.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Эксклюзив  /  Корпоративное страхование столкнется с вынужденным ростом тарифов в разгар кризиса - замглавы Ингосстраха
.
 
 
 
 
16 октября 2020 года 10:51

Корпоративное страхование столкнется с вынужденным ростом тарифов в разгар кризиса - замглавы Ингосстраха

Бизнес страхования корпоративных рисков в последние годы переживает стагнацию и испытывает давление ценового демпинга. В этих условиях "Ингосстрах" поднялся на вторую позицию в сегменте корпоративного страхования по показателю сборов и удерживает ее. Как компания продлевала договоры с клиентами-юрлицами и заключала новые в условиях изоляции, как изменились подходы к защите рисков для представителей разных отраслей экономики, что произойдет с тарифами в сегменте и как готовиться к углублению кризиса, рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель генерального директора "Ингосстраха" Алексей Галахов.

- Страховщики РФ в первом полугодии 2020 года собрали премий по страхованию рисков юрлиц на 18,9% больше, чем за тот же период 2019 года. При этом выплаты снизились на 45,9%, что повлияло на этот результат?

- Рынок страхования корпоративных рисков в России не растет уже на протяжении четырех лет - с 2016 года его объем принципиально не меняется и составляет, по нашим оценкам, порядка 160 млрд рублей, примерно 12% от сборов всего страхового рынка. Заключение единичных крупных договоров, например, страхования рисков при строительстве моста в Крыму, рисков космического запуска, строительства объектов в нефтегазовой отрасли, периодически дают всплески статистики по сборам. Но такие договоры приходят и уходят, они завершаются и не пролонгируются. Поэтому 18%-ный рост премий в сегменте в первой половине текущего года - ситуативный.

- Бизнес каких клиентов-юрлиц пострадал из-за ограничений в пандемию, как это отразилось на готовности страховаться?

- Мы предоставляем услуги всем - от малого бизнеса до компаний топ-400, портфель "Ингосстраха" рыночный, он диверсифицирован и сбалансирован по отраслям. Если говорить о клиентах, прежде всего пострадал некрупный бизнес. Торговля (которая была закрыта), предприятия общественного питания, сфера услуг, перевозчики, включая такси. Надо учитывать, что география застрахованных нами торговых предприятий - от Калининграда до Владивостока, везде ограничения из-за пандемии вводились в разное время. В Москве торговые центры были закрыты, а во Владивостоке открыты, в Сибири и на Урале также все происходило несинхронно. У нас в портфеле 50% договоров страхования рисков торговых центров приходится на Москву, а половина распределена по всей стране. Это к вопросу о диверсификации. Доля торговых центров в общем портфеле страхования корпоративных рисков "Ингосстраха" составляет не более 5%. Отмечу, что в этой группе "легли" 50% клиентов, кто-то потом ожил, заплатил за страхование, в итоге уровень пролонгации договоров в этой группе снизился с привычных 85% до не нравящихся нам 60%, но не наполовину.

Встала авиация. При этом отрасль регулируется нормами, конвенциями, лизинговыми договорами, есть летная ставка, есть наземная ставка, если самолеты на земле. Ставки пересчитываются процентов на 40 в сторону снижения из-за того, что воздушные парки стоят. Бизнес авиационного страхования в нашем портфеле снизился по итогам первого полугодия 2020 года, но на его долю приходится 8-10% от корпоративного портфеля "Ингосстраха", объем портфеля более 30 млрд рублей.

Про турбизнес лучше не буду ничего говорить, рынок страхования выезжающих за рубеж упал практически полностью в тот период. В сегменте страхования ответственности пассажирских перевозчиков на фоне снижения пассажиропотока случился пересчет тарифов (вступило в силу указание ЦБ - ИФ), снижение поступлений в связи только с этим фактором составило 25%.

- Как вели себя убытки?

- В отличие от моторного страхования и ДМС, наши случаи, пожары, протечки, поломки и простои случались как по расписанию. Здесь привычная картина не менялась.

- Что происходило со страхованием грузов?

