.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Экономика
Главная   /   Экономика   /   Парадоксы веры: Рамадан вредит экономике, но повышает благосостояние верующих
.
20 декабря 2013 года 07:30

Парадоксы веры: Рамадан вредит экономике, но повышает благосостояние верующих

 0  
РИА Новости, Артем Житенев
РИА Новости, Артем Житенев
Религия оказывает парадоксальное влияние на экономику, выяснили американские ученые анализируя "эффект Рамадана" в мусульманских странах. С одной стороны, следование строгим религиозным запретам ухудшает производительность труда верующих и уменьшает размер ВВП на 0,7%. Но, с другой, Рамадан увеличивает ощущение субъективного благополучие мусульман
Кембридж. 19 декабря. FINMARKET.RU - На первый взгляд идея о том, что религия может оказывать какой-то эффект на экономические показатели страны может показаться абсурдной. Но, на самом деле, связь между религией и экономикой существует.

Любая даже самая демократичная религия предписывает правила поведения, которых должны придерживаться ее последователи. Соблюдение религиозных обрядов требуют ресурсов. Верующий человек должен ратить свое время на походы в храмы, паломничество, изучение священных книг, молитвы или медититации.

При этом большинство религий запрещает трудиться в определенные дни или накладывает ограничения, которые снижают производительность труда. Например, в мусульманстве и христианстве практикуются посты, во время которых потребление пищи строго ограничено. Кроме этого религия формирует убеждения и ценности, которые определяют экономические решения - меньше потреблять или жертвовать деньги на благотворительность.

Несколько исследований прошлых лет точно установили, что религия отрицательно влияет на экономику. Экономисты из Гарвардского университета Филипп Кампанте и Дэвид Янагизава-Дротт решили пойти еще дальше и рассчитать "религиозный коэффициент" ВВП.

После того, как это у них получилось, ученые задались вечным вопросом - почему люди верят в высшие силы. Впрочем, в отличие от богословов и проповедников, ответ они искали не в священных книгах, а теории благосостояния человека.

Экономика Рамадана

Для исследования "религиозного эффекта" Кампанте и Янагизава-Дротт выбрали священный месяц Рамадан - пост, который мусульмане соблюдают в течение 29 или 30 дней.

Этот выбор объяснялся просто. Во-первых, мусульманство - одна из самых распространенных религий на планете. В мире существует 32 страны, которые можно назвать мусульманскими (три четверти местного населения проповедуют эту религию). Исследование такого количества стран должно дать достоверные результаты.

Во-вторых, оценить экономический эффект за месяц проще всего. К тому же время празднования Рамадана зависит от лунного календаря и каждый раз выпадает на разные календарные периоды. Поэтому ученые могут отделить влияние религии и сезона на экономику. И, в-третьих, Рамадан включает в себя почти все возможные ограничения и преимущества, которые может дать религия.

  • В течение всего месяца от рассвета до заката верующие обязаны воздерживаться от еды, напитков, курения и сексуальных отношений. Это не может не сказаться на продуктивности людей.
  • Пост оказывает большое влияние и на социальную жизнь мусульман. Рамадан предписывает есть перед рассветом (сухур) и после заката (ифтар). Обычно эти трапезы происходят в кругу семьи или друзей. И таким образом, верующие чаще общаются со своими родственниками и близкими людьми, чем в обычное время.
  • В последние десять дней месяца верующим рекомендуется оставаться дома и читать Коран. По мнению социолгов, следование этой рекомендации избавляет людей от стресса, связанного с просмотром телевизора или прослушиванием радио.
  • Результаты исследования

    Чтобы вычислить "религиозный коэффициент" Кампанте и Янагизава-Дротт сравнили, как изменялись экономические показатели мусульманских стран во время Рамадана в период с 1950 по 2011 годы. Для этого они использовали статистику Всемирного банка. Оказалось, что в типичной мусульманской стране в течение Рамадана объемы производства снижались примерно на 0,7 п.п.

    Объем снижения ВВП варьировался от 0,6% до 0,9%. Максимальное падение отмечалось, когда Рамадан выпадал на летние месяца и световой день был максимально долгим. Никакого влияния на рост ВВП в немусульманских странах в период Рамадана замечено не было.

    После определения "религиозного коэффициента" ученые приступили ко второй части своего исследования - стали искать ответ на вопрос, какие выгоды дает религия.

    Моральная прибыль

    Для этого Кампанте и Янагизава-Дротт посмотрели, менялось ли благосостояние (обеспеченность необходимыми материальными и духовными благами) мусульман до и после Рамадана.

    Для оценки благосостояния использовались Международные опросы о ценностях, проводившиеся в период с 1981 до 2008 годы. В этих опросах людей просили ответить на несколько вопросов, в том числе, чувствуют ли они себя счастливыми и насколько по 10-балльной шкале удовлетворены своей жизнью. Кроме этого в исследовании содержалась информация о религиозности, занятости и нескольких других социально-экономических характеристиках.

    Выяснилось, что после соблюдения поста мусульмане сообщали о повышении своего благосостояния. Проще говоря концентрация на духовных практиках вместо работы делает людей счастливее. Как и в случае с экономическими показателями, влияние Рамадана на благостояние в немусульманских странах зафиксировано не было.

    Таким образом, ответ на вопрос, почему люди готовы идти на жертвы ради религии с экономической точки зрения очень прост - верующие получают нематериальные блага от соблюдения религиозных обрядов.



    Опубликовано Финмаркет
     
    .
    Ключевые слова:    религия,  экономика,  исследование


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    .