.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Правительство сэкономит на "молчунах" триллион рублей
.

18 сентября 2013 года 10:50

Правительство сэкономит на "молчунах" триллион рублей

 4  
РИА Новости, Алексей Мальгавко
РИА Новости, Алексей Мальгавко
"Финмаркету" стала известна цена лишения "молчунов" прав на накопительную часть пенсии - правительство сэкономит около триллиона рублей за три года
Москва. 18 сентября. FINMARKET.RU - Министерство труда и социальной защиты направило в начале недели в правительство проект бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) на 2014-2016 годы. "Финмаркет" смог ознакомиться с документом. За ближайшую трехлетку федеральный бюджет на трансферте Пенсионному фонду сэкономит не менее триллиона рублей. Как пояснили "Финмаркету" эксперты, знакомые с ходом обсуждения новой пенсионной формулы, основную экономию обеспечит полное лишении накопительного компонента "молчунов". Сейчас предполагается, что до 2015 года граждане должны заявить о своем желании сохранить нынешний размер накопительного компонента в размере 6% в общей ставке страховых взносов и перевести его в негосударственный пенсионный фонд. Если они этого не сделают, то лишатся права на накопительный компонент пенсии. Сейчас "молчунами" являются две трети имеющих накопительный компонент.

Неформальный лозунг законопроекта – урезание почти всего

  • Объем доходов бюджета ПФР в 2014 году планируется на уровне 6,6 трлн руб. Это на 290 млрд руб. меньше, чем запланировано в действующем бюджете на 2013-2015 годы. В том числе трансферт из федерального бюджета уменьшится на 322 млрд руб. При этом расходы бюджета снизятся всего на 39 млрд руб. Соответственно, вместо профицита в 172 млрд руб. в бюджете ПФР образуется дефицит в 81 млрд руб. Финансироваться он будет за счет самого ПФР: путем снижения размера остатков на его счетах.
  • В 2015 году ПФР должен стать еще экономнее: его доходы составят 7,1 трлн руб., что уже почти на 650 млрд руб. меньше, чем планировалось год назад. В том числе бюджетный трансферт снижается на 542 млрд руб. Расходы ПФР уменьшатся на 419 млрд руб. Профицит вместо 356 млрд составит 127 млрд руб.
  • В 2016 году бюджет ПФР должен остаться профицитным (318 млрд руб.); трансферт из федерального бюджета запланирован в 3,2 трлн руб., что на 260 млрд меньше, чем ранее запрашивал ПФР у Минфина на 2015 год.
  • Составители бюджета исходят из того, что согласно обновленному макропрогнозу Минэкономразвития рост фонда заработной платы в предстоящие годы будет медленнее, чем ожидалось ранее: на 9% (а не на 11%) в 2014 году к предыдущему; на 8% (а не на 11%) в 2015 и на 8,5% в 2016. При этом расходы на выплату пенсий в 2014 году предполагается увеличить на 9,9%, в 2015-м – на 5,0%, в 2016 – на 6,7%. Правда, надо учесть ежегодное увеличение численности пенсионеров почти на полмиллиона человек.

    Возможно, какой-то части граждан, достигших пенсионного возраста, уже с 2015 года пенсия будет не положена. Именно в это время предлагается увеличить минимальный трудовой стаж с нынешних пяти до 15 лет. Трудившимся меньше женщинам придется работать без пенсии до 60 лет, мужчинам – до 65 лет.

  • Социальные пенсии в 2014 году будут проиндексированы на 17,6% и, наконец, превысят прожиточный минимум пенсионера. В 2015 они увеличатся еще на 5,5%, в 2016 – на 4,6%. Трудовые пенсии вырастут в 2014 году на 8,1%, в 2015 – на 7,9%, в 2016 – на 6,6%. В итоге к концу 2014 года средний размер социальной пенсии составит 7,6 тыс. руб. в месяц, трудовой – 11,2 тыс. (в 2016 году она достигнет 12,8 тыс. руб.).
  • Это заметно меньше, чем было обещано в действующем бюджете на 2013-2015 годы. В нем среднегодовой размер трудовой пенсии предполагался в 2014 году на 223 руб. в месяц больше, а в 2015 году – на 389 руб. больше. Выходит, что в год на каждом пенсионере ПФР сэкономит в следующем году 2,7 тыс. руб., в 2015 – 4,7 тыс. руб.
  • Бюджет ПФР рассчитан исходя из обещанного взимания страховых взносов:

  • с самозанятого населения как с дохода в 1 МРОТ;
  • с малых производственных и социальных предприятий по ставке в 20%.
  • Не очень понятны источники планируемого почти двукратного увеличения поступлений в ПФР от самозанятого населения начиная с 2015 года. В сопровождающих бюджет таблицах ни один из исходных для расчетов показателей по данной категории плательщиков взносов в течение трех лет не меняется, но итоговая сумма сборов увеличивается с 46 млрд в 2014 почти до 82 млрд руб. в 2015 и 2016 годах. Не исключено, что здесь закралась ошибка, и составители документа не учли намерение отказаться от повышения для индивидуальных предпринимателей базы для уплаты взносов с 1 до 2 МРОТ.

