.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Рано или поздно реальное акционирование произойдет и с нами - генеральный директор "Красцветмета" Игорь Тихов
.
 
 
 
 
22 августа 2011 года 18:28

Рано или поздно реальное акционирование произойдет и с нами - генеральный директор "Красцветмета" Игорь Тихов

Генеральный директор ОАО "Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова" Игорь Тихов рассказал "Интерфаксу", почему зарубежные производители платиноидов зачастую перерабатывают свое сырье в Красноярске и какие возможности крупнейший в России аффинажный завод мог бы предложить частным инвесторам в случае приватизации.

- "Красцветмет" аффинирует почти 100% платиноидов в РФ. Как чувствует себя этот рынок сейчас?

- Прошлый год с точки зрения аффинажа платиновых металлов был неплохим. Мы в очередной раз немного выросли по объемам - частично за счет увеличения поставок от "Норильского никеля", частично благодаря тому, что улучшили свои позиции по вторичному сырью.

Мы вошли на рынок рециклинга и начали проекты по переработке отработанных нефтекатализаторов - по сути, замкнули на себя всю богатую "вторичку" по платиновым металлам. В этом году надеемся еще немного подрасти - недропользователи, как ожидается, могут увеличить поставки на 5-6%. Кроме того, мы активно ведем переговоры по поводу рециклинга автомобильных катализаторов. Этот рынок в России пока не сформировался, но уже есть признаки того, что мы сможем и там, как говорится, "держать руку на пульсе". Есть несколько операторов, с которыми мы начинаем работать в этом сегменте. Благодаря государственным программам утилизации выбытие автомобилей идет, оборот отработанных блоков есть, просто надо к нему правильно подойти. Мы предложили свои услуги рынку, и видим, что он начинает откликаться. Так что надеемся, что за счет этого направления соберем сверх того, что поступает от недропользователей - это еще около 1,5 тонны платиноидов, - в основном, палладия.

- По какой схеме вы работаете с поставщиками сырья?

- При вторичной переработке мы либо напрямую покупаем сырье, либо берем его на переработку для последующей продажи, причем покупателем металла можем выступать и мы сами. Мы сегодня в основном используем металлы платиновой группы для производства продукции на внутренний рынок. Экспорт существенно снизился, и так как мы всегда рассматривали российский рынок как приоритетный, нас это только радует. Много платиновых металлов уходит в цикл химических предприятий - они используются для производства азотной кислоты и азотных удобрений. Это - одно из ключевых наших направлений, мы активно работаем с крупными предприятиями химического комплекса. Кроме того, мы начали промышленное производство стеклоплавильных аппаратов - бушингов - и активно заходим на этот рынок, хотя, к сожалению, пока не всех можем обеспечить этой новой продукцией.

Стратегически мы стремимся к тому, чтобы весь металл, произведенный из российского сырья, оставался в стране - это целесообразно уже хотя бы с точки зрения НДС, деньги возвращаются быстрее. Спрос на нашу продукцию со стороны химиков, производителей стекло - и базальтового волокна стабилен и укрепляется, так что мы предполагаем, что большая часть наших платиноидов в этом году будет использована внутри страны - при том, что мы увеличим их выпуск более чем на 10 процентов.

- Вы перерабатываете только российское платиносодержащее сырье или импортное тоже?

- Основные источники импортного сырья для нас - это Великобритания, Швейцария, США и ЮАР. Мы позиционируем себя на рынке как самое высокотехнологичное предприятие в части аффинажа металлов платиновой группы. "Красцветмет" - одно из немногих предприятий в мире, производящее все шесть платиноидов - платину, палладий, иридий, родий, рутений и осмий - с хорошими извлечениями и на оптимальных условиях. К нам обращаются наши зарубежные партнеры - они же конкуренты, - например, южноафриканская Impala Platinum. Американские и европейские компании аффинируют у нас сложные продукты, содержащие все платиновые металлы в примерно одинаковых концентрациях. Они очень сложны в аффинаже, и мы за это беремся - естественно, стоит это чуть дороже, чем аффинаж стандартных продуктов. По сути, все сложные в разделении платиносодержащие остатки попадают к нам.