- Объемы падали, но к нам все же приходили новые клиенты, мы предложили рынку новинки, в том числе "потоковое" страхование грузов, когда клиенты подключают к защите весь бизнес перевозок грузов. В целом грузооборот, торговля не показали падения по худшему сценарию. Но главное, что крупнейшие системообразующие компании - все работали. Справедливости ради отмечу, что для всех нас, да и для экономики в целом, остается открытым вопрос - что будет с цепочкой спроса среди участников и партнеров этой группы предприятий, от этого зависит сохранение и рост ВВП. Ряд компаний, несмотря на пандемию, прекрасно себя чувствовали.

- Например?

- Добывающие предприятия, где цены на продукцию находятся на историческом максимуме, производители целого ряда биржевых товаров. Есть отрасли с большим запасом прочности и предприятия, которые планомерно наращивают активы, не сокращают инвестиционные программы, соответственно, не сокращают программы страхования, в том числе добровольного медстрахования. Поскольку растет их выручка, растет и страховая сумма по линии защиты от перерыва в производстве. В отношении таких страхователей программа защиты будет расширяться и расти в цене.

- А морское страхование, страхование судов, что там происходит?

- Мы - лидеры в сегменте, в портфеле "Ингосстраха" полтора десятка классификаторов судов, они все занимаются разным бизнесом. Балкеры, буксиры, крановые суда, паромы, риферы, рыболовецкие суда. А еще пассажирские, круизные, морские. Речные перевозки встали, они открылись в июне-июле этого года. В прошлом году "Ингосстрах" имел убыточность выше 100% по страхованию судов и ответственности судовладельцев. До этого шли более успешные годы страхования. Плановый комбинированный коэффициент убыточности по страхованию морских рисков у нас составляет 65-70%, по западным меркам - что-то неслыханное, для морских страховщиков и 90%-ный уровень такого коэффициента - нормальный результат.

У рыбаков бизнес шел бесперебойно, а это более 30% в нашем портфеле. Наши клиенты ведут лов не только в традиционных регионах, в Мурманске, на Дальнем Востоке, по всему миру. Например, наша уникальная дикая рыба из Охотского моря после переработки и глубокой заморозки прямо на судне, в море, поступает на московский рынок. Спрос на продукцию наших клиентов огромный. Южная Корея и Китай готовы купить столько нашей рыбы, сколько мы им поставим. У наших клиентов-рыбаков за этот период не было случаев экипажных вспышек инфекции (а наше страхование такие риски покрывает). Так что по морю в целом у нас небольшой плюс по сборам за полугодие.

- Как сам "Ингосстрах" работал со своими корпоративными страхователями в пандемию, что менялось?

- В конце марта мы, как и большинство компаний, "дистанцировались" и продолжили строить бизнес в необычном формате. Продлили практически все, 80% начатых переговоров о страховании по новому бизнесу завершались уже в новом формате. В апреле выполняли план на 120%, в мае - на 140%, ритм держали. В условиях общей мобилизации клиенты взяли и пролонгировали сразу все, что можно, чтобы не тратить на это время. Многие процедуры закупок крупных клиентов, в том числе компаний с госучастием, прежде также шли на онлайн-площадках, все привычно. Помогало и то, что клиенты синхронно с нами переключились на дистанционную работу, все моментально адаптировались. Если раньше на подготовку пролонгации договора страхования уходило 2 месяца, теперь время сжалось, мы вводили электронные котировки, дополнительные IT-решения. Следствием перехода на удаленный формат для управленцев "Ингосстраха" всех уровней стала максимальная глубина погружения в детали бизнеса, что, очевидно, для бизнеса полезно. В условиях всеобщих негативных ожиданий рынка концентрация усилий на сбережении бизнеса стала максимальной.

- Так что же, принцип Lloyd's заключать договор только на бумаге и глядя в глаза клиенту, больше не работает? Они зря сотни лет на этом настаивали?

- Четыреста лет они так подписывали страховые контракты на бумаге, но в пандемию представители в Lloyd's тоже сели по домам, в офисах - никого, использовали электронные подписи, все работало дистанционно. Но они правы в том, что заключение договоров страхования все же требует доверительности и встреч с клиентом лицом к лицу для разъяснений, поиска компромиссов, для сближения позиций. Кроме того, "удаленку" на 100% вообще невозможно реализовать: когда речь идет о заключении миллиардных договоров страхования, электронная подпись не годится. В период ограничений в "Ингосстрахе" были введены дежурства, полисы физически подписывались в офисе. Мы же фабрика по производству обещаний, закрепленных на бумаге с подписью и печатью.

