.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Блокады нет, но каждый процесс сопровождается огромным количеством ненужных манипуляций - глава "Трансмашхолдинга"
.
 
 
 
 
27 июня 2022 года 11:30

Блокады нет, но каждый процесс сопровождается огромным количеством ненужных манипуляций - глава "Трансмашхолдинга"

Транспортное машиностроение оказалось в эпицентре санкционной бури. Ограничения прямо ударили как по рынку сбыта для предприятий отрасли, сказавшись на железнодорожных перевозках, так и по поставкам жизненно важного оборудования и комплектующих, расчетам с контрагентами. Компании в спешном порядке вынуждены искать замену традиционным поставщикам в России. При этом и сам внутренний рынок, внезапно оказавшийся отрезанным от привычных зарубежных партнеров, готовится предъявить спрос на новые для местных производителей виды продукции.

О жизни отрасли в текущих условиях в интервью "Интерфаксу" в кулуарах ПМЭФ-2022 рассказал Кирилл Липа, генеральный директор "Трансмашхолдинга" - крупнейшего российского производителя подвижного состава для рельсового транспорта.

- Как на фоне санкций вы справляетесь с исполнением заказов, есть ли проблемы с поставщиками и какие?

- У нас есть вопросы, которые нужно решать, поскольку существуют страновые и отраслевые санкции, главным образом, как это ни удивительно, европейские. Американские есть тоже, но они существенно меньше. Европейских санкционных ограничений очень много именно в области транспорта. Безусловно, европейские поставщики вынуждены следовать этим правилам, более того, эти правила контролируют даже не сами компании, а таможни. То есть груз, даже если он отгружен, автомобиль едет, но он не пересекает границу. Поэтому первая и главная проблема -эта.

Вторая проблема прямо вытекает из первой. Учитывая страновые и отраслевые ограничения, таможенные службы всех стран невероятно загружены, поскольку кодов, которые запрещены к поставкам на территорию Российской Федерации, очень много, это занимает огромное количество времени. Что раньше занимало, условно, пять дней, сегодня занимает минимум три недели. Поэтому кроме прямых запретов на пересечение границ для различных товаров и компонентов есть еще просто временной фактор.

Сверху этого всего накладывается проблема с расчетами. То есть, кроме того, что мы не можем получить, так мы не можем и заплатить, и наш поставщик не может получить. Не могу сказать, что мы находимся в условиях тотальной блокады, скорее - в условиях повышенных трений, если можно так выразиться. То есть каждый процесс сопровождается огромным количеством ненужных манипуляций, операций, разговоров и прочим.

- Ваши зарубежные представительства не закрылись на фоне санкций, нет никаких проблем?

- Никаких.

- Какую долю в вашем портфеле заказов занимают иностранцы?

- Экспортный рынок составляет 10%.

- Вы производите не только подвижной состав, но также оборудование для судостроения, для энергетики. Обращались ли уже к вам компании относительно замещения производства иностранных комплектующих?

- Конечно.

- А кто?

- Уверен, что их надо называть вообще всех. К нам пришли практически все майнинговые компании, потому что им всем закрыли поставки техники, полностью - карьерной техники, к нам обратились энергетики, нефтяники. Бессмысленно эти компании называть, потому что это целые отрасли.

Не то, что мы какая-то уникальная компания, к которой все обращаются, точно так же и мы сейчас обращаемся ко всем. Если у нас есть дефицит какого-то компонента, мы начинаем искать по всем российским компаниям, которые хотя бы предварительно, приблизительно или в общем и целом потенциально могут это спроектировать, произвести или поставить.

- На данный момент вы уже что-то можете для кого-то изготовить или нужно как-то переналаживать производство?

- Нет, конечно. Многие вещи надо проектировать, а до производства еще нужно дойти. Для начала необходимо научиться проектировать эту технику. Затем, чтобы проектировать - нужно собрать инжиниринговую компетенцию. Мы умеем делать колесную технику, но она не обладает тем функционалом, который нужен этим компаниям. Поэтому сегодня мы активно занимаемся наращиванием своего инженерного потенциала, ищем для себя понятные продукты, которые мы сможем освоить, которые похожи по нашим весовым и размерным характеристикам.

И, конечно, собираем экономику. Но с этим сейчас проще, поскольку там цены импортные всегда были исторически выше, поэтому там есть экономический потенциал, но нужно научиться это делать. На это уйдет время.

- Сколько времени примерно может потребоваться для налаживания нового производства?

- Полтора-два года до появления опытного образца.

- Относительно французского концерна Alstom, которому принадлежит 20% вашей компании - есть понимание, кому может достаться их доля, кто ее хочет купить?

- Никто не хочет.

- Они могут ее продать?

- Гипотетически - да.

- Какой объем вашей продукции делается с Alstom?

- Как это ни парадоксально, но у нас из всей техники, которую мы выпускаем, а мы ее выпускаем на более чем $5 млрд, продукция, которую "Трансмашхолдинг" делал с Alstom ранее - это несколько десятков локомотивов в год. Да, сегодня мы эти локомотивы не выпускаем, но это ни на кого никак не влияет. Почему? Потому что мы всегда строили "Трансмашхолдинг" как сильную, кооперирующуюся с международными компаниями структуру, но независимую.

