.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Актуальная тема  /  Рынок страхования грузов может притормозить по динамике роста премий после разгона в текущем году
.
 
 
 
 
10 октября 2023 года 18:40

Рынок страхования грузов может притормозить по динамике роста премий после разгона в текущем году

Все пришло в движение на некогда стабильном рынке страхования грузов за последний год - из-за санкций одни перевозчики уходили, появлялись новые игроки, менялись логистика и география маршрутов, цена доставки самого груза, структура грузоперевозок. Сборы по страхованию грузов в РФ выросли на 30% в I полугодии 2023 года по сравнению с тем же периодом 2022 года, тенденция роста премий сохранится до конца текущего года, показал опрос страховщиков, проведенный "Интерфаксом". Цены на страхование грузов растут с учетом переоценки самих грузов, изменения курсов валют, расширения набора рисков полисов и дальности доставки. В 2024 году сегмент понемногу успокоится, страховщики ожидают органического роста его объемов и сборов по грузам - в пределах в 5-7% к уровню этого года при сохранении благоприятных макроэкономических факторов.

2024 ГОД: ОРГАНИЧЕСКИЙ РОСТ ПРЕМИЙ

Скачок сборов на рынке страхования грузов с начала 2023 года был обусловлен в первую очередь ростом объемов LTL перевозок и высоким уровнем проникновения страхования в этом сегменте, прокомментировал агентству итоги I полугодия вице-президент группы "Ренессанс страхование" Владимир Тарасов.

Сборные перевозки грузов - LTL ("Less Truck Load") - с услугой частичной загрузки грузового автомобиля позволяют в рамках одной перевозки объединять грузы от разных клиентов, которые заказывают только погрузочное место, товар отправляется в составе крупной партии, за счет этого доставка для заказчика обходится значительно дешевле.

При этом сборы "Ренессанс страхования" по страхованию грузов в I полугодии текущего года сохранились на уровне 2022 года, привел данные Тарасов. "В следующем году мы закладываем консервативный рост портфеля по линии защиты грузов, намерены продолжить цифровизацию процессов", отметил он.

Сборы "Ренессанс страхования" по защите грузов в I полугодии текущего года достигли 1,78 млрд рублей (3-е место по показателю в сегменте), доля компании в совокупных премиях в сегменте - более 10%, выплаты за период - 456,6 млрд рублей, по данным ЦБ.

"Значительных изменений в структуре нашей клиентской базы не было, - продолжил Тарасов. - Самым востребованным видом транспорта при грузоперевозках остается автомобильный (порядка 70% от всех грузоперевозок на рынке). Кроме того, в связи с повышением спроса на ж/д перевозки происходит последовательное вытеснение потребительских грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, что еще больше повышает спрос на автоперевозки".

По мнению страховщика, объемы российского рынка грузоперевозок так или иначе в ближайшие годы будут постепенно прирастать - на 5-7% в год. Основными двигателями прироста объемов окажутся ряд отраслевых и конъюнктурных факторов. В том числе этому процессу будут способствовать "обеление рынка при переходе на электронные транспортные накладные, отказ грузовладельцев от использования и содержания собственных автопарков в пользу транспортных компаний, рост оборота розничной торговли и e-commerce, экспансия торговых сетей в регионы".

По данным "Страхового дома ВСК", объем грузового портфеля компании растет быстрее рынка, собранные компанией премии в I полугодии текущего года увеличились почти на 40% относительно аналогичного периода 2022 года и достигли 1,2 млрд рублей против 873 млн рублей годом ранее (6-е место по сборам в сегменте). Количество заключенных договоров за период выросло на 16%. При этом ВСК лидирует по количеству заключенных договоров страхования грузов с долей почти 40% от общего количества заключенных договоров в сегменте.

"С учетом отказа ряда иностранных компаний от страхования рисков с российским интересом, доля грузов, застрахованных на время международной перевозки, выросла, в том числе, с привлечением морского транспорта. Но в целом мы сохранили структуру портфеля, который в основной своей массе представлен автомобильными перевозками по территории РФ и на территории стран-торговых партнеров", - пояснили в ВСК.

Составление бюджета компании на 2024 год пока не завершено, ВСК в части сборов по страхованию грузов "ставит перед собой задачу, которая соотносится с реалиями транспортно-логистической отрасли".