- Какова доля зарубежного сырья в общем объеме переработки платиноидов?

- На зарубежное сырье пока приходится 5-6% от общего объема аффинажа платиновых металлов. Был период, когда эта доля приближалась к 8%, но сейчас она ниже - после кризиса нет той скорости оборота металлов, как раньше.

- А как обстоят дела с аффинажем золота?

- По золоту мы стабильно аффинируем 86-87 тонн в год, скорее всего, и в этом году будет примерно столько же. На этом рынке мы никакой экспансии не предполагаем и работаем по принципу "кто придет, тот придет" - рынок сложившийся, условия всем понятны. Мы не стремимся к абсолютному доминированию на этом рынке, нашей нынешней доли в 50% российского золота вполне хватает. По золоту "Красцветмет" конкурирует с Приокским и, отчасти, с Новосибирским аффинажными заводами. Что касается конкуренции с расположенным в Рязани Приокским заводом, то здесь мы иногда проигрываем сугубо из-за логистики. Российская транспортная сеть, как известно, устроена так, что сырье из Магадана или Чукотки зачастую дешевле привезти в Москву, а не в Красноярск, который в два раза ближе. Конечно, мы надеемся, что за счет госпрограмм развития инфраструктуры ситуация со временем изменится, и к нам придут дополнительные объемы золота, но сами мы этот вопрос особо не форсируем.

- Насколько загружены ваши мощности по золоту? Ведь "Красцветмет", как и другие аффинажные предприятия, изначально строился для переработки сырья со всего СССР.

- Мы для себя особо выделяем понятие активной мощности, которую расширяем, увеличивая объемы переработки. Формально даже без этого расширения мы могли бы перерабатывать в два, а то и в три раза больше золота, чем фактически перерабатываем, но только при условии равномерности поставок - а в реальной жизни оно никогда не соблюдается. Во время сезона добычи идут залповые выбросы золота, которое надо быстро переработать и отдать поставщику. Чтобы в нужные сроки справиться с пиковыми нагрузками, мы вынуждены инвестировать в увеличение производительности, хотя теоретически на имеющихся мощностях мы могли бы перерабатывать все российское золото.

- О каком объеме вложений идет речь?

- Текущие затраты на улучшение производства составляют около 400 млн рублей в год, из которых около половины идет на поддержание активов, остальное - чистые инвестиции. Из них на аффинаж идет порядка 30%. Также существенную часть расходов составляют экологические программы.

- Возвращаясь к мощностям, с вступлением в силу правил Таможенного союза производство, возможно, удастся частично загрузить сырьем из Казахстана?

- Да, мы очень хотели бы перерабатывать золото казахстанских месторождений. Пока к этому есть ряд препятствий. Как часто случается, вся проблема заключается в деталях, причем мелких и на первый взгляд не очень существенных. В основном, они, конечно, связаны с налогообложением. Например, покупать казахстанское сырье мы вроде бы должны без НДС - однако, поскольку границы все же есть, покупка идет с налогом. Это сразу делает всю затею бессмысленной: на внутреннем рынке продать такие объемы металла можно только себе в убыток, так как и банки, и Гохран покупают золото без НДС. Сейчас мы и профильные органы власти пытаемся проблему как-то разрешить. Свобода переработки сырья была бы выгодна и нам, и казахстанской стороне, которой не придется увеличивать собственные мощности - уже имеющиеся на территории Таможенного союза аффинажные мощности в совокупности явно избыточны.

- А как обстоит дело с возможной отменой 25%-ной пошлины на ввоз золотосодержащего сырья из-за рубежа?

