.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Эксклюзив  /  Продажи е-полисов ОСАГО растут, но водители испытывают затруднения при подтверждении данных о техосмотре - страховщики
.
 
 
 
 
12 января 2017 года 15:33

Продажи е-полисов ОСАГО растут, но водители испытывают затруднения при подтверждении данных о техосмотре - страховщики

С началом январских рабочих дней страховщики регистрировали повышенный интерес российских автовладельцев к приобретению электронных полисов ОСАГО. Порядок обязательных продаж е-полисов ОСАГО по закону действует в РФ с 1 января 2017 года на всей территории страны, страховщики ведут такие продажи через свои сайты. Как показал проведенный "Интерфаксом" опрос страховщиков ОСАГО, они подготовились к массовым обязательным продажам, однако водители нередко испытывают затруднения при оформлении e-полисов с подтверждением через ресурс ГИБДД факта прохождения техосмотра.

По данным, приведенным "Интерфаксу" исполнительным директором Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгением Уфимцевым, "9 января из 100 тыс. всех проданных полисов ОСАГО 5,5 тыс. приходилось на полисы в электронной форме, 10 января количество проданных электронных полисов ОСАГО выросло до 7 тыс.". Для сравнения: в первую праздничную неделю января после запуска обязательных продаж е-полисов ОСАГО доля удаленных приобретений в общем объеме составляла в среднем 2%, что уже оказалось в 2 раза выше аналогичного показателя прошлого года, когда действовал порядок добровольных продаж электронных полисов ОСАГО. Всего, по данным РСА, е-полисы ОСАГО продавали с начала года 54 компании. Среди лидеров таких продаж - компании "РЕСО-Гарантия", "ВСК" и "Росгосстрах" (MOEX: RGSS).

Настаивал на скорейшем введении электронных продаж регулятор, озабоченный возникновением в ряде регионов РФ очередей на заключение договоров ОСАГО. Проблема доступности приобретения полисов, по мнению представителей Банка России, снимается с введением обязательных электронных продаж в "автогражданке".

Все опрошенные агентством "Интерфакс" страховые компании подтверждают, что справляются с предъявляемым спросом на заключение электронных договоров ОСАГО. При этом процедура оформления е-полиса часто осложняется недоступностью сервиса ГИБДД по проверке факта прохождения автомобилем техосмотра, говорят страховщики.

"Так, в субботу и воскресенье, а также рано утром или поздно вечером сервис проверки факта прохождения техосмотра транспортным средством более доступен, а в часы пиковых нагрузок ресурс, видимо, не выдерживает, и проверки проблематичны. Когда ресурс ГИБДД создавался, разработчики, вероятно, не рассчитывали на запуск обязательных круглосуточных продаж электронных полисов ОСАГО по всей территории РФ", - предположил эксперт на рынке ОСАГО.

"Основные проблемы, связанные с поддержанием бесперебойности продаж е-полисов ОСАГО, возникали в первые январские дни не по вине страховых компаний", - заявил агентству "Интерфакс" директор по информационным технологиям СК "МАКС" Александр Горяинов. Одной из "болевых" точек он назвал "нестабильную работу сервиса проверки техосмотра (системы ЕАИС ТО)". Эту же информацию агентству подтвердил исполнительный директор "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров", а также другие страховщики.

Система е-ОСАГО в обязательном режиме была запущена во многом для повышения доступности полисов "автогражданки" в тех регионах, где имелись проблемы с приобретением договоров ОСАГО в классическом варианте, напомнил представитель СК "МАКС". В 2016 году в систему принудительных продаж полисов ОСАГО для снятия дефицита через систему "единого агента" было включено 16 регионов РФ, еще от 9 территорий Банк России получил аналогичные просьбы.

"СК "МАКС" была в числе трех первых компаний, которые добровольно запустили сервис продаж е-ОСАГО с 1 июля 2015 года, за это время доработка технологии, конечно, потребовалась", - отметил А.Горяинов. Однако продажи таких полисов не пошли в добровольном порядке, их в основном покупали на убыточных для страховщиков территориях, и для расширения практики потребовался законодательный нажим и строгость регулятора.

КОГДА НЕ РАДЫ ПОБЕДАМ

Игорь Иванов, заместитель генерального директора СК "РЕСО-Гарантия", лидера электронных продаж ОСАГО, сообщил "Интерфаксу", что компания очень серьезно отнеслась к предупреждениям регулятора о том, что Банк России будет пристально следить за обеспечением электронных продаж в ОСАГО.

"С ноября-декабря прошлого года IT-подразделение компании приостановило работу над всеми другими проектами, чтобы отладить систему продаж е-полисов ОСАГО. В конце прошлого - начале этого года у нас увеличились не только электронные, но и в целом продажи полисов ОСАГО, - сказал И.Иванов. - Это было неизбежно на фоне торможения другими лидерами рынка своих продаж".