В первом полугодии 2023 года сборы по страхованию грузов в СК "Абсолют Страхование" выросли примерно на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, привел статистику руководитель управления транспортного страхования компании Антон Чернигов. Число заключенных "Абсолют Страхованием" договоров защиты грузов увеличилось почти на 10% в I полугодии этого года, показатель соответствует среднерыночному за период, тогда как за первые 6 месяцев этого года в целом по сегменту он составлял 9%.

"Мы наблюдаем небольшие структурные изменения текущего портфеля компании за счет появления новых клиентов, которые раньше обслуживались в западных страховых компаниях. Также наблюдаем увеличение доли договоров страхования гражданской ответственности экспедитора/перевозчика в портфеле компании", прокомментировал Чернигов изменения.

"Прогноз до конца года позитивный, сборы во втором полугодии превысят сборы первого полугодия. Однако темпы роста в целом по этому году окажутся ниже темпов 2022 года, II полугодие прошлого года и для нашей компании, и для всего рынка страхования грузов было намного более активным. На перспективы 2024 года мы смотрим с осторожностью, склоны считать, что результаты будут на уровне 2023 года или даже ниже, - полагает он.- Активного роста грузового рынка в 2024 году не будет в силу целого ряда факторов: рынок более-менее стабилизировался, новые объемы, в том числе появившиеся за счет ухода иностранных страховщиков, распределились между российскими игроками. Логистические цепочки по доставке грузов в РФ и из России устоялись. Объемы страхования импорта будут тесно связаны со стоимостью закупаемых товаров. Если российским властям удастся сбить темпы инфляции и роста валюты - что скорее всего произойдет - общая премия может и сократиться. В части экспорта, где ожидается стабилизация и даже сокращение цен на энергоносители, сборы также могут снизиться".

Для "Совкомбанк Страхования" текущий год принёс увеличение портфеля по защите грузов в 2,5 раза. В текущем году "происходит плановое изменение клиентской базы нашей компании, рост данной линии бизнеса. По каналу корпоративных продаж мы зафиксировали - увеличение количества генеральных договоров, по которым осуществляется регулярное страхование грузов, на 20%, и средняя премия на генеральный договор увеличилась на 40%. Почти в 2 раза выросло количество разовых полисов, оформленных через партнёрский канал продаж и различные интеграционные проекты".

Cущественное влияние на общий рост сборов по страхованию грузов оказала "переориентация страхования сырьевого экспорта с зарубежного страхового рынка на российский". За истекший период из-за сокращения импорта из стран Европы "уменьшилось количество автомобильных перевозок, что было скомпенсировано ростом мультимодальных перевозок из дружественных стран в импорте. А перенос страхования экспорта в российские компании способствовал увеличению доли перевозок морем. В нашем портфеле в 2023 году доля наземных перевозок составляет примерно 80%, остальное приходится на морские и воздушные перевозки", пояснили агентству в "Совкомбанк страховании".

При прогнозировании бюджета на следующий год страховщик, как и ранее, намерен "опираться" на % органического роста портфеля, закладывать динамику не ниже темпов роста сборов по рынку в целом, инфляционный рост страховых сумм, неизменность тарифной политики".

В целом в "Совкомбанк страховании" отмечают увеличение доли страхователей - грузовладельцев, снижение доли транспортных операторов, которые более активно осваивают иной способ защиты своих интересов - страхование ответственности. Одним из драйверов по дальнейшему росту заинтересованности грузовладельцев в страховании грузов на перспективу может стать появившаяся в среде транспортного бизнеса инициатива по ограничению объёма ответственности грузоперевозчиков при применении весовых лимитов, как это реализовано в международной практике, отмечают в компании. С другой стороны, цифровая трансформация логистического бизнеса также предусматривает включение транспортными операторами услуг по страхованию грузов как дополнительный сервис для грузовладельцев, как сработает эта совокупность факторов на практике прогнозировать достаточно сложно.

В "Ингосстрахе" вообще считают некорректным сравнение результатов первого полугодия 2023 года с первым полугодием 2022 года. Показатели первого полугодия 2022 года являются "плохой базой для сравнения, поскольку могут выбиваться из долгосрочных трендов, этот период был достаточно нетипичным. Обычно мы можем сравнивать отдельные периоды за последние несколько лет, но эта статистика в последние 2-3 года также была искажена "ковидным" периодом 2020-2021 годов. Помимо прочих факторов, значительное влияние на показатели оказывали очень большие колебания - выше 30% - курсов валют в 2022-23 годах", аргументировали свою позицию в компании.

