- Осенью 2008 г, антимонопольная служба обвинила "Газпром нефть", "Роснфеть", "ЛУКОЙЛ" и TНК - BP в установлении монопольно высоких цен на бензин, дизтопливо, авиакеросин и мазут. Впрочем, оборотные штрафы компаниям были выписаны минимальные - 1-1,5 млрд.руб. с каждой (или по1% от оборота на рынке). Все компании пытались оспорить эти решения в суде, но безрезультатно.
- Вторая волна дел стартовала практически следом - антимонопольная служба заинтересовалась ростом цен на нефтепродукты с октября 2008 г по февраль 2009 г. На этот раз штрафы были серьезными - ТНК-ВР должна была выплатить 4,2 млрд руб., "Газпром нефть" - 4,7 млрд руб., "Роснефть" - 5,28 млрд руб., "ЛУКОЙЛ" - 6,5 млрд руб. Но и здесь нефтяникам удалось минимизировать потери - три из четырех компаний пошли с ФАС на мировую и опять получили право на выплату минимального оборотного штрафа, до конца судилась лишь "Газпром нефть", которая в результате и заплатила полную сумму.
- Прошлогодние штрафы оказались самыми скромными: 979,3 млн руб. для "Газпром нефти", 1,75 млрд руб. для "Роснефти", 609 млн руб. для "Лукойла" и 778 млн руб. для "Башнефти". Деньги для компаний явно небольшие. К примеру, "Лукойл" в своей отчетности за первое полугодие указывал, что на штраф у компании уже зарезервировано $17 млн (около 535 млн руб. по текущему курсу).

А меры "покруче" даже шли во вред: прошлогоднюю попытку антимонопольной службы в начале года "закрутить гайки" и обеспечить снижение цен по личному поручению премьера Владимира Путина многие аналитики называли одной из причин, спровоцировавшей бензиновый кризис в конце апреля. После февральского разговора Путина и Артемьева цены пошли вниз, хотя на мировых рынках продолжали дорожать и нефть, и нефтепродукты. Участники рынка рассказывали, что на совещаниях в ФАС независимые продавцы топлива тогда давали понять, что для крупных игроков рынка приоритетом становится продажа бензина на экспорт. Но когда нехватка топлива обнаружилась сразу в 20 регионах страны - для всех это оказалось традиционной неожиданностью. Разрешился спор введением повышенной пошлины на экспорт бензина и очередными обещаниями антимонопольной службы наказать виновных. Аналитики убеждены, что нового обострения стоит ждать после президентских выборов: до марта нефтяники повышать цены, скорее всего, не рискнут, зато последующий скачок цен становится практически неизбежным. Аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков, например, оценивает возможный рост цен после выборов в 20-30%. "Всем ясно, что кроме оказания административного давления нужно менять сам подход к регулированию нефтеперерабатывающей отрасли, другой вопрос кто и как это должен сделать, — говорит сотрудник одной из крупных нефтяных компаний. - Но в убыток себе ни одна компания никогда работать не будет". «Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены (...) Но вопрос в том, где эта справедливая цена», - говорил в самый разгар топливного кризиса президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. Ответа пока, похоже, не знает никто.