
Молодое страхование умудренной Индии
Национализацию страхового рынка Индия пережила 50 лет назад. В 2000 году начался обратный процесс - либерализация этого сегмента страхового рынка. Появились частные компании, пришел иностранный капитал. За недолгую историю коммерческие страховщики успели пережить опыт применения регулируемых государством тарифов и их освобождение, взлет популярности страхования жизни и медицинского страхования. Компании считают, что будущее развитие страхового рынка Индии зависит от успеха ритейлового бизнеса.
По закону доля нерезидентов в уставном капитале страховщиков Индии не может превышать 26%, однако правительство планирует увеличить лимит до 49% в случае одобрения этой инициативы парламентом, перемены стоят на пороге.
- Уважаемая Мамата Сури, Индия в свое время пережила период, когда страхованием в стране занимались только государственные компании. Когда и почему возникла идея либерализации страхового рынка?
- Чтобы ответить на этот вопрос, следует вернуться на 50 лет назад. Это было время, когда на страховом рынке Индии действовало множество частных компаний. В ту пору процветало мошенничество, а надзор был слабым. В этот период получившая независимость Индия столкнулась с необходимостью организации денежных фондов для проведения индустриализации экономики. Кроме того, нужно было как-то положить предел мошенничествам в страховании. Предполагалось, что этот сектор экономики будет играть ключевую роль в накоплении и распределении средств на развитие инфраструктуры.
Выходом оказалось решение о проведении национализации страховой отрасли на основе консолидации действующих компаний. После завершения национализации в Индии появились 6 государственных компаний: одна специализировалась на страховании жизни, четыре - на страховании ином, чем жизнь, и одна проводила операции по перестрахованию.
Необходимо отметить, что сначала, в 1956 году, было национализировано страхование жизни, и только в 1972 году национализации подвергся сектор страхования "не-жизни".
До создания IRDA надзор за деятельностью компаний осуществлялся силами небольшого подразделения в рамках Минфина Индии. Четыре государственные компании, занимающиеся страхованием, отличным от страхования жизни, были объединены под эгидой Генеральной страховой корпорации (ГСК), которая предоставляла перестраховочное покрытие. Страховщики, работавшие в секторе "не-жизни", также взаимодействовали и координировали свою деятельность с Генеральной ассоциацией государственного страхования. Таким образом, государственные страховщики "не-жизни" действовали более или менее согласованно и сосредотачивали свои операции в на различных территориях - в Северном, Восточном, Южном и Западном регионах. Таким образом, страховой рынок Индии в предшествующий либерализации период был поделен, конкуренции не возникало. Рынок регулировался на основании законодательного акта от 1938 года.
- Куда направлялась прибыль от деятельности этих компаний?
- Прибыль, в соответствии с декларацией о дивидендах, направлялась ее владельцу, то есть правительству Индии в случае Государственной корпорации по страхованию жизни, ГСК и ее дочерних компаний.
- Была ли в результате достигнута цель аккумуляции необходимых ресурсов для индустриализации экономики?
- Полученные на страховом рынке средства вкладывали в основном в инфраструктурные проекты. Однако дело в том, что степень проникновения страховых услуг на рынке была невысокой. В те годы доля собранных страховых премий в ВВП составляла менее 2%. По данным за 2006 год этот показатель достиг 4,8%.
- Либерализация началась не со страхования?
- В начале 90-х годов руководство Индии обсуждало необходимость финансовых реформ в экономике. Поскольку экономика находилась на грани коллапса, требовались серьезные меры для исправления ситуации. В результате решено было начать преобразования с финансового рынка - с развития банковского и биржевого сегментов. Вопрос о либерализации страховой отрасли стоял на очереди. Этап дискуссий о том, как проводить либерализацию страхового рынка, проходил в рамках Комитета Малхотры, где рассматривались различные аспекты, связанные с этим рынком. Отчет Комитета был опубликован в 1994 году, и в нем содержались рекомендации открыть страховую индустрию для частных игроков. Реально процесс открытия страхового рынка Индии начался в 2000 году.
В настоящее время на нем работают 37 компаний. Из них 18 - по страхованию жизни, куда входит Государственная корпорация по страхованию жизни, и 18 компаний по страхованию "не жизни", из которых 10 компаний частные. На рынке Индии работают в том числе специализированные компании. Есть 2 частные компании, сосредоточенные на медицинском страховании. Одна компания занимается страхованием экспортных кредитов, еще одна - страхованием сельскохозяйственных рисков. А сама бывшая Государственная страховая корпорация в ходе реформы превратилась в перестраховочную компанию, которая первоначально имела дело со страхованием "не-жизни". Перестрахованием договоров "жизни" она занялась позже - с 2002 года.