- А не было соблазна страховать риски предприятий, связанные с COVID-19?

- Риски COVID-19, как и риски радиации, не страхуются - это форс-мажор, исключение из полиса, такова мировая практика. Вы слышали о крупных страховых выплатах по COVID-19 на Западе? Я - нет. Были попытки в ряде европейских стран принудить страховщиков платить за перерывы в производстве, но они защищаются. Если говорить о принципиальной позиции по страхованию подобных рисков, мы здесь пошли за страховой индустрией - не страхуем риски пандемии.

Но, признаюсь, весной был соблазн что-то придумать для наших клиентов особенное, предложить защиту от рисков простоя для торговых центров, отелей, курортов, да и промышленных клиентов. Шли жаркие дискуссии со специалистами, возобладала позиция актуариев. Она свидетельствовала о максимальном риске кумулятивного убытка с минимальной экономической эффективностью. Теоретически в отдельные договоры отдельных клиентов могут включаться подобные опции по соглашению сторон с небольшими лимитами выплат.

- Согласно статистике ЦБ, для корпоративных страховщиков страны не такой уже кризисный и тяжелый может оказаться 2020 год?

- Кризисным будет 2021 год.

- Вы ожидаете отказов от продления договоров страхования?

- Нет, если компания из числа топ-400 постоянно страхует активы и перерывы в производстве, кто примет решение - это остановить? Придет к акционеру талантливый менеджер и скажет: Иван Иванович, мы тратим ваши деньги впустую, давайте прекратим. А тот в ответ попросит от него гарантий, что с его бизнесом в отсутствие страхования ничего не произойдет. Кто может дать такие гарантии, особенно в период высокой турбулентности? И готовы ли акционеры рисковать?

Проблема в другом. Рынок корпоративного страхования, в том числе зарубежный, жил в последние годы в условиях демпинга, но падение ставок в корпоративном страховании остановилось, теперь цены будут расти. Возникает тяжелая переговорная позиция. Мы видим рост цен на международное перестрахование. Основные мощности индустрии ведь там. А за рубежом компании теряют деньги уже лет пять после долгого периода "мягкого" рынка. Теперь нам перестраховочную защиту за рубежом продают дороже - плюс 10-20%. Цена на договоры факультативного перестрахования (индивидуальная сделка под разовое размещение рисков - ИФ) увеличилась на 10-30%. С заключением облигаторных договоров перестрахования по-разному, что-то удалось продлить без изменения цен. (Такой договор охватывает весь или часть тематического портфеля страховщика, чаще всего работает на годовой основе - ИФ). Ожидаемо выросла стоимость облигаторного договора "Ингосстраха" по авиационным рискам, снизилась перестраховочная его емкость. Продление договора имущественного перестрахования еще впереди.

И вот теперь в противоположность этому тренду клиенты при продлении своего договора прямого страхования настроены снижать каждый год стоимость страхования на 10% (а то и больше), такие KPI ставятся их риск-менеджерам. В результате возникают "ножницы" ожиданий и реальности. Хороший результат для нас - это сохранение достигнутого баланса - не повышение, но и не понижение цен на страхование.

- С перестраховщиками переговоры идут жестко?

- Была сессия с одним из наших ключевых перестраховщиков. Традиционный к нам вопрос, что хотели бы улучшить. Отвечаем: "Мы хотели бы, чтобы вы нам не говорили "нет", не ухудшали наши условия партнерства из-за результатов деятельности других партнеров в других странах, если они принесли вам убытки. Мы не принимаем объяснений относительно потерь в Карибском бассейне и Флориде как обоснования повышения цен. За 10 лет партнерства мы принесли вам более $10 млн прибыли, вы в "плюсе". Если подходы в наших отношениях не могут быть гибкими и справедливыми, выйдем из соглашения, начнем работать с другими". Жестко, конечно, но они воспринимают нашу позицию. Да, случается менять партнеров.