Учитывая то, что в целом ситуация в рассматриваемой области "достаточно волатильна в силу ряда макроэкономических факторов, мы предпочитаем очень осторожно подходить к вопросам планирования, делая прогнозы на достаточно короткую обозримую перспективу. Делать прогнозы даже на 1 год вперед затруднительно", сообщили агентству в компании. В период "стремительных изменений" клиентская база также меняется - например, в силу ухода с рынка иностранных компаний. Однако говорить о каких-то постоянных и устойчивых тенденциях в этом вопросе в "Ингосстрахе" не готовы.

"Темпы изменений достаточно высоки, именно это не позволяет нам увеличивать горизонт прогнозного планирования. На сегодняшний день основной целью нашей компании является постоянное отслеживание ситуации на рынке и изменений потребностей клиентов и партнеров с тем, чтобы предлагать наиболее передовые и эффективные решения в части защиты их бизнеса от потерь в результате опасностей и случайностей при перевозке", описал свою задачу страховщик.

"Ингосстрах, по данным ЦБ, оказался лидером по сбору премий в страховании грузов в I полугодии 2023 года с показателем почти 3,2 млрд рублей, доля в общих сборах по этому виду бизнеса составила почти 18%, выплаты были на уровне 1,9 млрд рублей, доля компании в общих выплатах за период - 53%.

ЦЕНЫ И УБЫТКИ

Средняя премия по страхованию грузов в целом по сегменту в I полугодии составила 3,6 тыс. рублей, увеличившись на 18,9%. Средняя выплата достигла 68,4 тыс. рублей и увеличилась на 77,4%, согласно статистике Банка России. Уровень выплат сложился в размере 20,6%, годом ранее этот показатель составлял 13,4%.

В стоимостном выражении рынок страхования грузов растет вслед за рынком грузовых перевозок, прирост которого в свою очередь связан с ростом себестоимости перевозки и складской обработки товара, определил тенденцию Тарасов из "Ренессанс страхования". Однако "качество грузоперевозок снижается. Удлинение и усложнение цепочек международных поставок, устаревший и лишенный должной поддержки и обновления парк грузовиков, дефицит кадров, отсутствие конкуренции со стороны международных логистических компаний, покинувших российский рынок, - все эти факторы негативно сказываются на качестве перевозок и, соответственно, на убыточности страховщиков. Мы это видим по своему портфелю как в части страхования грузов, так и в страховании сроков доставки ", сказал он. В компании постоянно контролируют и анализируют ситуацию с убыточностью портфеля защиты грузов. "Точечно повышаем тарифы в тех сегментах грузоперевозок, которые уже демонстрируют рост убыточности. В остальном - на среднюю стоимость полиса в первую очередь оказал влияние рост средней стоимости перевозимого груза", констатирует представитель страховщика.

По мнению экспертов ВСК, рост стоимости товаров, геополитическая ситуация, новые маршруты, новые торговые партнеры, новые перевозчики, экспедиторы и другие транспортно-логистические компании: все это несет повышенные риски для грузовладельца, что "находит свое отражение в росте страховых выплат".

Тарифы в целом по рынку меняются в связи с изменениями в логистических цепочках и за счет других факторов, например, изменений курсов валют, дополнили в "Ингосстрахе". Фактор стоимости груза является ключевым, но не единственным. "Изменение тарифов, которые мы наблюдаем, так или иначе связаны с выбираемыми клиентами условиями покрытия и оценкой страховщиками степени риска по конкретному проекту, кроме того, следует учитывать, что уровень конкурентной борьбы на рынке остается весьма высоким", это ограничивает возможности повышения тарифов в сегменте.

Увеличение спроса на расширение покрытия по договорам защиты грузов наблюдают в СК "Абсолют Страхование", например, "за счет включения в покрытие военных рисков, и, как следствие, увеличение тарифа и стоимости страхования. Средняя стоимость полиса выросла - и за счет инфляционного увеличения стоимости перевозимых грузов, и из-за роста курса иностранных валют, из-за расширения покрытия, включения дополнительных рисков в полис, удлинения и усложнения маршрутов доставки".

Также "стоимость страхования выросла для компаний, привыкших к зонтичной (программной) страховой защите, которую предоставляли западные страховые компании за относительно небольшие деньги в виде дополнения к основной глобальной программе страхования". Фактически цены на страхование уже стабилизировались. При стабилизации курсов валют ставки премии останутся на текущем уровне, а где-то даже (будут -ИФ) падать в силу конкуренции, допускает Чернигов.

