.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Сейчас для экспорта зерна большей проблемой является логистика, а не пошлина - глава холдинга "Агросила"
.
 
 
 
 
15 ноября 2022 года 12:52

Сейчас для экспорта зерна большей проблемой является логистика, а не пошлина - глава холдинга "Агросила"

Российским агрохолдингам, которые в последнее время набирали силу при мощной поддержке государства, в этом году пришлось работать в новых условиях. Ситуацию осложнил разрыв устоявшихся производственных и экспортных цепочек, потеря многих зарубежных партнеров, рост затрат.

Как в новых условиях приходится преодолевать эти трудности, какие проекты реализуются в срок, а какие сдвигаются, и с какими логистическими проблемами сталкивается экспорт сельхозпродукции в интервью "Интерфаксу" рассказала генеральный директор агрохолдинга "Агросила" (Татарстан) Светлана Барсукова.

- Многим сельхозпроизводителям в этом году пришлось серьезно скорректировать стратегии развития, искать новых партнеров, менять инвестиционные планы. Как в этих условиях действует холдинг? С каким трудностями столкнулся?

- Планируя свою работу, мы, естественно, просчитываем варианты, предусматриваем различные ситуации, которые могут негативно повлиять и на нас, и на агрорынки в целом. В том числе скачки цен, сложности с поставкой товаров и комплектующих. Конечно, в этом году ситуация особенная. Поэтому мы решили перенести реализацию ряда проектов на 2023 год, но в целом придерживаться стратегии развития холдинга, принятой до 2030 года.

В 2022 году мы выполнили инвестпрограмму более чем на 80%: планировали инвестиционные вложения в объеме 5 млрд рублей, на текущий момент инвестировали 4 млрд рублей. Наиболее крупные проекты - это модернизация известково-газовой печи Заинского сахарного завода - 205 млн рублей, реализация первого этапа строительства очистных сооружений птицефабрики "Челны Бройлер" - 454 млн рублей. В конце августа ввели вторую очередь молочно-товарного комплекса "Азнакай", и теперь он может содержать 4,5 тыс. голов дойного стада.

Завершаем строительство сырного производства на "Агросила-Молоко". Рассольные сыры уже производим. В сентябре сварили первую партию полутвердого, сейчас идет отладка техпроцесса и строительства склада. Надеюсь, что в первом квартале следующего года сможем приступить к продажам полутвердых сыров.

Так что наиболее крупные проекты на 2022 год мы реализовали.

- А что пришлось перенести?

- В основном приобретение некоторой сельскохозяйственной техники для растениеводства. Поскольку валютные курсы сильно изменились, мы не смогли планировать некоторые приобретения даже в краткосрочной перспективе. Поэтому отложили эти проекты и собираемся их реализовать с некоторыми коррективами в 2023 году.

На следующий год запланировали инвестиции в 5,6 млрд рублей. 50% от этой суммы пойдут на развитие растениеводческого и животноводческого направлений. Планируем обновить парк сельхозтехники, замену либо расширение линейки техники, которая производится в России, чтобы диверсифицировать риски, которые возникают с импортом.

Запланировали строительство нового молочно-товарного комплекса "Сарман", продолжим развивать Заинский сахарный завод с тем, чтобы к 2030 году довести переработку сахарной свеклы на нем до 10 тыс. тонн в сутки. В 2023 году в реконструкцию его мощностей наметили вложить 621 млн рублей.

К строительству комплекса "Сарман" планируем приступить во втором квартале будущего года. Земельный участок для него подобран, проводятся кадастровые и геодезические работы, выбираем проектировщика проекта.

Конечно, стратегия-2030 была скорректирована и с учетом пандемии, и на фоне санкционных процессов. Но рассчитываем, что с учетом новых возможностей, которые для себя открыли в том числе в 2022 году, реализуем все намеченное.

- Как нынешняя ситуация повлияла на экспорт продукции холдинга?

- Экспортные поставки снизились. Связано это, прежде всего, с тем, что мы традиционно поставляли свекловичный жом с Заинского сахарного завода в Европу. Сейчас такой возможности нет. Приходится искать новые рынки сбыта. С изменением возможностей логистики и открытием экспорта через третьи страны, надеюсь, выровняем реализацию этого продукта. Но искать альтернативные рынки сбыта сложно, поскольку 70% производимого в РФ жома потребляли страны Евросоюза, остальные 30% экспорта приходились на сопредельные страны.