- Несколько лет назад из-за нежелания принимать в перестрахование российские космические риски эта отрасль чуть не оказалась без страховой защиты. "Роскосмос", судя по выступлениям руководства корпорации, провел работу с представителями международного перестраховочного рынка. Достаточно ли на рынке страховой защиты по нашим космическим программам?

- Ситуация с космическими рисками не уравновешена до сих пор. В период, о котором вы говорите, западные перестраховщики давали при ограниченной емкости ставку перестрахования рисков 22% от страховой суммы, мотивируя тем, что им не до конца ясны причины наших неудач. Я не шучу. Вы представляете, как что-то застраховать за четверть от стоимости? Подход "Роскосмоса" был абсолютно правильным - максимальная открытость, диалог с рынками. Что требовалось и было допустимо - показали и рассказали. Цены на перестрахование космических рисков снизились, они еще остаются высокими, но они уже не запредельные.

- "Ингосстрах" участвовал в урегулировании масштабных космических убытков, они возникают "редко, но метко". Не было колебаний, не возникало желания выйти из космического страхования?

- Если компания - десятилетия ведущий игрок на рынке в корпоративном бизнесе, не нужно по поводу крупных страховых случаев и последующих выплат устраивать истерики. Крупная выплата - это не дефолт клиента и не провал, как, к примеру, в бизнесе банковском, это увеличение средней убыточности на процентные пункты за рассматриваемый андеррайтинговый период. Да, в нашей новейшей истории случалось немало очень крупных выплат, на миллиарды рублей, и в промышленном страховании, и в космическом. Мы научились профессионально реагировать на такие ситуации. Простая технология, "стоп-истерика" это называется. Хирурги же не бросают скальпель, когда в операционную привозят тяжелого пациента с шансами 50 на 50. Мы нашим клиентам говорим, что у нас для вас в этом году приготовлено 10 млрд рублей, так что - милости просим. Мы, конечно, желаем, чтобы у вас ничего не произошло. Но если что - мы вам быстро заплатим. Это важно, это ключевой момент диалога со страхователем.

- За счет чего вы нарастили объем премий на стагнирующем в целом рынке? Чего ждете в конкурентной борьбе дальше?

- Несколько лет назад мы в том числе использовали падение активности ряда конкурентов в сегменте, которые решали свои проблемы, например, по реорганизации бизнеса. "Ингосстрах" с третьего - четвертого места по сборам в корпоративном страховании поднялся на второе. Причем, для этого не покупались на рынке страховые компании. Мы просто знали, где есть бизнес и как его брать. Сегодня возвращается в игру "Росгосстрах" , есть серьезные планы у "Сбербанк страхования", конкурентная борьба ужесточается. Мы - рыночный игрок, административных, кредитных или иных каких-то рычагов принуждения клиентов к страхованию у нас нет - только искусство ведения бизнеса в помощь. Ориентир на 2023 год - прибыльно расти выше рынка и увеличить нашу долю согласно динамике, которая заложена в нашей стратегии. Будем продолжать атаковать.

- С итальянскими акционерами из страховой группы Generali вы не всегда совпадаете в подходах по ведению корпоративного бизнеса?

- Нет, принципиальных разногласий не случалось. Они и сами весьма сильны в этом направлении страхования, профессионалы.

- В начале 2019 года "Ингосстрах" заключил соглашение о сотрудничестве с компанией Mitsui Sumitomo, в этом партнерстве что происходит?

- У нас с Mitsui Sumitomo за это время выстроен многомиллионный бизнес. Mitsui Sumitomo Insurance Ltd. (MSI) - член страхового холдинга MS&AD Insurance Group Inc., восьмое место среди компаний - мировых лидеров по показателю сборов. Колоссальная клиентская база, множество клиентов работает в России. Предприятия, которые работают в России, застрахованы у нас, а риски перестраховываются у них, это большой портфель, десятки компаний. У нас в штате работает два японца. К примеру, при урегулировании убытка японского клиента переговоры с клиентом ведет японский сотрудник "Ингосстраха", на клиента это производит неизгладимое впечатление.

- Вы строите расчеты на окончание нынешнего кризиса? Когда это может случиться?