- Мы пытаемся инициировать это обсуждение, периодически отправляем документы в различные ведомства - возможно, необходимо вовлечь в процесс других заинтересованных лиц, но пока конкретных результатов нет. В случае принятия положительного решения мы не ждем большого потока металлов, но все же третьи страны вполне могли бы продавать нам это сырье, за счет чего удалось бы выровнять загрузку мощностей в году. Все это пока в сослагательном наклонении, вопрос решается специальной комиссией.

- Каким вы видите будущее аффинажного производства "Красцветмета"?

- Наши планы по модернизации уже просчитаны, утверждена подробная стратегия на 2011-2016 годы. В первую очередь нам необходимо реконструировать входной блок, оптимизировав систему подачи сырья на аффинаж. Сейчас в переработку идет общий поток, все концентраты смешиваются на входе, а с технологической точки зрения лучше, когда они сразу разделены. Кроме того, нам нужен обогатительный металлургический цикл. Так что смысл модернизации нашего аффинажного производства сводится к строительству мини-завода по приемке и обогащению сырья, содержащего драгметаллы, и последующей передаче его на аффинаж в виде отдельных несмешивающихся технологических потоков - золотого, серебряного и платинового. Мы работаем с самым разным сырьем - те же платиноиды приходят и в виде 90%-ных металлов, и в концентратах нефтекатализаторов с содержанием драгметалла 0,25-0,3%, золотодобытчики поставляют и черновое золото, и концентрат с содержанием 40-50 граммов золота на тонну. Надо с самого начала это сырье рассортировать и унифицировать. Дальше по технологической цепочке все в порядке - производство модернизировано, мы используем современное оборудование и технологии, они достаточно эффективны для того, чтобы мы являлись одним из мировых лидеров отрасли. Наша задача - слегка разгрузить аффинаж, выделив грубую переработку в отдельный блок и создав грамотную технологическую диспетчерскую на входе. Так уж получилось, что в силу исторических причин такого предварительного разделения у нас нет. "Красцветмет" изначально был спроектирован как предприятие для аффинажа сугубо металлов платиновой группы - в первую очередь, концентратов "Норильского никеля", к которым со временем добавилось оборотное платиновое сырье. На все остальные рынки мы стали выходить значительно позже.

- Сырье с каких новых проектов может прийти к вам в ближайшие годы?

- Мы уже ведем переговоры со своими будущими поставщиками. Ожидается, что к 2016-2017 годам "Интергео" начнет поставки платиновых концентратов с Кингашского месторождения. Началось предварительное обсуждение с "Норникелем" вопроса о сырье с Быстринского месторождения. Не исключено, что за счет расширения своих активов увеличит поставки платины работающее на россыпях ЗАО "Амур". Кроме того, мы рассчитываем, что когда-нибудь к нам придет и сырье с месторождения Удокан, содержащее попутное золото и серебро. В рамках своего долгосрочного развития мы помимо обогатительного аффинажного модуля планируем также создание производства по переработке полиметаллических концентратов, в первую очередь, медно-никелевых - и первичных, и вторичных. Так что стратегия следующей пятилетки будет направлена на то, чтобы вовлечь в переработку первичные и вторичные полиметаллические продукты, содержащие драгметаллы.

- Завод на 100% принадлежит Красноярскому краю. На фоне масштабных планов по приватизации на федеральном уровне сразу возникает вопрос: насколько для вас актуален гипотетический приход частного капитала?

- Думаю, "Красцветмет" не минует чаша сия - путь для всех одинаков, так что рано или поздно какое-то реальное акционирование произойдет и с нами. И я полагаю, что, например, эмиссия в пользу наших основных партнеров пошла бы предприятию только на пользу. По платиновым металлам мы сотрудничаем в первую очередь с "Норникелем" и ЗАО "Амур", по золоту - с "Полюсом", по серебру - с "Полиметаллом". И если дело дойдет до привлечения частных акционеров, то, как мне кажется, дополнительная эмиссия в пользу ключевых добывающих компаний была бы наиболее целесообразна и позволила бы нам получить средства на дальнейшее развитие.

