Страховщиков волнует, что суды по-прежнему принимают иски в обход службы финомбудсмена
В российских страховых компаниях, комментируя итоги первого месяца работы службы финансового уполномоченного, отметили, что некоторые суды, вопреки законодательству, продолжают принимать заявления от клиентов в нарушение порядка досудебного урегулирования споров.
В частности, начальник отдела досудебного урегулирования и взаимодействия с финансовым уполномоченным правового управления СК "РЕСО-Гарантия" Елена Гринберг сообщила "Интерфаксу", что в компании обеспокоены тем, насколько по-разному суды трактуют обязательный порядок обращения к финансовому уполномоченному.
"И хотя формулировки законов весьма конкретны, суды совершенно по-разному относятся к этому, принимают иски и игнорируют наличие такого института, как досудебное урегулирование через финансового уполномоченного", - передала Гринберг "Интерфаксу" через пресс-службу компании.
Согласно порядку досудебного урегулирования споров, заработавшему в РФ с 1 июня 2019 года в обязательном виде по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско, клиенты страховых компаний не имеют права обращаться с претензиями в суд, предварительно не попытавшись урегулировать спор сначала со страховщиком, а затем через службу финансового уполномоченного. На подачу заявления в суд отводится 30 дней с момента получения ответа от финомбудсмена. Для физических лиц обращение в службу является бесплатным, для посредников размер платы составляет 15 тыс. рублей за каждое заявление, для страховых компаний предусмотрен дифференцированный тариф в размере от 7,5 тыс. до 45 тыс. рублей.
О том, что существуют факты приема судами заявлений в обход нового порядка, подтвердили и в пресс-службе "Ингосстраха" (MOEX: INGS).
"Если одним словом, то да, но это просто связано исключительно с тем, что суды не понимают, как трактовать закон", - пояснили "Интерфаксу" в "Ингосстрахе".
ПРОБЛЕМА РЕШАЕМА
Во Всероссийском союзе страховщиков отметили, что практика работы судей пока только формируется, хотя до них была донесена информация о новых изменениях.
"Мы знаем, что в краевые, областные и районные суды пришла информация о работе финансового уполномоченного. Однако практика работы судей с учетом деятельности финансового омбудсмена только формируется, и, видимо, какое-то время могут возникать накладки, например, в части приема заявлений от граждан. Насколько нам известно, Верховный суд планирует издать разъяснения по вопросам работы с финансовым уполномоченным. Это, скорее всего, позволит решить большую часть проблем такого рода", - говорится в сообщении союза.
В пресс-службе финансового уполномоченного сообщили, что им неизвестно о "массовых случаях" подачи исков в обход досудебного урегулирования споров потребителей со страховщиками. Кроме того, службой было направлено информационное письмо в Верховный суд с информацией о новом порядке по приему заявлений.
"Страховые организации в силу закона обязаны информировать потребителей о досудебном порядке урегулировании споров. Информационные материалы, направленные службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного в адрес ВСС, были размещены на сайтах страховых компаний. Официальных обращений от страхового сообщества по этому вопросу в СОДФУ не поступало", - прокомментировали в пресс-службе финансового уполномоченного.
ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Что касается первых результатов работы досудебного порядка, то страховые компании пока не дают прогнозов из-за небольшого количества рассмотренных дел.
"Результаты по количеству обращений незначительны, так как за весь период поступило всего несколько обращений, по большинству из них финансовый уполномоченный прекратил рассмотрение в связи с неисполнением самим потребителем порядка обращения, предусмотренного законом, остальные дела находятся в производстве", - прокомментировал "Интерфаксу" руководитель центра юридического обеспечения Страхового дома "ВСК" Артем Король через пресс-службу.
В СК "МАКС" в июне получили два решения службы финансового уполномоченного по обращениям потребителей. В обоих случаях рассмотрение обращений было прекращено, и позиция страховщика при урегулировании претензий по ОСАГО признана правомерной.
"Мы положительно оцениваем первый месяц работы в условиях нового порядка оспаривания выплат по автострахованию. И дело не только в том, что решения вынесены в нашу пользу. Уже сейчас очевидно, что служба финансового уполномоченного при рассмотрении обращений следует исключительно букве закона, а значит, растет наша уверенность в том, что институт финомбудсмена сможет сыграть решающую роль в борьбе с "автоюризмом" как способом незаконного обогащения", - приводятся в сообщении слова заместителя генерального директора СК "МАКС" Виктора Алексеева.
Как сообщалось ранее, за первый месяц служба главного финансового уполномоченного получила 2390 обращений, при этом 77% претензий не были рассмотрены в основном из-за несоблюдения потребителями претензионного порядка разрешения спора, предусмотренного законом. В частности, в большинстве случаев заявители предварительно не обратились с претензией в свою страховую компанию или же размер указанных ими требований превышал лимит в 500 тыс. рублей (согласно законодательству финансовый уполномоченный рассматривает имущественные споры в пределах 500 тыс. рублей).