- Какие инструменты господдержки вам доступны на данный момент и какими вы на практике воспользовались?

- Все, которые существуют, все доступны и всеми пользуемся.

- Вам их достаточно?

- Нам их достаточно.

- Какой сейчас у вас долговой портфель?

- 162 млрд рублей.

- Вам комфортен этот объем долга?

- Великоват. Совсем недавно он был существенно меньше, но вырос по двум причинам. У нас очень сильно выросла выручка, с 2015 года - в три раза. Мы очень сильно приросли, поэтому у нас оборотный капитал объективно вырос.

Вторая проблема - это проблема наших заказчиков. В частности, пандемия повлекла за собой снижение количества отправленных пассажиров у перевозчиков, а значит - и снижение выручки, отчислений в инвестиционные бюджеты. Поэтому, к сожалению, мы вынуждены были пойти на разные формы отсрочки, достаточно длительные, и это увеличило долг, который у нас образовался на балансе. И мы инвестиции, к слову сказать, не останавливали.

- И какой объем инвестиций планируете в этом году?

- У нас объем инвестиций больше 10 млрд рублей.

- А на следующий год?

- На следующий еще больше.

- Сколько?

- Это будет зависеть от конкретных технических условий. У нас сейчас проблема не с деньгами.

- А с чем проблема?

- С физическими закупками оборудования. Это инвестиции и довольно сложная процедура: купить станок, привезти его, построить, поставить, запустить. При этом поставщиков такого оборудования не так много. Сегодня это ключевой вопрос, поэтому все, что мы сейчас делаем - перестраиваем форматы взаимоотношений и приоритизируем, я бы сказал, инвестиционный процесс: хотим понять, какие продукты и производство нам нужно в первую очередь, во вторую, в третью.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
 
.
Компании упоминаемые в новости:    Трансмашхолдинг

Ключевые слова:    РФ,  Трансмашхолдинг,  интервью


.

12 сентября 2022 года 13:49
Вечер 15 июля подарил фондовому рынку одну из давно ожидаемых и одновременно неожиданных новостей - объединение ПАО "Россети" и дочернего ПАО "ФСК ЕЭС" в одну компанию. Причем состояться оно должно на базе ФСК. С тех пор стороны уже успели созвать собрания акционеров и объявить коэффициенты...    читать дальше
.
08 сентября 2022 года 11:15
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС    читать дальше
.
26 августа 2022 года 12:29
Интересы "Атомэнергомаша" (машиностроительный дивизион "Росатома") выходят далеко за рамки атомной отрасли. Компания уже работает на стыке энергетики и судостроения, а также присматривается к проектам в области СПГ. О финансовых планах "Атомэнергомаша", текущих и перспективных задачах, а также о...    читать дальше
.
15 августа 2022 года 11:43
С июня этого года Денис Мантуров стал совмещать должности главы Минпромторга РФ и вице-премьера-куратора гражданской и оборонной промышленности. В своем первом интервью в новом статусе он рассказал "Интерфаксу" в каких направлениях Россия будет развивать технологический суверенитет, есть ли угроза...    читать дальше
.
05 августа 2022 года 14:22
Пермский "Промобот" - одна из крупнейших компаний в сфере сервисных роботов в Европе и производитель андроида "Дуняша", которая стала одной из самых упоминаемых "персон" прошедшего Петербургского экономического форума наряду с президентом РФ Владимиром Путиным и главой ДНР Денисом Пушилиным,...    читать дальше
.
14 июля 2022 года 18:09
Уход западных компаний с российского рынка, запреты на поставки в РФ широкого круга зарубежных товаров, технологий и услуг требуют ускоренного импортозамещения. Это ставит новые задачи перед Росстандартом - речь идет как об ускорении разработки и принятия новых ГОСТов, так и о совершенствовании...    читать дальше
.
30 июня 2022 года 12:10
Бункеровочная отрасль, как и многие другие, в изменившихся с февраля политических и экономических условиях столкнулась с неожиданными вызовами, которые ранее сложно было представить. Уход с российского рынка крупных зарубежных грузоотправителей, санкционные ограничения в отношении отечественных...    читать дальше
.
23 июня 2022 года 11:29
Корпоративное управление - казалось бы, не самая чувствительная к санкциям тематика, ведь есть масса сфер деятельности, подверженных более прямым и жестким запретам. Но на деле многочисленные компании спустя пару месяцев после начала санкционной волны оказались на грани коллапса принятия решений....    читать дальше
.
22 июня 2022 года 14:45
Тренд на консолидацию отрасли автомобильных грузоперевозок в России сохраняется еще с допандемийных времен, хотя обрастает нюансами с каждым новым кризисом. На этот раз автоперевозчики оказались в ситуации, когда работу на сложившихся годами маршрутах нужно как минимум переосмыслять, купленные...    читать дальше
.
20 июня 2022 года 15:29
Андрей Костин в свое время ввел в активный оборот термин "дедолларизация", однако сам же подчеркивал: полностью уйти от доллара нельзя, по сути это - утопия. Главе ВТБ это было известно лучше многих, ведь банк и исторически имел значимый валютный бизнес, а бурное развитие...    читать дальше
.
Страница 1 из 7
.
.
.
.
.
.
.
.

.