И.Иванов добавил: "Меня, безусловно, не радует факт присутствия в числе лидирующих регионов по спросу на электронные полисы ОСАГО все тех же проблемных и убыточных для автостраховщиков Волгоградской, Ростовской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, известных высоким уровнем активности недобросовестных юристов-посредников".

По данным руководителя управления методологии обязательных видов СК "АльфаСтрахование" (MOEX: ALFS) Дениса Макарова, "компания за восемь дней новогодних каникул заключила несколько тысяч электронных договоров ОСАГО, что составило более 25% от общего числа проданных с 1 по 8 января полисов ОСАГО (в бумажном и электронном виде), продажи е-полисов ОСАГО за восемь дней января уже практически сравнялись с продажи е-ОСАГО за декабрь 2016 года". "АльфаСтрахование" предлагает своим клиентам е-ОСАГО уже более двух лет. "Переход к обязательным продажам для "АльфаСтрахования" прошел в спокойной обстановке. Все необходимые условия были проработаны в рамках профсообщества еще до нового года", - уточнил представитель "АльфаСтрахования" (в частности, РСА предусмотрел возможность перекрестных продаж е-полисов ОСАГО других страховщиков по переадресации запроса, если у кого-то из участников возникали технологические проблемы - прим. ИФ).

С самого начала эксперимента по добровольному введению электронных полисов в ОСАГО на территории РФ в 2015 году компания "Ингосстрах" (MOEX: INGS) воздерживалась осознанно от участия в нем. Тем не менее, как сообщил "Интерфаксу" начальник управления интернет-продаж СПАО "Ингосстрах" Евгений Демидов, компания "открыла продажи е-ОСАГО на сайте заранее, в декабре прошлого года". "Сейчас идет отладка всех процессов. Наша задача - добиться идеальной работы данного сервиса. Процесс заключения договора е-ОСАГО для клиента должен быть простым, легким и удобным, буквально "в один клик", - добавил специалист.

Он сообщил, что действующая схема взаимной поддержки страховщиков ОСАГО начала работать с 2017 года, она направлена на поддержание режима бесперебойных продаж полисов других участников рынка по переадресации, если у страховщика, начавшего оформление, появились технические затруднения. "Мы полагаем, что на старте продаж, когда некоторые технические моменты требуют отладки, это необходимо, - сказал Е.Демидов. - Это процесс новый для пользователей, поэтому они регулярно обращаются в страховую компанию за помощью. Для этого в компании работает контакт-центр, который консультирует и помогает пользователям в оформлении полисов 24 часа 7 дней в неделю".

Резкий рост нагрузки на колл-центр подтверждают и в "Росгосстрахе" в связи с обращениями за консультациями покупателей е-полисов ОСАГО.

ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ

По мнению представителя "Ингосстраха", в онлайн-продажах есть риски предоставления в систему недостоверных данных - "клиент может указать некорректные данные и получить заниженный расчет стоимости".

Эти риски считают существенными в СК "МАКС". "Они связаны с возможностью отдельных страхователей указывать некорректные сведения, проверить которые через информационные системы государственных органов невозможно", - отметил А.Горяинов. По его мнению, "здесь могла бы помочь возможность получения расширенных сведений из системы госуслуг. В настоящее время единая система идентификации и аутентификации позволяет получить страховщикам фамилию, имя и отчество страхователя, а такая информация, как дата рождения, адрес регистрации, данные об автомобиле, к сожалению, не могут быть получены".

Другие страховщики также считают "слабым местом" новой обязательной технологии продаж невозможность полной проверки данных о клиенте.

В РСА предупреждают водителей о финансовой и иной ответственности за умышленное искажение данных при составлении электронного договора ОСАГО. Начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов отметил, что лукавым водителям "при наступлении страхового события следует опасаться регрессных требований от страховщика ОСАГО по возврату выплаченного пострадавшей стороне возмещения". Кроме того, сэкономленную суму премии такому водителю также придется возвратить страховщику ОСАГО.

Также страховщик может при обнаружении фальсификации данных инициировать признание договора ничтожным.

М.Порватов напомнил, что при составлении заявления на приобретение полиса данные проверяются по базе РСА. Если они не совпадают, система запросит у водителя сканы необходимых для оформления полиса документов. "Если искажения появятся на этапе предоставления таких сканов, речь может вестись об ответственности за подделку документов, что преследуется российским законодательством в установленном порядке", - пояснил М.Порватов "Интерфаксу". Поэтому он не советует хитрецам рисковать и "вступать в поединок с мощными юридическими службами страховщиков, специалисты которых "заточены" на выявление злоупотреблений при составлении договоров ОСАГО в период их сопровождения и при урегулировании убытков".