- Что "Красцветмет" мог бы предложить потенциальным инвесторам?

- В нашей отрасли сейчас всех интересует главным образом производство полного цикла, от переработки сырья до выпуска готовой продукции с добавленной стоимостью. Мы, по сути, уже создали этот высокий передел - "Красцветмет" сегодня присутствует на всех крупных российских рынках продукции из драгметаллов. Сетки, каталитические системы для большой химии, соединения для нефтехимии, автопрома, стеклоплавильные аппараты - бушинги для стекольной промышленности - во всех этих сегментах мы присутствуем. Так что своим клиентам мы можем обеспечить реализацию как чистого драгметалла по банкам, так и изготовленной из него продукции с добавленной стоимостью в реальном секторе. Например, часть аффинированного драгметалла можем передавать заказчику уже в виде ювелирных изделий, если у него возникает желание работать на этом рынке. Завод уже предоставляет такую услугу всем желающим, и, например, среди золотодобывающих компаний услуга по производству сувенирной продукции из их золота пользуется большим спросом. У наших зарубежных партнеров уже возникает интерес к участию в нашем капитале, хотя пока это и невозможно. Все в мире понимают, что прежних сумасшедших денег больше не будет, а наша бизнес-модель позволяет получать дополнительную, пусть и скромную, прибыль. По сути, поставщик сырья отдает металл туда, куда все равно его отдал бы, но сверх того еще и получает небольшой доход. Модель уже выстроена, и недропользователям могло бы быть интересно поучаствовать в этом процессе получения добавленной стоимости. Конечно, все зависит от стратегии развития компании - некоторые, как, например, "Норникель", стремятся развиваться в первую очередь по горизонтали, расширяя добычу.

- Кстати, о ювелирном направлении - как изменился этот рынок после кризиса?

- Он явно стагнирует - сохраняется тенденция к замене золота на серебро, бриллиантов - на более дешевые камни, растет стремление к облегчению изделий, осуществляется переход на пустотелые модели, и так далее. Мы в первую очередь оперируем в сегменте цепочек и колье для повседневного ношения, они составляют до 95% нашей продукции, и в этом направлении, как и в других, существенного роста не наблюдается. Впрочем, нам кажется, что, выйдя сейчас на рынок с новой идеей, "Красцветмет" мог бы заработать несколько дополнительных очков. Не исключено, что это произойдет уже в сентябре.

- Кем вы видите себя на ювелирном рынке?

- Мы - единственная в стране, а то и в мире компания, которая производит ювелирные изделия из всех ключевых драгметаллов - золота, серебра, платины и палладия. Что касается золотых цепей, то каждая пятая легальная (с контрафактом мы ничего поделать не можем) в России цепочка наша, среди платиновых на нашу долю приходится около 90%, а палладиевых - все 100%.

- Будучи основным российским производителем платиновой "ювелирки", как вы оцениваете перспективы этого направления в России?

- Для полноценной раскрутки платины на ювелирном рынке нужен очень большой бюджет. Единственный проект с Johnson Matthey (крупнейший мировой дистрибьютор металлов платиновой группы - ИФ), который мы пока не реализовали, это как раз проект по продвижению ювелирных изделий из платины в России. Те цифры российских продаж обручальных и венчальных платиновых колец, которые есть, свидетельствуют, что мы войдем в этот рынок. Надо понимать, что существующие сегменты платиновой "ювелирки" в Великобритании, США, Китае, Индии - все до одного созданы искусственно, за счет бюджетов Платиновой гильдии. Привлечение их для раскрутки платины на территории России - это, пожалуй, единственное из задуманного нами в последние годы, что пока не реализовано.

- Какой динамики показателей по своим ключевым сегментам вы ожидаете?

