.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Эксклюзив  /  Пандемия усложнила страховщикам процесс взыскивания ущерба с физлиц в порядке суброгации - опрос
.
 
 
 
 
11 июня 2021 года 12:33

Пандемия усложнила страховщикам процесс взыскивания ущерба с физлиц в порядке суброгации - опрос

Введенные в прошлом году из-за пандемии ограничения, затронувшие в том числе судебную систему и службу судебных приставов, усложнили страховым компаниям процесс взыскания убытков в порядке суброгации, показал опрос страховщиков, проведенный "Интерфаксом".

По закону, страховщики наделены правом требовать возмещения ущерба с виновника происшествия или его страховой компании в порядке суброгации по договорам страхования имущества. Основной объем таких выплат приходится на моторные виды страхования. Это обусловлено сложившейся судебной практикой и высокой вероятностью установления причинившего вред лица в отличие, например, от событий, связанных с пожарами, взрывами и затоплениями. Однако на деле компенсацию удается взыскать далеко не всегда, особенно если виновник аварии - физическое лицо.

Основная сумма ущерба, который взыскивается страховщиками в порядке суброгации, приходится, как правило, на договоры каско. В ОСАГО же действует право регресса, то есть возмещение убытков виновником ДТП страховой компании (в пределах страховой выплаты).

В мае этого года в Нижнем Новгороде внимание СМИ привлекла история с взысканием страховщиком почти 140 тыс. рублей с 12-летнего мальчика-велосипедиста, который, проехав на красный сигнал светофора, попал под колеса внедорожника. Автомобиль был застрахован по каско, поэтому отремонтировав имущество клиента после столкновения, страховщик, в соответствии с Гражданским кодексом, получил право взыскания средств по договору суброгации с виновника ДТП. Из-за отсутствия в документах ГИБДД данных о его возрасте претензия пришла на имя ребенка, а не его законных представителей.

Опрошенные страховые компании рассказали, что процент фактического взыскания денежных средств в порядке суброгации зависит прежде всего от платежеспособности должника и в целом занимает небольшую долю в выплатах по страхованию имущества. За последние годы удалось значительно улучшить качество взаимодействия по таким вопросам с банками и приставами, применяя различные методики по взысканию. По словам руководителя отдела по взысканию суброгации СК "Абсолют страхование" Александры Доронкиной, в раздел судебного производства переходят около 60% дел, где должниками являются физические и юридические лица, не считая страховые компании. В пресс-службе "Росгосстраха" (MOEX: RGSS) сообщили, что доля дел, по которым возникает необходимость в обращении в суд, составляет 75-80%. Этот показатель относится к требованиям к физическим лицам, так как требования к страховым компаниям в суды практически не предъявляются, а урегулируются в досудебном порядке.

"Средний срок взыскания денежных средств по указанной категории дел составляет 9 месяцев. Это обусловлено заинтересованностью должника уйти от материальной ответственности (организация процесса переоформления имущества должника на других лиц), низким уровнем платежеспособности должников, большой загруженностью и отсутствием мотивации сотрудников ФССП", - прокомментировала Александра Доронкина. Доля возвращенных "Абсолют страхованием" по суброгации средств за последние 3-5 лет выросла на 2-3%.

Однако прошлый год внес коррективы, так как пандемия наложила ограничения на работу судебной системы и службы судебных приставов.

"Ограничения на работу ФССП сохраняются и на текущий момент, взыскивать долги с должников физическим лиц, которые и раньше не отличались высокой платежеспособностью, теперь стало еще сложнее", - прокомментировала директор юридического департамента компании "Ингосстрах" Татьяна Комарова.

В "Ингосстрахе" поступления по суброгационно-регрессной деятельности составляют около 5,5-6% от общих выплат по розничному страхованию.

Основными причинами такой низкой доли взыскания является, по мнению представителя "Ингосстраха", экономическое положение в стране, от которого зависят доходы граждан, но также есть и другие факторы, негативно влияющие на платежеспособность должников.

"Отсутствие дохода или имущества, позволяющего погасить задолженность. Например, в автостраховании должниками по суброгации и регрессам становятся водители, которые могут и не быть собственниками автомобилей. Наличие у гражданина задолженности по платежам, являющимися первоочередными в рамках законодательства (алименты, кредиты, налоги, штрафы, моральный вред). Таким образом, взыскание долга в рамках суброгационно-регрессной деятельности растягивается на долгое время", - рассказала Татьяна Комарова.