- А на внутреннем рынке есть в нем потребность?

- Да, сейчас в основном продаем внутренним потребителям. Он востребован в животноводстве. К слову, жом как компонент кормов для крупного рогатого скота используется и агрофирмами нашего холдинга.

Что же касается другой продукции холдинга, то свои рынки сбыта мы сохранили. Продукцию из мяса птицы и молочную продукцию поставляем, в основном, в страны СНГ. В целом около 80% нашего экспорта идет в страны ближнего зарубежья. Наиболее активны Казахстан и Азербайджан.

Если говорить о дальнем зарубежье, то в наших планах - реализация продукции в страны Персидского залива. Для этого занимаемся получением сертификата продукции по стандартам "халяль".

Кроме того, поскольку ситуация по птичьему гриппу в Татарстане улучшилась, надеемся на возобновление экспорта продукции из мяса птицы в Китай.

- Рассматривается ли возможность торговли с Китаем в юанях?

- В принципе, да. Мы открыты к расчетам в иностранной валюте. Если раньше это были доллары или евро, то сейчас будут юани. Я принципиальной разницы не вижу.

Хотя поставок в Китай у нас в этом году, к сожалению, не было. Этот рынок закрыт из-за сложной эпидемиологической ситуации по птичьему гриппу. В последний раз такие поставки у нас были в 2020 году.

- В этом году многие аграрии говорили о росте затрат, связанных с подорожанием всех составляющих, в том числе сельхозтехники. Из-за трудностей с ее поставками не исключали, что будут вынуждены разбирать часть работающей техники на запчасти. Какова доля зарубежных машин и механизмов в агрохолдинге? Запчастей к ней достаточно?

- Доля импортной техники у нас 40%. При этом она выполняет 70% сельхозопераций. Безусловно, у нас были сложности с поставкой запчастей: и сроки увеличились, и стоимость повысилась. Частично мы сумели их преодолеть либо приобретением аналогов, либо более длительным ожиданием оригинальных запчастей.

Три года назад мы начали реализацию проекта по плановой замене и самостоятельному изготовлению комплектующих и запчастей на импортную сельхозтехнику в холдинге. Поэтому некоторые запчасти, поставка которых сейчас затруднена, производим сами, и сервисная компания "Агросила-Сервис" использует их при ремонте техники.

Разбирать на запчасти имеющуюся технику позволить себе не можем, поскольку вся она рассчитана на обработку определенного объема сельхозугодий.

- Каков урожай у холдинга в этом году? Достаточно ли мощностей для его хранения?

- Валовой сбор зерновых культур у нас составил 509 тыс. тонн. Урожайность в среднем на круг - 42,6 ц/га. В составе холдинга три элеватора. Единовременная мощность хранения Заинского элеватора 150 тыс. тонн, 100 тыс. тонн - Набережночелнинского элеватора и 70 тыс. тонн - Актанышского хлебоприемного предприятия.

Чисто арифметически получается, что мощностей для хранения недостаточно. Но мы в этом году активно использовали как в агрофирмах, так и на территории элеваторов технологию хранения зерна в рукавах. Рукава позволяют сохранить качество зерна при достаточно долгом хранении. Кроме того, мы использовали сторонние элеваторы. Так что весь урожай размещен и проблем с хранением нет.

- В условиях рекордного урожая этого года как вы оцениваете ценовую ситуацию на рынке зерна? Стоит ли сохранять экспортные ограничения в виде пошлин и квоты?

- Действительно, на текущий момент цена на зерно не столь интересна, как в 2021 году. Что касается вопроса о сохранении или снятии экспортной пошлины, то при его решении государство в обязательном порядке должно соблюсти и свои интересы, и интересы производителя. Надеюсь, что так и будет сделано.

Сейчас большей проблемой является логистика. Особенно фрахт в направлении стран, которые приобретают наши зерновые культуры. Эти проблемы не дают возможности отгружать продукцию в тех объемах, в которых экспортеры могли бы это делать.