- То есть в стране нет частных перестраховщиков. Это запрещено законом? Представлены ли в стране международные страховые брокеры?
- В настоящее время в Индии нет запретов на организацию частных перестраховочных компаний. Но дело в том, что законодательство Индии требует формирования капитала для перестраховщика по жизни или "не жизни" в размере 21 млрд рупий (примерно $50 млн), от перестраховщика - капитала вдвое больше, а доля нерезидентов в уставном капитале ограничена 26%. Для международных брокеров существует возможность создания совместных предприятий в Индии. Точно так же, как совместные предприятия имеют право создавать страховщики, такое же право есть и у брокеров. На них также распространяется 26-процентное ограничение по доле нерезидентов. При этом они, как и страховщики, должны также получать лицензию регулятора.
- Как сложилась судьба страхового надзора после либерализации?
- Либерализация страхового рынка Индии потребовала создания специального надзорного органа (IRDA), которому были переданы все контрольные функции. Надзорный орган имеет полномочия в области контроля и развития страховой индустрии и защиты интересов страхователей. IRDA также получил независимый статус, и по закону он должен отчитываться через министерство финансов перед парламентом.
- Каким образом осуществляется финансирование IRDA?
- Финансирование идет за счет регулярных ежегодных отчислений страховых компаний и посредников. IRDA выдает лицензии страховщикам, а затем они ежегодно обращаются за ее пролонгацией. При этом они отчисляют за пролонгацию лицензий некую сумму, рассчитанную как процент от объема собираемых премий.
- Насколько надзор в этом случае независим от участников рынка?
- Надзор полностью независим от страховщиков и самостоятелен в принятии решений. Регулятор может обратиться к страховым компаниям, чтобы собрать мнение всех участников процесса. Общий страховой совет и совет по страхованию жизни, которые объединяют представителей всех компаний, рассматривают вопросы, связанные с изменением законодательства по различным видам страхования. Члены совета могут вынести на обсуждение вопрос, который их волнует. Если регулятор намеревается принять какие-то изменения правил деятельности рынка, он информирует об этом его участников. Представленные страховщиками предложения, которые позволяют улучшить ситуацию, интегрируются. Основные процессы и изменения отражаются на веб-сайте регулятора. Все желающие могут почерпнуть здесь необходимую информацию.
- Существует ли в Индии институт по гарантированию страховых вкладов на случай банкротства компаний?
- В его организации нет необходимости. Сначала я расскажу, как мы регистрируем компании, тогда вам многое станет ясно.
Во-первых, как уже говорилось, требование по капиталу - 1 млрд рупий. Если местные игроки или совместное предприятие хотят открыть в Индии страховой бизнес, регулятор проверяет предложения по капиталу. Если потенциальный участник - местный игрок и приходит из другой сферы экономики, его проверяет другой отраслевой регулятор. Если приходит страховщик из другой страны, его проверяет иностранный страховой регулятор. Таким образом, уже на входе проверяются деньги и возможности компании.
На следующем этапе компания предоставляет четкий продуманный план будущих действий на рынке на ближайшие 5 или 10 лет с указаниями требований к капиталу, с разбивкой по продуктам, которые она готова предлагать клиентам, со списком каналов продаж. Регистрация страховых компаний утверждается руководством надзора.
- Правильно ли понимать, что отзыва лицензий в Индии не бывает? Какие меры наказания может применять надзор?
- Рынку, организованному по новым принципам, всего 7-8 лет. В связи с тем, что на входе существуют такие строгие требования, компании изначально демонстрируют серьезность своих намерений. Требуемый для начала операций капитал могут сформировать или имеющие солидную репутацию на рынке местные компании, или самые известные имена из числа иностранных участников, или те и другие вместе. Пока отзыва лицензий не случалось.
Видя те или иные нарушения, надзор может направлять в компанию директиву об исправлении ситуации. Кроме того, надзор вправе налагать штрафы на компанию-нарушителя.
Более того, существуют совершенно конкретные требования к платежеспособности и ликвидности компаний. Для страховщиков определен порядок организации инвестиционных комитетов. В задачи этих комитетов входит обеспечение соответствия правил инвестирования существующей правовой базе для принятия инвестиционных решений. Все страховые компании обязаны иметь актуариев. В компании по страхованию жизни актуарий должен быть штатным сотрудником, в компаниях по страхованию "не жизни" он может быть консультантом. Все компании предоставляют актуарные отчеты раз в год. Актуарии готовятся соответствующим институтом в Индии, они сдают специальный экзамен. Назначение каждого актуария подтверждается надзорным органом. Для назначения генерального директора компании также требуется подтверждение надзорного органа.
