля реализации продукции через собственную торговую сеть составит 12%.

В планах на 2023 год - открытие 14 новых объектов. Всего к концу следующего года сеть будет состоять из 60 торговых точек.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
 
.
Ключевые слова:    Россия,  зерно,  экспорт


.

13 января 2023 года 17:59
Прошедший год стал годом тектонических сдвигов для российского платежного рынка. После ухода двух крупнейших глобальных игроков, Visa и Mastercard Национальная система платежных карт, оператор карт "Мир", фактически стала монополистом. О том, с какими вызовами столкнулась НСПК, как компания...    читать дальше
.
13 января 2023 года 11:27
Электронизация и регламентация закупок госзаказчиков и госкомпаний, аналогичное движение в сфере имущественных торгов фактически исчерпали возможности для интенсивного роста рынка электронных торговых площадок (ЭТП). Дальнейшее развитие этого рынка возможно за счет сегмента коммерческих закупок, а...    читать дальше
.
19 декабря 2022 года 14:15
"Яндекс Вертикали" - направление, в которое входят сервисы объявлений, отвечающее за решение различных пользовательских задач: от покупки автомобиля до билетов на поезд. Несмотря на то, что "Вертикали", в отличие от райдтеха и исторического поискового бизнеса, приносят "Яндексу" всего лишь 2% от...    читать дальше
.
16 декабря 2022 года 11:51
Российским золотодобытчикам пришлось в 2022 году пересматривать все устоявшиеся модели работы: подбирать новых поставщиков, осваивать новые рынки сбыта, подстраиваться под новые условия финансирования и ценообразования, искать альтернативные варианты структурирования бизнеса. Как к новым реалиям...    читать дальше
.
01 декабря 2022 года 11:17
На минувшей неделе, 23 ноября, прошло собрание учредителей и заседание Наблюдательного совета АНО "Цифровая экономика" с участием главы Минцифры Максута Шадаева и вице-премьера Дмитрия Чернышенко, где организация обозначила новые цели и задачи. АНО не только объединяет экспертов по цифровой...    читать дальше
.
23 ноября 2022 года 08:30
Международная конференция ООН по климату в Шарм-эль-Шейхе в минувшее воскресенье завершила свою работу. О том, как в условиях энергетического кризиса проходили климатические переговоры с иностранными коллегами и какие тезисы отстаивала российская делегация, в интервью "Интерфаксу" рассказал ее...    читать дальше
.
16 ноября 2022 года 13:57
Российские сталепроизводители в текущем году столкнулись с вызовами, которые серьезно ударили по отрасли - ослаблением внутреннего спроса, укреплением курса рубля, логистическими и торговыми ограничениями. Как "Северсталь" приспосабливается к изменениям и пытается минимизировать операционные...    читать дальше
.
26 октября 2022 года 15:50
Как нужно скорректировать регулирование газового рынка, как догазификация влияет на экономику и как себя чувствуют отрасли - потребители газа в нынешних условиях в интервью "Интерфаксу" рассказал гендиректор "Газпром межрегионгаза" Сергей Густов. - Догазификация стартовала около полутора лет...    читать дальше
.
19 октября 2022 года 10:28
Золотодобывающий дивизион группы "Мангазея", входящий в топ-20 российских золотодобытчиков, в июле провел делистинг с биржи Торонто. Основатель и владелец "Мангазеи" Сергей Янчуков в интервью "Интерфаксу" рассказал о предпосылках этого решения, а также о проектах компании в Забайкалье, текущем...    читать дальше
.
13 октября 2022 года 13:34
13 октября. FINMARKET.RU - Уход из РФ ряда автопроизводителей, дефицит автозапчастей для ремонта и рост их стоимости повлекли удорожание выплат в ОСАГО, потребовались оперативные тарифные корректировки. Все силы страховщиков и регулятора были брошены на оперативное удержание равновесия в сегменте....    читать дальше
.
Страница 1 из 5
.
.
.
.
.
.

.