.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
интервью
.

Цифровизация заказчиков ведет к трансформации самого IT-рынка - президент Microsoft в России
В конце прошлого года российское правительство утвердило национальную программу "Цифровая экономика РФ" до 2024 года стоимостью 1,8 трлн рублей. Предполагается, что реализация программы затронет всю экономику страны.
Об изменениях на российском IT-рынке и о новой стратегии работы Microsoft в России в интервью "Интерфаксу" рассказала президент Microsoft в России Кристина Тихонова.
- Вы недавно возглавили российскую команду Microsoft, а до этого длительное время проработали на смежном рынке - телекоммуникаций. Каким вам видится бизнес компании, требует ли он изменений?
- Хотя телеком сейчас стремительно идет в IT - это немного другая индустрия, отличающаяся от IT-рынка, со своими проблемами и особенностями. Благодаря этому у меня есть возможность посмотреть на IT-рынок и на бизнес Microsoft свежим взглядом. Результатом стала разработка новой стратегии работы компании в России.
При этом хочу отметить, что любая стратегия должна быть поддержана, а лучше и разработана командой. Именно на это ушли мои первые три месяца в Microsoft - вместе с командой мы старались переосознать состояние бизнеса компании, возможности рынка.
- Что послужило причиной для столь кардинального изменения - разработки новой стратегии?
- Здесь имеется несколько предпосылок. За последние два-три года российский рынок достаточно серьезно созрел в части осознания необходимости цифровой трансформации. Сегодня это не маркетинговый слоган - большинство руководителей компаний-клиентов, с которыми я общаюсь, либо уже решают задачу по цифровой трансформации бизнеса, нередко - в рамках второй или даже третьей попытки, либо эту цифровую трансформацию готовят в виде отдельной стратегии. При этом история и предпосылки трансформации для каждой компании уникальны.
Для того чтобы эффективно участвовать в процессах цифровой трансформации клиентов, необходим существенно бОльший фокус на заказчика. В том числе, с точки зрения организации внутренних процессов в самой Microsoft. Мы теперь говорим о совершенно другой модели бизнеса, которая кардинально отличается от транзакционной модели - продажи лицензий и оказания техподдержки.
Еще одной предпосылкой для создания новой стратегии стал разрыв в представлении пользователей о компании и тем, что она сегодня собой представляет.
Многие до сих пор думают, что Microsoft - это Windows, Office и X-Box. На самом же деле компания много масштабнее и технологичнее, а с учетом возможностей партнеров это различие еще больше.
- Что предусматривает сама стратегия?
- Мы определили для себя несколько направлений/целей. Первая - намерение стать трансформационным IT-партнером российских компаний.
Второе направление - развитие IT-экосистемы. Здесь также несколько приоритетов. Один из них - стратегические партнерства, которые компания будет активно выстраивать на российском рынке. По этим партнерствам раскрывать информацию мы пока не можем, у нас уже есть конкретные варианты возможного сотрудничества, и мы сейчас занимаемся их более детальной проработкой и оценкой.
Другой важный приоритет - перестройка работы с нашими традиционными партнерами, привлечение новых, усиление работы со стартапами.
Еще одно направление предусматривает развитие инициатив, связанных с обучением. Здесь планируем продолжать уже действующие программы в области образования, а также запускать новые. Планируем более системно подходить к этому вопросу, поскольку есть понимание, что навыки работы с технологиями нужны во всех сферах современного общества, соответственно, начинать это обучение необходимо еще со школы, подхватывать в университетах, а также реализовывать программы для развития IT-специалистов и повышать общую цифровую грамотность.
- Правильно ли я понимаю, что Microsoft планирует изменить свою партнерскую модель?
- Да, мы преобразуем свою партнерскую модель. С одной стороны, наши традиционные партнеры, дистрибьюторы и реселлеры, по-прежнему остаются важной частью этой экосистемы. Но драйвером дальнейшего развития бизнеса компании должен стать новый тип партнеров - компании, у которых есть свои решения, свой софт, свои наработки, созданные, например, на основе нашей облачной платформы Microsoft Azure, наших алгоритмов искусственного интеллекта.
В результате партнерская экосистема должна трансформироваться - мы уходим от транзакционной модели, когда компании-партнеры только продавали лицензии на продукты Microsoft. Сегодня мы ожидаем от них большего: партнер должен обладать экспертизой - понимать индустрию, в которой он работает, тренды и бизнес-задачи клиентов. Партнер должен быть способен предоставлять свои сервисы на основе продуктов Microsoft, создавать и развивать собственные решения на базе наших платформенных продуктов, включая облачные.
Сейчас мы активно работаем с нашими заказчиками, чтобы понимать, как нам улучшить качество нашей партнерской экосистемы. Мы намерены совместно с партнерами предлагать решения по цифровой трансформации для любой индустрии. Например, в нефтегазовой отрасли актуальна трансформация ряда процессов, которые оказывают влияние на эффективность и стоимость добычи. Соответственно, мы хотим, чтобы в этой области у нас было несколько партнерских решений, закрывающих потребности заказчиков по трансформации этих процессов.
Это требует совершенно другого набора партнеров. Кроме того, этот набор должен быть достаточно широким: несколько решений для каждого отраслевого сегмента.
- Чем такое партнерство может быть интересно российской компании-разработчику?
- Возможностью участия в программе совместных продаж Co-Sell как в России, так и на глобальном рынке. Соответствующие разработки партнеров мы включаем в свои каталоги продуктов. Причем речь идет не только о включении в каталог, мы также предлагаем партнерам использовать систему продаж Microsoft. Мы мотивируем наших продавцов заниматься продажей партнерских решений - на тех же условиях (начисление бонусов за продажи - ИФ), на которых они продают ПО и сервисы самой компании. Таким образом наши продавцы включают продукты партнеров в комплексные трансформационные предложения для крупных клиентов.
Эта программа, которая действует в мире уже 18 месяцев, взлетела именно потому, что у продавцов во всем мире появилась мотивация заниматься продажами партнерских решений, искать решения под нужды конкретного клиента.
К настоящему времени программа Co-Sell принесла нашим партнерам совокупно около $8 млрд. Каждый месяц к ней присоединяются около 7 тыс. партнеров. В РФ мы включили в программу около 60 компаний, у некоторых из них уже есть крупные глобальные заказчики.