- Насколько мне известно, в Индии в ряде отраслей сохранилось государственное регулирование тарифов. Может ли это привести к трудностям для компаний, к ухудшению их платежеспособности?
- Тарифный комитет, который существовал до недавних пор, действительно устанавливал тарифы по страхованию "не жизни". Но делалось это таким образом, что компании получали возможность некоторые линии бизнеса субсидировать за счет других. Таким образом, существование тарифов проводило к перекрестному субсидированию. В то же время результатом такой политики стало ухудшение платежеспособности страховых компаний. Однако главной причиной отмены государственного регулирования оказалось осознание того, что оно не может сосуществовать с либеральным рынком.
- Правда ли, что после либерализации тарифов по добровольному автострахованию цены по рынку упали примерно на четверть? Как это повлияло на показатель убыточности? Как к этому относится надзор?
- Либерализация тарифов в автостраховании произошла год назад. Пока трудно судить о результатах. Процесс либерализации идет поэтапно, чтобы исключить резкое падение тарифов. Поэтому мы установили предел в 75%, ниже которого компании не могут опускать тариф по сравнению с уровнем, действовавшим на момент либерализации. Кроме того, они не имеют права предоставлять скидки по коллективным и индивидуальным рискам в размере более 25% и 35% соответственно. Также предложен ряд других мер по либерализации, но они пока не одобрены властями.
Теоретически ухудшение ситуации могло бы привести к снижению платежеспособности компании, тогда владельцы должны были бы сделать дополнительные взносы в капитал. Ну а если возникает угроза банкротства, должен рассматриваться вариант слияния капиталов. Надзор активно мониторит и анализирует ситуацию на рынке. В случае появления первых признаков паники он сразу предпримет меры. Правда, пока ничего подобного в данном секторе экономики не было зафиксировано. Все компании четко соблюдают требования платежеспособности.
- Как организован орган надзора, есть ли территориальные представительства, как часто предоставляется отчетность страховщиками?
- У нас есть основной офис в Хайдерабаде и один небольшой офис в Дели. Мы регулярно получаем данные об операционной деятельности компаний, бизнес-статистика поступает к нам ежемесячно. Ежеквартально компании сдают отчеты о состоянии платежеспособности, о результатах инвестиционной деятельности и о финансовых результатах. Если возникает необходимость, проявляются факты недолжного поведения на рынке - осуществляются проверки. Инспекционные группы, базирующиеся в Хайдерабаде, посещают офисы страховых компаний с адресными проверками. Они могут быть также тематическими и проходить в ряде различных компаний.
В IRDA работают около 10 тыс. сотрудников. Мы учимся по мере того, как растут рынки страхования и накапливается опыт регулирования.
- Допускается ли регулятором Индии размещение страховых резервов в зарубежные активы?
- Никто не может вкладываться за рубеж. Кроме того, регулятор определил четкий перечень инструментов, допустимых к вложениям для компаний по страхованию жизни и "не жизни". В эту модель встроена требуемая гибкость инвестиций. Одновременно страховые компании должны инвестировать определенный процент активов в госбумаги и инфраструктуру. По мере роста рынка регулятор смягчает некоторые из этих требований.
- А депозиты банков? В России страховщики значительную часть резервов держат в них.
- На депозитах в банках находятся только те средства страховщиков Индии, которые необходимы для исполнения обязательств перед клиентами и для обеспечения операционной деятельности. На банковских счетах хранится лишь то, что требуется для поддержания ликвидности страховщика.
- Наши банки дают неплохую доходность по депозитам, а страховщики боятся размещаться на нестабильном фондовом рынке. Какова погода на фондовом рынке Индии?
- С этой точки зрения все в порядке. На фондовом рынке страны благоприятная ситуация сохраняется в течение последних 3-4 лет, и это справедливо как в отношении первичных рынков, так и в отношении фондовых бирж.
- Какие линии бизнеса лидируют на страховом рыке Индии? Как соотносятся объемы собранных премий по страхованию жизни и "не жизни"?
- Сбор премий по страхованию жизни в шесть раз больше премий по страхованию "не жизни". В структуре сборов по "не жизни" самая большая часть приходится на автомобильное страхование - порядка 43%. В последние годы активно стало развиваться добровольное медицинское страхование (ДМС). По итогам 2007 года сборы по этому виду страхования увеличились на 50%, доля ДМС в структуре сборов занимает 11-15%.
- За счет чего обеспечен такой прирост по ДМС?
- Во-первых, люди начали понимать, что государственная система, обеспечивающая безопасность их здоровья, имеет ограниченные возможности. Поэтому для частных лиц важно иметь медицинскую страховку. Страхование - единственная альтернатива в сложившейся ситуации. Во-вторых, медицинские страховщики некоторое время назад осознали, что их премии занижены по отношению к получаемым убыткам, пришлось поднимать тарифы. Итоги года отразили результат изменений стоимости полисов.
- Что выгоднее проводить национальным компаниям - операции в секторе страхования юридических или частных лиц?
- После детарификации страховщики Индии поняли, что основной ресурс развития рынка находится в сегменте услуг для частных лиц. В корпоративном страховании, где упор делается в основном на защите имущественных интересов компаний, тарифы, а стало быть, и премии, снижаются.
- Известно, что Индия пережила расцвет в сфере страхования жизни. Как это стало возможно?
- Когда произошла либерализация, экономический рост находился на уровне 8% ВВП. Это привело к росту доходов и увеличению сбережений, а также дало понимание необходимости страхования. Компании вышли с предложением продуктов unit-linked, и эти идеи захватили воображение жителей страны. Кроме того, на фондовом рынке складывалась благоприятная обстановка. Люди осознали комбинацию возможностей: они могли обеспечить прирост своих доходов за счет процентов по инвестициям и одновременно получить защиту от рисков. Это сочетание возможностей великолепно повлияло на развитие операций по страхованию жизни.
- На какую защиту может рассчитывать в старости, допустим, представитель среднего класса, служащий государственной компании или коммерческой структуры?
- На такой вопрос очень трудно ответить корректно, разброс классов и уровней жизни в Индии очень велик. Тем не менее, попробую. Средний страховой клиент работает в частной или государственной компании, имеет государственную пенсию или включен в корпоративный план частной компании. Существует большой выбор схем, как откладывать деньги на пенсию, действуют налоговые льготы. Заботятся о пенсионном обеспечении своих сотрудников все работающие на рынке корпорации, чтобы привлечь к себе высококлассных работников. Согласно плану, пенсионные накопления либо полностью оплачивает корпорация, либо она делает это вместе с сотрудником. Кроме того, при выходе на пенсию он получает единовременную выплату из так называемого фонда безвозмездных и резервных выплат. Как правило, помимо страховой выплаты по полису, человек стремится держать деньги в банке, и часть накоплений размещает в акциях. Кроме того, работник, скорее всего, будет иметь поддержку по медстрахованию от работодателя. Люди, которые находятся за чертой бедности, разумеется, ни о каком страховании не помышляют. Правда, с 2005 года государство стало участвовать в регулировании этого вопроса, в Индии появилось такое понятие, как микрострахование.
- Что это такое?
- Микрострахование - это составная часть всеобщей страховой системы, цель которой - предложить адресные страховые продукты за относительно небольшие деньги и с невысоким лимитом покрытия. Требования законодательства в этой области направлены на то, чтобы способствовать снижению расходов страховщиков на проведение платежей, тем самым давая им возможность снижать премии для целевой группы страхователей. Микрострахование предлагает жителям сельских регионов покрытие для рисков потери кормильца или потери нехитрого имущества. Поэтому одним из его особенностей является наличие смешанных страховых продуктов, специально ориентированных на целевой сегмент сельских жителей. Законодательство позволяет страховщику одного класса (например, страховщику жизни) сотрудничать со страховщиком другого класса (например, "не жизни"), чтобы каждый из них мог предлагать свои продукты в связке. Правила микрострахования также нацелены на развитие отдельных самоподдерживающихся каналов распространения продуктов микрострахования. Покрытие по микрострахованию должно составлять от 5 тыс. рупий (чуть более $100) до 50 тыс. рупий на человека за потерю кормильца или ущерб имуществу.
- Насколько страховой рынок Индии близок к принятию стандартов директивы ЕС "Платежеспособность-2"?
- О, до этого нам все-таки пока далеко, хотя над сближением стандартов мы работаем. Надзор Индии является членом Международную ассоциацию страховых надзоров (МАСН) с момента создания IRDA. Сотрудники регулятора являются членами различных комитетов МАСН.