Также на низкую эффективность при взыскании ущерба в рамках суброгационно-регрессной деятельности влияет проживание должников не по месту регистрации, неофициальное трудоустройство либо скорое увольнение с места работы при получении информации о наличии задолженности. В среднем же с 2017 года СПАО "Ингосстрах" в порядке суброгационно-регрессной деятельности предъявляет 8-9% от общих выплат по розничному страхованию (около 18% по каско, 3% по ОСАГО и 10% по страхованию имущества), при этом вернуть удается около 70% от всех заявленных требований, главным образом за счет поступлений от должников - юридических лиц.

В "Росгосстрахе" выделили две основные проблемы, препятствующие возмещению расходов по суброгации: отсутствие на федеральном уровне системы запроса и предоставления информации о должнике - физическом лице, необходимой для обращения в суд, а также высокая загрузка службы судебных приставов.

В "РЕСО-Гарантии" агентству рассказали, что доля фактического возмещения суброгации по требованиям к страховым компаниям (через информационную систему прямого возмещения убытков РСА) составляет порядка 80-90% от заявленных, а к физическим/юридическим лицам - 40-55%. Такой высокий процент взыскания суброгации со страховых компаний объясняется налаженной с 2017 года системой электронного взыскания суброгации между страховыми компаниями через информационную систему РСА. Это изменение свело к минимуму судебные споры и просроченную задолженность между страховыми компаниями. Процедура занимает, как правило, от месяца до двух.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
15 сентября 2022 года 17:55
После ухода с российского рынка традиционных западных перестраховщиков весной этого года их доли в договорах перестрахования заместила "дочка" ЦБ - "Российская национальная перестраховочная компания" (РНПК). В результате компания оказалась в положении монополиста на российском рынке...    читать дальше
.
03 сентября 2022 года 09:00
Российским автостраховщикам удается справляться с задачей организации ремонта автотранспорта по программам каско после ухода целого ряда автопроизводителей из недружественных стран из РФ, показал опрос ведущих страховых компаний, проведенный "Интерфаксом". Однако сложности в организации...    читать дальше
.
04 августа 2022 года 09:04
Объем страховых премий, собранных страховщиками РФ в январе-марте 2022 года, составил 452,3 млрд рублей, что на 1,6% меньше, чем в аналогичном периоде 2021 года. Как отмечается в "Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков", подготовленном Банком России по итогам I квартала 2022 года,...    читать дальше
.
29 июля 2022 года 16:51
Ведущим российским страховщикам поступают заявления на выплаты от клиентов, страховавших риски по полисам автокаско и страхования имущества в связи с ураганом и сильными ливнями в Сочи, прошедшими 22-24 июля 2022 года, показал опрос, проведенный "Интерфаксом", но их немного. Статистика обращений...    читать дальше
.
23 мая 2022 года 15:00
Объем премий, собранных страховщиками РФ в 2021 году, составил 1,808 трлн рублей, что на 17,5% превысило показатель 2020 года. Высокая положительная динамика, отмеченная почти во всех основных сегментах страхования в прошлом году, связана с восстановлением экономики после отмены пандемийных...    читать дальше
.
17 мая 2022 года 09:15
Риски потери ликвидности, существенного снижения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, а также риски, связанные с волатильностью финансовых инструментов, в которые размещены их активы, удалось снять антикризисными мерами Банка России, сообщил "Интерфаксу" президент...    читать дальше
.
01 марта 2022 года 13:49
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) в ближайшее время планирует провести встречу с участием ведущих российских страховщиков для определения мер, которые могут потребоваться в ситуации высокой волатильности активов, в которые размещены резервы страховщиков, в условиях валютных, сообщил...    читать дальше
.
26 февраля 2022 года 18:13
Объем страховых премий, собранных страховщиками РФ в январе-сентябре 2021 года, составил 1,356 трлн рублей, что более чем на 19% превышает показатель аналогичного периода 2020 года, и на 23,1% - показатель аналогичного допандемийного периода 2019 года. Позитивная динамика, отмеченная почти во всех...    читать дальше
.
19 февраля 2022 года 12:30
Депутаты Госдумы готовят законопроект о повышении лимита выплат в ОСАГО за ущерб жизни и здоровью в 4 раза - с действующих 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. Лимит выплат за ущерб жизни в 2 млн рублей установлен как ориентир целым рядом законов РФ о страховании, норма выплат в ОСАГО по этим рискам...    читать дальше
.
15 февраля 2022 года 09:30
Стратегические подходы к внедрению принципов ESG на российском страховом рынке только разрабатываются правительством РФ, регуляторами и Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). Но представители страхового рынка уже начали анализ возможного влияния таких решений на практику отношений с...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.