Партнерские решения, включенные в каталоги Microsoft, продвигаются под торговыми марками компаний-разработчиков и за ними же остаются все интеллектуальные права на разработки. Мы заинтересованы в их продвижении, поскольку это помогает нам продвигать нашу облачную платформу Azure. А в облачном бизнесе ценятся не продажи контрактов или пакетов услуг, а фактическое потребление сервиса - так как именно оно отражает реальную ценность, полученную нашим заказчиком.
Многие из таких партнеров вырастают из стартапов. Без поддержки молодые компании часто не имеют выхода на крупных заказчиков и буксуют с продвижением своих наработок в корпоративном сегменте и на международных ранках.
- Раз мы заговорили о стартапах, то, что Microsoft планирует изменять в этой сфере?
- С одной стороны, мы, как и прежде, будем заниматься "доращиванием" стартапов до состояния партнеров-разработчиков. Помимо стандартных вещей, таких как предоставления грантов или средств разработки, мы планируем подключать стартапы к Co-Sell в тех случаях, когда увидим, что их решения созрели и могут быть востребованы заказчиками.
- Не секрет, что деньги на российском рынке дороги и российским стартапам не просто привлечь финансирование для развития своих наработок. Не планирует ли компания заняться и оказанием финансовой поддержки, например, через собственный венчурный фонд?
- В настоящее время у компании нет планов по венчурному инвестированию на этом рынке - объясню почему. При работе со стартапами мы стремимся помогать им расти. Причем так, чтобы к ним выстраивалась очередь из инвесторов. И, стоит отметить, к тем стартапам, которые смогли выйти на уровень глобальных заказчиков, такая очередь на самом деле выстраивается.
- Что компания подразумевает под "трансформационным IT-партнером", какие задачи заказчика готова взять на себя?
- Здесь все просто. С одной стороны, за счет собственных решений и решений партнеров-разработчиков, напомню, имеющих соответствующую отраслевую экспертизу, Microsoft рассчитывает выступать в качестве IT-партнера, предоставляющего стек инструментов, необходимых заказчику для решения задач по трансформации бизнеса. Например, на недавнем Санкт-Петербургском экономическом форуме мы подписали соглашение с компанией "Магнит" о комплексной цифровизации их розничной сети. На данный момент рассматривается совместный проект по созданию модели машинного обучения для прогнозирования спроса в магазинах.
С другой стороны, мы готовы делиться собственным опытом цифровой трансформации. Microsoft давно осознала необходимость внутренних изменений, и сама уже прошла несколько этапов трансформации. У нас есть реальный опыт таких преобразований - включая изменение культуры компании, которая за последние 5 лет поменялась от подхода: "мы все знаем и сейчас вам расскажем", до готовности учиться, в том числе вместе с партнерами и заказчиками.
Культурная трансформация часто является бОльшим барьером для компаний, чем технологические или организационные сложности. Мы готовы таким опытом делиться с заказчиками. Причем не только с IT-специалистами, но с функциональными сотрудниками. Мы проводим встречи своих сотрудников, например, из бухгалтерии или HR, с такими же специалистами заказчиков, где первые делятся опытом того, как в Microsoft происходила трансформация в той или иной сфере, какие проблемы при этом возникали и какие возможности открылись, на какой стадии мы сейчас - ведь трансформация не заканчивается. Заканчивается цикл одних изменений, и начинается другой.
- Что сегодня представляет собой бизнес компании в России и как он должен измениться в ходе реализации стратегии?
- К сожалению, никаких цифр по бизнесу Microsoft в России раскрыть не могу. Если в общих чертах, то сегодня портфель корпоративных продуктов компании делится на три части: это решения для продуктивности и защищенных бизнес-коммуникаций (пакет Microsoft365 c Teams и другими сервисами), решения для автоматизации бизнес-процессов (ERP, CRM и пр.), и основа, на которой все эти решения построены - интеллектуальная платформа облачных сервисов Microsoft Azure.
Российский бизнес компании, в целом, растет немного быстрее рынка. В то же время темпы роста сегмента облачных сервисов заметно выше по сравнению с остальными сегментами. По данным IDC, в 2018 году облачный рынок в России вырос на 20,7%. У нас этот сегмент вырос немного больше.
На российском рынке публичных облачных сервисов доля Microsoft, по данным все той же IDC, составляет около 11%, и мы с этой оценкой согласны.
Также хотелось бы отметить перспективы технологий искусственного интеллекта. В России мы видим очень хорошую динамику по использованию соответствующих решений. По данным нашего исследования, проводившегося весной текущего года в форме опроса IT-директоров и гендиректоров по всему миру, в России около 30% компаний применяют в своей деятельности наработки в области искусственного интеллекта. В целом по миру этот показатель ниже - на уровне 22%.
- Что Microsoft понимает под технологиями искусственного интеллекта (AI)?
- Сюда мы относим все, что связано с алгоритмами машинного обучения, и в нашем распоряжении уже широкая палитра готовых сервисов, созданных на их основе: от предсказания вероятности наступления каких-либо событий до распознавания образов, понимания и синтеза речи. Искусственный интеллект - та область технологий, где в последние 2-3 года произошел реальный прорыв. Уровень распознавания картинки, текста и речи человеком и компьютером вышли на один уровень. Более того, технологические решения в этой сфере стали широкодоступны.
По прогнозам экспертов, до 2030 года применение AI-решений даст дополнительный ВВП в размере $15,7 трлн. Такой большой рост, с мой точки зрения, возможен потому, что эти технологии могут применяться в массе разнообразных продуктов и сервисов, как для корпоративного сегмента, так и для пользовательского. Сценариев использования технологии искусственного интеллекта уже очень много и их становится все больше и больше каждый день.
- В России уже не один год действует политика импортозамещения. Ощущает ли компания ее влияние на свой российский бизнес?
- Мы считаем, что государство вправе определять для себя приоритетные отрасли. Приятно, что в их число входит рынок информационных технологий - значит, сюда будут вкладываться средства, и рынок будет развиваться. Сегодня IT-рынок складывается из большого множества: регуляторов, заказчиков, участников рынка. И чем уровень развития рынка выше, тем больше выигрывает каждый из его участников. Мы за честную конкуренцию и прозрачный рынок.
Опубликовано: /Финмаркет/
.
Компании упоминаемые в новости: Microsoft Corporation
.