- Если говорить о росте продаж в физическом выражении без корректировки на цены, то в аффинаже, скорее всего, будет постепенный пошаговый рост, по 5-10% в год, в ювелирном сегменте возможно увеличение объемов на 8-15% в год к низкой посткризисной базе. В металлообрабатывающем производстве на ближайшие три года мы прогнозируем довольно бурный рост, по 15-25% ежегодно. В сегменте химических соединений ожидается годовой рост в пределах 10% - скорее всего, российские нефтеперерабатывающие комплексы вынуждены будут провести реконструкцию. Для нас это означает, что с их стороны будет и спрос на дополнительные объемы химии, и предложение отработанных катализаторов на рециклинг. И, наконец, у нас есть очень сильный аналитический комплекс, который также приносит деньги - мы проводим самые разнообразные анализы, включая арбитражные, вышли на рынок исследования геологических проб, выпускаем образцы драгметаллов для других лабораторий, и уже начали продавать свои методики.

Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

03 июля 2025 года 16:30
Компания "Центр хранения данных", работающая под брендом "РТК-ЦОД", может стать первой из "дочек" "Ростелекома", которая проведет IPO. На стремительно растущем рынке коммерческих дата-центров компания является лидером с долей более 30% и демонстрирует двузначные темпы увеличения выручки. В 2022...    читать дальше
.
03 июля 2025 года 15:01
Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости    читать дальше
.
03 июля 2025 года 11:59
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС    читать дальше
.
26 июня 2025 года 16:57
Группа компаний "Агроэко", согласно рейтингу Национального союза свиноводов за 2024 год, занимает шестое место в РФ среди производителей свинины с долей около 6%. В ее составе 49 свиноводческих площадок, селекционно-генетический центр, 4 комбикормовых завода, растениеводческий кластер. Последние...    читать дальше
.
26 июня 2025 года 11:21
Минэкономразвития в этом году перезапустило работу над забытым, казалось бы, законопроектом о реформе института банкротства, параллельно задумавшись над специфически-отраслевым регулированием в этой сфере. О задачах возрожденного законопроекта о банкротстве, сроках отмены последних сохраняющихся...    читать дальше
.
25 июня 2025 года 11:14
Российские судоходные компании работают в условиях беспрецедентного санкционного давления и международных ограничений. В начале года "Совкомфлот" подпал под новые масштабные санкции против танкерного флота, что спровоцировало операционные сложности и повлияло на финансовые результаты первого...    читать дальше
.
24 июня 2025 года 12:30
Генеральный директор "Северстали" Александр Шевелев рассказал "Интерфаксу" на площадке ПМЭФ-2025 об основных ориентирах при вынесении рекомендаций о дивидендных выплатах, оценке компанией невостребованных на российском рынке сталеплавильных мощностях, нерентабельном экспорте при крепком рубле и...    читать дальше
.
24 июня 2025 года 10:27
Диверсификация бизнеса превратила "Мираторг" из крупнейшего импортера мяса в одного из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в многопрофильный холдинг, который ассоциируется не только с производством мяса. Причем в выпуске продукции он вышел далеко и за принцип...    читать дальше
.
23 июня 2025 года 15:44
Полуторагодовой период высоких ставок подсветил архаичность бизнес-моделей традиционных FTL-грузоперевозчиков, часть из которых, включая игроков из топ-10, рискуют в итоге лишиться бизнеса. Основатель и председатель совета директоров платформы "Монополия" Илья Дмитриев рассказал в интервью...    читать дальше
.
23 июня 2025 года 13:12
На полях Петербургского международного экономического форума делегация Хабаровского края подписала ряд соглашений о партнерстве, привлечении инвестиций и новых проектах. О том, какие задачи стоят перед краевыми властями, о перспективах и планах по развитию одного из крупнейших регионов РФ в...    читать дальше
.
Страница 1 из 6
.
.
.
.
.
.
.

.