Судов не хватает в том числе и из-за так называемого раннего бронирования. Суда оказываются забронированными, но не работающими в силу того, что производитель не хочет продавать зерно в текущий момент по той низкой цене, которая существует на рынке, и ждет более интересной цены. Но при этом суда зафрахтованы. И даже если они передаются третьему лицу, то на условиях повышенной стоимости. Это, естественно, влияет на цену продукции, которую они перевозят.

- Обновленная стратегия развития АПК РФ до 2030 года предусматривает строительство более 40 судов для экспорта продукции. Что еще могло бы сделать правительство?

- Собственные суда - это правильно. Но необходимо принять программу по наращиванию всего транспортного парка, не только судоходного, но и железнодорожного. Понимаю, что в краткосрочной перспективе этот вопрос сложно решить. Но целесообразно смотреть в будущее, чтобы впоследствии у нас таких проблем не было.

- Как в холдинге прошел озимый сев? На сколько выросли затраты по сравнению с прошлым годом и изменились ли посевные площади?

- Озимые у нас посеяны в полном объёме. Площади остались те же - 51 тыс. га. Произошло некоторое перераспределение в связи с севооборотом. 47 тыс. га - озимая пшеница, 3,5 тыс. га - озимая рожь. Сравнительный анализ стоимости посевной кампании мы пока не проводили.

- А в целом - как оцениваете финансовые показатели холдинга в этом году? Какими будут выручка, чистая прибыль?

- Выручка в этом году по сравнению с прошлым у нас может вырасти на 14%. Но по прибыли наблюдается снижение - на 8%. Прежде всего, это связано с ростом себестоимости продукции, а также с изменением сроков ввода ряда проектов в рамках инвестпрограммы холдинга. Это не позволило реализовать высокомаржинальную продукцию, тех же сыров, например, в объемах, которые превоначально предусматривались.

- Каковы планы сахарного дивизиона холдинга? Как, на ваш взгляд, будут складываться цены на сахар? Потребуются ли закупочные интервенции на рынке сахара?

- Сахарная свекла в холдинге была посеяна на 28 тыс. га. Сбор составил около 1 млн тонн, который мы сможем переработать на Заинском сахарном заводе и произвести около 138,5 тыс. тонн сахарного песка. Кроме того, планируем произвести 31 тыс. тонн мелассы и 41 тыс. тонн гранулированного жома.

Цены на сахар формирует биржа. Но я в текущий момент не вижу причин для существенного повышения стоимости сахарного песка, потому что рынок в текущий момент находится в определенном равновесии.

Что касается закупочных интервенций, то сейчас существенного перепроизводства сахара и необходимости снятия излишков с рынка не наблюдается.

- Как в холдинге развивается сегмент халяльной продукции?

- Его доля в птицеводческом направлении по итогам трех кварталов составила 17%, в продукции глубокой переработки - 39%. Продукция "халяль" более маржинальна. Это не значит, что она лучше, а классическая - хуже. Просто таковы в настоящий момент тенденции рынка. Пока такая тенденция существует, будем стараться сохранить темпы производства.

В этом году мы также увеличили выпуск продукции "халяль" в молочном направлении и ввели в линейку несколько новых продуктов.

- Планирует ли "Агросила" дальнейшее расширение собственной розничной сети?

- Такие планы сохраняем. В этом году открыли несколько новых торговых точек, в том числе в формате самообслуживания. Надеюсь, что к концу года достигнем намеченного - доля реализации продукции через собственную торговую сеть составит 12%.

В планах на 2023 год - открытие 14 новых объектов. Всего к концу следующего года сеть будет состоять из 60 торговых точек.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
 
.
Ключевые слова:    Россия,  зерно,  экспорт


.

11 апреля 2024 года 13:44
И формирование федерального бюджета, и его исполнение в России никогда не было рутинным процессом. А на современном этапе постоянно растущий список задач и их итоговый "ценник" даже на фоне благоприятной в целом конъюнктуры внешних рынков заставляют правительство искать новые доходные источники,...    читать дальше
.
01 апреля 2024 года 11:43
Созданный в 2023 году российский FTL-грузоперевозчик NatCar (АО "Национальный перевозчик") позиционирует себя как один из наиболее перспективных стартапов "КАМАЗа". Автопроизводитель, комплектующий парк компании флагманскими тягачами поколения К5, в этом году заявил о планах к 2030 году довести до...    читать дальше
.
27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
09 января 2024 года 16:16
Пресс-служба Минфина    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.