Как показал опрос "Интерфакса", страховщики разошлись в оценке доступности ресурса РСА для проверки данных при заключении договоров ОСАГО. Некоторые страховщики говорили о наличии таких затруднений, другие сообщали, что не сталкивались с подобными проблемами. В РСА, в свою очередь, не подтвердили наличие затруднений у желающих проверить данные заявителя. При этом все контрагенты допускали сложности у самих страхователей, пока не опытных в оформлении электронных полисов.

По мнению аналитика на рынке ОСАГО, "судя по откликам в СМИ и на различных интернет-форумах, можно предположить, что не все автостраховщики готовы создать режим наибольшего благоприятствования для своих клиентов при оформлении е-полисов ОСАГО". По его мнению, "это будет происходить до тех пор, пока сохраняется угроза резкого роста убыточности из-за неконтролируемых продаж в регионах с высокой убыточностью".

По данным, приведенным главой комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолием Аксаковым на "круглом столе" по вопросам ОСАГО на этой неделе, в некоторых регионах убыточность по операциям ОСАГО достигает 200%. Это означает, что введение электронных продаж - первый этап реформы ОСАГО. За ним в скором времени последуют другие, в том числе связанные с порядком урегулирования убытков и разрешением споров с потребителями услуг ОСАГО.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
20 февраля 2024 года 12:43
Сельхозпроизводители юга России, где сосредоточены основные посевные площади в РФ, стали активно использовать инструменты агрострахования. Площадь застрахованных сельхозкультур на условиях господдержки в южных регионах в 2023 году выросла на треть, превысив 2,4 млн гектаров. Основная категория -...    читать дальше
.
26 января 2024 года 17:13
Российские страховщики не ожидают снижения уровня мошеннических выплат в автостраховании в 2024 году, показал опрос "Интерфакса". Приемы злоумышленников в организации сценариев претензий на страховые выплаты становятся виртуозными, постановки страховых событий - реалистичными, аппетиты на...    читать дальше
.
31 августа 2023 года 19:43
Российским страховщикам жизни удалось сломить тренд падения общих премий, обозначившийся в прошлом году. После снижения показателя в 2022 году на 2,5% общие сборы в сегменте выросли на 52% по результатам первых 6 месяцев 2023 года и составили 354,6 млрд рублей. Сохранить приверженность рекордам...    читать дальше
.
18 мая 2023 года 17:35
Прибыль российских страховщиков до налогообложения в 2022 году сократилась на 17,3% - до 202,6 млрд рублей - по сравнению с уровнем 2021 года, говорится в обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков за прошедший год, подготовленном Банком России. Как отмечает регулятор, "это произошло...    читать дальше
.
28 апреля 2023 года 20:07
Общество взаимного страхования "Ростеха" (НКО ПОВС "РТ - Взаимное страхование"), созданное в середине 2021 г., за первый полный календарный год своего функционирования получило взносы, которые обеспечили компании долю в 60% от этого сегмента российского рынка. Соотношение прибыли и сборов...    читать дальше
.
18 апреля 2023 года 18:42
Российским страховщикам жизни пришлось переформатировать бизнес в прошлом году в условиях резкой нестабильности на финансовом рынке. По итогам 2022 года линия накопительного страхования жизни (НСЖ) показала рост премий почти на 60% на фоне торможения или падения сборов в остальных линиях бизнеса...    читать дальше
.
16 февраля 2023 года 13:05
Премии страховщиков в третьем квартале 2022 года по сравнению со вторым кварталом выросли на 13,6%, до 465,7 млрд рублей. На страховом рынке наметилась положительная динамика, премии выросли по всем основным видам страхования, за исключением НСЖ и ДМС, где существенное падение сохранилось,...    читать дальше
.
23 января 2023 года 19:11
Поток туристов по РФ увеличился на 10-15% в новогодние каникулы к уровню аналогичного периода прошлого года, однако спрос на страховки путешествующих по стране не увеличился, показал опрос страховщиков, проведенный агентством "Интерфакс". Продажа полисов защиты выезжающих за рубеж (ВЗР) на время...    читать дальше
.
10 января 2023 года 11:31
Рост цен на медуслуги в первой половине 2022 года спровоцировал рост тарифов по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС) для новых или убыточных клиентов. Тенденцию к общему росту цен на ДМС удалось смягчить во второй половине 2022 года за счет расширения цифровых сервисов, открытия...    читать дальше
.
28 декабря 2022 года 09:14
Правительство РФ сочло нецелесообразным введение вмененного страхования ответственности за экологический вред для предприятий. Такая позиция изложена в письме вице-премьера Виктории Абрамченко президенту Владимиру Путину, направленном в рамках отчетности об исполнении поручений главы государства,...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.