- Вообще-то мы уже почти 30 лет живем в условиях непрекращающегося кризиса, который начался с путча августа 1991 года, после которого нечего было есть и магазины были пусты, а бабушки торговали хлебом и сгущенкой у Большого театра. Внутри этого периода случались времена, близкие к эйфории, когда все что-то покупали и продавали, а "Крошка-картошка" заявляла о планах выхода на IPO. В любых условиях мы не перестаем есть, пить и работать, у нас есть клиенты, они покупают полисы, как индустрия мы живем и развиваемся вместе с экономикой и страной. Не надо впадать в крайности оптимизма или пессимизма. Не стоит ждать выхода из кризиса, стоит подумать, когда и каким окажется следующий. Важно понимать каждый день, что вы на войне. Рекомендации соответствующие - каску с головы не снимать, над колючей проволокой не подниматься, чтобы не задело шальной пулей или осколком. И не расслабляться.


Опубликовано: /Финмаркет/
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   
.
Компании упоминаемые в новости:    Ингосстрах,  ЗСАО Ингосстрах


.
15 октября 2020 года 17:55
Российские страховые компании, заключившие договоры с сервисами по аренде электрических самокатов (кикшеринг), в этом году увидели небывалый рост спроса на свои услуги. В частности, об этом "Интерфаксу" рассказали в СК "АльфаСтрахование" и "Ренессанс страхование". Оба страховщика работают с...    читать дальше
.
10 октября 2020 года 11:43
Москва в прошлом году стала мировым лидером по парку каршеринга, обогнав другие столицы мира, следует из данных агентства "Автостат". При этом на страховом рынке сложилась ситуация, когда практически единственным страховщиком операторов краткосрочной аренды авто оказалась СК "Ренессанс...    читать дальше
.
23 сентября 2020 года 19:04
Медицинская компания "Доктор рядом", специализированная на услугах телемедицины, запустила пилотные проекты по официальному включению услуг телемедицины в программы обязательного медицинского страхования (ОМС) в пяти регионах страны, сообщил "Интерфаксу" председатель совета директоров медицинской...    читать дальше
.
17 сентября 2020 года 12:29
Аграрии Ставропольского края оценили потенциальный и застрахованный ущерб из-за природных ЧС с начала 2020 года в рекордную сумму свыше 1 млрд рублей, сообщил "Интерфаксу" президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов. Он обратил внимание на то, что "такая оценка общего...    читать дальше
.
10 сентября 2020 года 18:57
Три российских региона готовы начать эксперимент по 100%-ному субсидированию страховых премий по договорам страхования урожая, сообщил "Интерфаксу" президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов. По его словам, правительством Татарстана уже принято решение о...    читать дальше
.
09 сентября 2020 года 19:09
Москва. 9 сентября. ИНТЕРФАКС - Всероссийский союз страховщиков (ВСС) рассчитывает разработать и утвердить стандарт о службах расследования в страховых компаниях после принятия изменений в законодательство о частных детективах, сообщил "Интерфаксу" вице-президент союза Сергей Ефремов. "Изменения...    читать дальше
.
08 сентября 2020 года 15:32
Требование об исполнении положений "Кодекса профессиональной этики страховщика" войдет в один или несколько обязательных стандартов деятельности страховщиков, сообщила "Интерфаксу" вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Элла Платонова. Она не исключила, что новое требование, в...    читать дальше
.
04 сентября 2020 года 16:58
Генеральный директор СК "Сбербанк страхование жизни" Алексей Леоненко может покинуть компанию со следующего месяца, рассказали "Интерфаксу" два источника на страховом рынке. Леоненко был назначен на этот пост в конце марта прошлого года. Ранее он работал заместителем председателя...    читать дальше
.
27 августа 2020 года 14:48
Второй этап реформы ОСАГО вступает в силу в стране поэтапно. В минувший понедельник, 24 августа, начали работать поправки в закон, по которым страховщики получили право авторского подхода при создании актуарной модели тарификации в ОСАГО. Однако важные нормативно-правовые акты, детализирующие...    читать дальше
.
26 августа 2020 года 12:22
Страховая компания "Согласие" заняла первое место в рейтинге "Сколково" по уровню цифровизации страховщиков, составленном во втором квартале 2020 года. За последние 3 года страховщик инвестировал в развитие IT-технологий свыше 3 млрд рублей. Как сообщил в интервью "Интерфаксу" директор...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.