    Зато за основную массу работников, за которых страховые взносы уплачиваются по ставке в 30% (в ПФР – по ставке 22% плюс 10% с "хвостов" - доходов, превышающих основную взносооблагаемую базу), работодателям придется платить заметно больше. С 2015 года начнется постепенное увеличение базы для начисления страховых взносов по ставке в 22%: с 1,6 среднегодовых зарплат сейчас до 2,3 к 2021 году. В итоге предельная величина взносооблагаемой базы поднимется с нынешних 568 тыс. руб. в год до 624 тыс. в 2014 (это 52 тыс. руб. в месяц), 733 тыс. руб. в 2015 (61 тыс. руб. в месяц) и 848 тыс. руб. в 2016 году (почти 71 тыс. руб. в месяц).

    В этой идее новой пенсионной формулы скрывается одна из причин роста издержек федерального бюджета. Резко увеличивается трансферт на компенсацию разницы между тарифом в 26% и 22%. Снижение тарифа страховых взносов с 34% до 30% как раз за счет отчислений в ПФР состоялось с 2012 года. Предполагалось, что переходный период продлится два года, за которые будет найдено постоянное решение. На это время выпадающие доходы ПФР компенсировались за счет трансферта из федерального бюджета. Однако срок действия ставки взносов в 22% теперь собираются продлить бессрочно. При этом из-за роста объема облагаемого взносами фонда заработной платы размер этого трансферта постоянно увеличивается. Еще больше проблем Минфину создает решение увеличить размер годовой зарплаты, облагаемой по ставке в 22%. В итоге выпадающие доходы ПФР растут с 550 млрд руб. в 2014 году до почти 690 млрд в 2016 году.

    При том, что расходы на новое строительство, на научно-исследовательские работы и повышение квалификации предполагается сократить на 5%, PR-бюджет ПФР останется неизменным – порядка 600 млн руб. в год в 2014-2015 годах, а в 2016 году даже вырастет до 630 млн руб. Практически не меняются в эти годы также общие расходы на функционирование ПФР.

    Владимир Назаров, завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

    "Пересмотр показателей прогнозного периода, то есть второго и третьего годов трехлетнего бюджета, нормальная практика. Меняется макропрогноз: немного другой будет инфляция, темпы роста доходов граждан заложены ниже, численность пенсионеров станет больше. Все это может быть причиной более скромной индексации пенсий".

    Татьяна Омельчук, эксперт Центра стратегических разработок

    "В проекте бюджета ПФР на 2014 год нет практически ничего нового, так как основная часть пенсионной реформы в связи с принятием новой формулы заработает с 2015 года. Из нового – только экономия на "молчунах". У них теперь не будет накопительной части: все 22% их взноса в ПФР уйдут в солидарную систему, частично покрывая ее дефицит. Это главная причина снижения общего трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2014 по сравнению с 2013 годом.

    Меньшая, чем предполагалось ранее, индексация пенсий в 2014 году связана с изменением параметров макропрогноза. С 2015 года предполагается переход на индексацию базовой пенсии по инфляции.

    При сегодняшнем формировании расходов федерального бюджета на трудовые пенсии в любом случае последним трансфертом является покрытие дефицита пенсионной системы".

    Юрий Горлин, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС

    "Индексация базовой части пенсии по инфляции (сейчас она индексируется на рост средней зарплаты, облагаемой страховыми взносами по базовой ставке, но не ниже инфляции – "Финмаркет") есть в проекте закона с новой пенсионной формулой. Это правило заработает с 2015 года. В проекте бюджета ПФР на 2014-2016 годы оно учтено.

    Рост взносооблагаемого по ставке в 22% заработка до 2,3 средних годовых к 2021 году действительно несколько увеличит расходы бюджета, так как будет касаться в том числе высокооплачиваемых бюджетников. Зато у людей пенсионных прав будет больше.

    Ставка страховых взносов в Пенсионный фонд на уровне 26% пока останется в качестве базовой, а нынешняя 22% будет действовать как переходная. Сделать одномоментно ставку взносов в 22% постоянной нельзя: сложившийся уровень пенсий выплатить будет не из чего. Система сбалансирована на уровне 26%".



    Опубликовано Финмаркет
     


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
    Андрей ака    19.09.2013
    Гайдар даже мёртвый продолжает грабить роосиян!
    Андрей    18.09.2013
    Реформа, в принципе, затрагивает не стариков, а нынешнюю молодежь. Но удручает то, что реформаторы не в состоянии сформулировать какого то критерия, который дал бы нам сделать осмысленный выбор (скажем, если больше зарабатываешь - предпочтительнее такая-то схема, если планируешь дольше работать - такая-то). Вместо этого вываливается туча цифр, просто демонстрирующих бардак у них на кухне :)
    Почти Пенсионер    18.09.2013
    Государство обещает повышение пенсионных выплат и при этом вводит непонятные для большинства пенсионеров правила и ограничения. (Спросите любого старика про негосударственные пенсионные фонды - они не понимают что это такое) В результате государство получает "экономию" триллион рублей, вынутых из кармана стариков...
    Почти Пенсионер    18.09.2013
    Государство обещает повышение пенсионных выплат и при этом вводит непонятные для большинства пенсионеров правила и ограничения. (Спросите любого старика про негосударственные пенсионные фонды - они не понимают что это такое) В результате государство получает "экономию" триллион рублей, вынутых из кармана стариков...

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .