ВСС подготовит предложения госведомствам по реализации в РФ суперсервиса в связи с утратой близких к середине 2020г
План-график внедрения государственного суперсервиса "Утрата близкого человека" предусматривает завершение разработки концепции интеграции страховых услуг летом этого года, сообщил "Интерфаксу" вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин. По его словам, "сделать это предстоит союзу совместно с заинтересованными ведомствами". Кроме того, по его словам, в рамках этого проекта "от страховщиков жизни ждут предложений о необходимых изменениях в законодательные акты в связи с запуском нового сервиса. ВСС готовит соответствующие предложения".
"Предполагается, что в рамках суперсервиса в случае утраты близкого человека информация о его смерти направляется в банки и страховые организации, чтобы те могли оперативно принимать меры и осуществить выплаты. Банки в такой ситуации приостанавливают начисление процентов по кредитам. А страховщики должны связаться с банками и родственниками, выяснить, есть ли незакрытый кредит, выплаты по которому гарантируются страховым полисом. После этого страховая компания осуществляет саму выплату по риску "смерть" по полису страхования жизни заемщика", - пояснил "Интерфаксу" Дубровин.
Выступая на конференции по IT в страховании в четверг, он отметил, что автостраховщиками запускался первый суперсервис в РФ по "европротоколу" в ОСАГО. "В настоящее время он работает в пилотной версии. Страховщики жизни готовятся включаться в реализацию второго суперсервиса, где они заявлены - "Утрата близкого человека". "Есть еще несколько взаимосвязанных суперсервисов, где гипотетически СК могли бы участвовать. Это касается тем, связанных со здоровьем человека или с рождением ребенка", - сказал Дубровин в ходе выступления на конференции.
"В частности, речь может идти о формировании медицинской единой электронной книжки гражданина со всеми его медданными. В том числе в такой книжке должны соединяться текущие и исторические данные о здоровье человека, а значит - все базовые данные по обязательному медицинскому страхованию, данные, полученные по истории добровольного медицинского страхования, по полису страхования от несчастных случаев и болезней или по полису страхования жизни. Накопление таких данных может стать поворотной точкой для формирования новых клиентских путей, для их последующего анализа", - сообщил Дубровин.
В ходе выступления на конференции вице-президент ВСС отметил: "Государство формирует новый клиентский путь, реализуя глобальные цифровые проекты. Оно отказывается от документов в физической форме. К сожалению, согласно действующим регламентам, страховщикам приходится для оформления выплаты заставлять человека собирать документы и приходить с ними к нам, мы работаем с физическим полисом. В то время как государство вводит запрет на запрос у граждан информации, которая имеется в распоряжении госведомств, мы же повсеместно заставляем человека собирать документы для урегулирования убытков - справки, которые есть в госбазах. В каком веке мы живем? Существующий клиентский путь вызывает неудовлетворение у страхователей, его требуется менять, в том числе необходимы нормативные изменения".
Он напомнил, что проект формирования единого цифрового профиля человека был начат в 2019 году и притормозился. "Со временем мы вернемся к этой истории, в ней у страховщиков жизни также будет свое место и роль", - высказал мнение Дубровин.
Международное страховое сообщество и ассоциация страховых надзоров начали обсуждение темы, в которой IT-решения - основные, сообщил Дубровин. "Речь идет о внедрении параметрического страхования. В нем выплаты производятся не на основании документов, а на основании состоявшихся параметров. Например, в имущественном страховании, если разрушения нанесены ураганом, о силе которого все известно, если есть данные, где он прошел, какое имущество в этом регионе есть, где оно было застраховано, оценен потенциальный ущерб - всего этого достаточно для проведения страховых выплат. Это новый подход, он удобен для клиентов", - считает вице-президент ВСС.
Суперсервис - это формат предоставления государственных услуг, минимизирующий необходимость личного посещения различных госорганов и количество требуемых документов. Проект "Утрата близкого человека" предусматривает комплекс сервисов, оказывающий поддержку по части организации процессов прощания, получения социальных гарантированных и страховых выплат, а также получения наследства. Предполагается, что с помощью суперсервиса "Утрата близкого человека" можно будет удаленно получать справки ЗАГС о наступлении смерти, в том числе заказать их, находясь за границей. Пользователи сервиса смогут записаться онлайн к нотариусу и оформить получение наследства на банковскую карту. Кроме того, удаленно можно будет оформить пособие на погребение, взаимодействовать с соответствующими агентствами, получать информацию о порядке захоронения. В перспективе для получения страховых выплат за родственника по риску "смерть" не придется собирать бумажные документы, достаточно будет ввести реквизиты счета в личном кабинете, и деньги перечислят на банковскую карту.
Всего запланирован запуск 25 государственных суперсервисов в РФ. Первым реализованным с участием Минкомсвязи, Российского союза автостраховщиков (РСА) и ЦБ РФ считается запуск мобильного приложения для упрощения оформления убытков в ОСАГО по европротоколу. Приложение впервые было запущено осенью прошлого года в пилотном режиме. IT-директор РСА Алексей Самошин пояснил тогда "Интерфаксу", что в проекте объединены различные информационные системы: IT-системы страховщиков, АИС ОСАГО РСА, информационная система взаимодействия с госорганами РСА, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), ресурс "Госуслуги" (для авторизации пользователей), а также само мобильное приложение. Ресурс запущен пока в двух столицах и столичных областях, он позволяет упростить подачу заявки на выплату по европротоколу в ОСАГО. В перспективе, по замыслу разработчиков, приложение должно обеспечить потребности дистанционного урегулирования мелких убытков по ОСАГО по всей стране.