.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Экономика
Главная   /   Экономика   /   Плоды стагнации: "дальние" ж/д перевозки пассажиров в феврале упали на 5,5%, несмотря на Олимпиаду
.
03 марта 2014 года 15:56

Плоды стагнации: "дальние" ж/д перевозки пассажиров в феврале упали на 5,5%, несмотря на Олимпиаду

 0  
Москва. 3 марта. ИНТЕРФАКС - Объем пассажирских перевозок в поездах дальнего следования в феврале 2014 г. оказался на 5,5% меньше по сравнению с тем же месяцем 2013 г., несмотря на запуск дополнительных составов в период Олимпиады в Сочи.

Согласно сообщению пресс-службы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), в целом за месяц перевезено 6,3 млн человек. Падение оказалось более глубоким, чем в январе (тогда оно составило 2,4% по сравнению с январем 2013 г.). Отчасти это можно объяснить высокой базой сравнения в феврале 2013 г.: если в январе 2013 г. по сравнению с январем 2012 г. был зафиксирован спад перевозок на 3,3%, то в феврале 2013 г. произошла коррекция до 3,6%-ного роста.

Как сообщалось ранее, федеральные железнодорожные перевозки пассажиров с короткими перерывами падали в течение 2013 г. После сокращения в январе и коррекции в феврале, в марте и апреле вновь был зафиксирован спад - на 1,1% и 3,5% соответственно. В мае из-за более длинных праздников по сравнению с 2012 г. также отмечался рост на 2,4%, однако в течение всего лета транспортировка пассажиров была меньше, чем годом ранее, несмотря на традиционный для этого времени летний пик перевозок (в июне - на 4,8%, в июле - 6,1%, в августе - 6,8%). Лишь в сентябре динамика скорректировалась до "минус 5,8%", но в затем вновь углубилась (в октябре отставание от показателей 2012 года составляло 7,5%, в ноябре - 7%, в декабре - 8,1%).

Президент РЖД Владимир Якунин объяснял падение показателей в этом сегменте ростом регулируемых тарифов. В 2013 г. правительство решило повысить стоимость проезда в общих и плацкартных вагонах на 20%, а не на 10%, как в последние несколько лет. На более существенное повышение тарифов кабинет министров пошел после жалоб со стороны РЖД и их "дочки" - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК, непосредственный перевозчик в дальнем следовании), что из бюджета не выделяются компенсации, достаточные для возмещения расходов от государственного регулирования тарифов. В итоге субсидии были урезаны, а тарифы - повышены на 20%.

Делать это, правда, было решено плавно: основное повышение произошло именно во II полугодии, тогда как в начале года стоимость проезда сохранялась на прежнем уровне (а с 15 февраля по 6 марта и с 11 марта по 27 апреля она была даже на 10% ниже). Фактическое повышение началось лишь с 10 мая. В итоге к концу года относительно его начала стоимость билетов повысилась на 20%. В 2014 г. рост тарифов в плацкартных и общих вагонах составит 4,2%, хотя фактическое повышение из-за Олимпиады перенесено на весну.

По итогам всего 2013 г. перевозки пассажиров в поездах дальнего следования сократились на 5%. На этот факт на встрече обращал внимание президента РФ Владимира Путина министр транспорта РФ Максим Соколов, говоря о том, что в 2013 г. "были предприняты активные меры по развитию региональной авиации". "Это дало свой эффект, потому что больше пассажиров стали выбирать авиационный транспорт. Примерно 8,6 млн человек в прошлом году были перевезены региональными авиалиниями. Эта цифра примерно соответствует тому 5%-ному снижению, которое показали РЖД в дальнем следовании", - сказал министр. "Дисбаланса быть не должно", - заметил в этой связи глава государства. М.Соколов в ответ пообещал, что его ведомство "будет работать" над этим.

До этого о необходимости более взвешенного подхода к вопросам государственной поддержки на пассажирском транспорте говорил и вице-президент РЖД Михаил Акулов. По его мнению, государство должно определить, как эффективно использовать субсидии для перевозок пассажиров по железной дороге и самолетами, и "направлять эти средства туда, где рубль работает более эффективно при условии, что нет другой альтернативы". "Да, конечно, надо отдать предпочтение авиатранспорту. Но когда мы сегодня видим, что большинство принятых решений по субсидированию региональных перевозок в 300 раз дороже (обходятся - ИФ) федеральному бюджету, чем ж/д перевозка пассажира, мы справедливо задаем вопрос, почему такие решения принимаются", - отмечал топ-менеджер.

В то же время в феврале стало известно, что правительство РФ изучает идею перехода к помаршрутному субсидированию пассажирских перевозок разными видами транспорта: об этом на брифинге с участием первого вице-президента РЖД Александра Мишарина сообщил научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. "Сейчас правительство изучает вопрос о целесообразности перехода на помаршрутное распределение субсидий на разные виды транспорта. На разных маршрутах (сейчас - ИФ) разные условия перевозки, разные виды транспорта являются оптимальными. Так вот, вместо того, чтобы отдельно субсидировать авиацию, отдельно плацкартные вагоны, отдельно электрички, речь идет о том, чтобы на конкретном маршруте между конкретными двумя крупными населенными пунктами уделять внимание тем видам транспорта, которые являются оптимальными именно для этого маршрута. И на них сосредотачивать субсидии, определять их размер, исходя из условий ценообразования на маршруте и потребности льготных категорий", - говорил он.

В понедельник РЖД также сообщили, что в целом в феврале перевозки пассажиров в РФ выросли на 6,7% (до 79,3 млн человек) за счет увеличения их транспортировки в пригородном сообщении на 7,9% (до 73 млн). Общий пассажирооборот при этом в январе сократился на 2,6%, до 7,6 млрд пассажиро-километров. По итогам января-февраля отправка пассажиров в целом выросла на 4,5% (до 154 млн), при этом в дальнем следовании она упала на 5,1% (до 14,7 млн), в пригородном сообщении - увеличилась на 5,6% (до 139,3 млн). Пассажирооборот с начала 2014 г. снизился на 3,2%, до 17,3 млрд пассажиро-километров.


Опубликовано Интерфакс
 
.
Ключевые слова:    РЖД,  пассажиры,  перевозки,  падение


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

.