РФ в настоящее время экспортирует мясо и мясопродукты в более 60 стран мира на четырех континентах, но имеет доступ на рынки более 100 стран. И география экспорта постоянно расширяется. Недавно после многомесячных переговоров и согласования условий поставок для российских производителей говядины и... читать дальше
.

Компания "Центр хранения данных", работающая под брендом "РТК-ЦОД", может стать первой из "дочек" "Ростелекома", которая проведет IPO. На стремительно растущем рынке коммерческих дата-центров компания является лидером с долей более 30% и демонстрирует двузначные темпы увеличения выручки.
В 2022... читать дальше
.

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости читать дальше
.

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС читать дальше
.

Группа компаний "Агроэко", согласно рейтингу Национального союза свиноводов за 2024 год, занимает шестое место в РФ среди производителей свинины с долей около 6%. В ее составе 49 свиноводческих площадок, селекционно-генетический центр, 4 комбикормовых завода, растениеводческий кластер. Последние... читать дальше
.

Минэкономразвития в этом году перезапустило работу над забытым, казалось бы, законопроектом о реформе института банкротства, параллельно задумавшись над специфически-отраслевым регулированием в этой сфере. О задачах возрожденного законопроекта о банкротстве, сроках отмены последних сохраняющихся... читать дальше
.

Российские судоходные компании работают в условиях беспрецедентного санкционного давления и международных ограничений. В начале года "Совкомфлот" подпал под новые масштабные санкции против танкерного флота, что спровоцировало операционные сложности и повлияло на финансовые результаты первого... читать дальше
.

Генеральный директор "Северстали" Александр Шевелев рассказал "Интерфаксу" на площадке ПМЭФ-2025 об основных ориентирах при вынесении рекомендаций о дивидендных выплатах, оценке компанией невостребованных на российском рынке сталеплавильных мощностях, нерентабельном экспорте при крепком рубле и... читать дальше
.

Диверсификация бизнеса превратила "Мираторг" из крупнейшего импортера мяса в одного из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в многопрофильный холдинг, который ассоциируется не только с производством мяса. Причем в выпуске продукции он вышел далеко и за принцип... читать дальше
.

Полуторагодовой период высоких ставок подсветил архаичность бизнес-моделей традиционных FTL-грузоперевозчиков, часть из которых, включая игроков из топ-10, рискуют в итоге лишиться бизнеса. Основатель и председатель совета директоров платформы "Монополия" Илья Дмитриев рассказал в интервью... читать дальше
.
.