"Если говорить об уровне выплат, вряд ли по итогам 2023 года он будет сильно отличаться от среднегодового показателя других лет. В страховании грузов страховые суммы относительно невелики, а количество перевозок очень велико, так что действуют законы статистики и средних показателей", отметил он.

ГРУЗОПОТОК - НА ВОСТОК

В 2022 и 2023 годах произошло явное смещение грузоперевозок с европейского направления на восточное, констатирует Тарасов из "Ренессанс Страхования": "Уменьшились объемы перевозок автотранспортом из ЕС, а вот перевозки с Турцией, Китаем и Ираном, наоборот, существенно выросли. Еще один тренд того же периода - рост объема перевозок между странами СНГ через Казахстан, Среднюю Азию и Белоруссию".

Что касается параллельного импорта, то "пока его обороты растут". Но такой рост "не может продолжаться вечно". Удорожание товаров из-за роста курса валют, повышение стоимости доставки и страхования, обусловленные сложной и долгой перевозкой, существенно влияют на конечную цену товара. Если такой тренд сохранится, то рано или поздно цена товара может стать неоправданно высокой для конечного потребителя. Это приведет к снижению потребительского спроса и, следовательно, снижению товарооборота. А далее по цепочке начнут снижаться и грузооборот, и объемы страхования грузов из параллельного импорта, считает Чернигов.

В ВСК отмечают, что "рынок приспособился к сложившейся в прошлом году ситуации и достаточно стабилизировался". Взаимные ограничения на торговую и перевозочную деятельность оказали существенное негативное влияние на перевозки в западную Европу, страны Скандинавии и Балтии. 2023 и 2024 годы "покажут дальнейшее расширение номенклатуры и объема импорта и экспорта в отношении таких направлений как Китай, Индия, Иран, Грузия, Турция".

В "Совкомбанк Страховании", анализируя изменения географии своих договоров страхования грузов, разделяют выводы коллег: "структура внутрироссийских перевозок не претерпела существенных изменений, но международные потоки переориентировались с запада на восток и юг". Кроме того, из-за сокращения импорта из стран Европы "уменьшилось количество автомобильных перевозок, что было скомпенсировано ростом мультимодальных перевозок из дружественных стран в импорте. А перенос страхования экспорта в российские компании способствовал увеличению доли перевозок морем. В портфеле компании в 2023 году доля наземных перевозок составляет примерно 80 %, остальное приходится на морские и воздушные перевозки.

"Однозначно можно сказать, что вектор сместился с Запада на Восток и эта тенденция будет продолжаться в 2024 году, продолжили тему в "Абсолют Страховании", "игроки смогли перестроиться и привыкнуть к новым реалиями. Все чаще в географии перевозок мы видим такие страны, как Индия, Китай, Иран, ОАЭ и другие. Выпали фактически все те перевозки из западных стан, которые попали под санкции ЕС и США, а также перевозки в эти страны. Если говорить о нашей компании, то на прежнем уровне (в физическом объеме) из Западной Европы идут и, соответственно, страхуются лишь лекарства и медицинская техника. Что касается параллельного импорта, то действительно очень сильно ощущается рост его объемов. В 2024 году поток параллельного импорта сохранится на прежнем уровне. Может быть, немного вырастет", полагает Чернигов.

В ВСК ожидают до конца 2023 года и в 2024 году дальнейшего расширения номенклатуры и объема импорта/экспорта в отношении таких направлений как Китай, Индия, Иран, Грузия, Турция. Взаимные ограничения на торговую и перевозочную деятельность оказали существенное негативное влияние на перевозки в Западную Европу, страны Скандинавии и Балтии, делают вывод в компании.

В январе-июне 2023 года (согласно данным формы Банка России 0420162), в секторе добровольного страхования грузов страховщики собрали 17,5 млрд рублей премий, что на 29,5% больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Количество заключенных за 1 полугодие 2023 года договоров увеличилось на 8,9% - до 4,9 млн. Выплаты по страхованию грузов в январе-июне 2023 года составили 3,6 млрд рублей - в 2 раза больше, чем в январе-июне 2022 года. Страховщикам было заявлено 68,2 тыс. страховых случаев (сокращение на 0,2%), урегулировано (осуществлены окончательные страховые выплаты) 52,8 тыс. страховых случаев (рост на 12,1%). На долю 10-ки лидеров по сбору премий по страхованию грузов пришлось 83% всех сборов, 91,4% всех выплат и 58,6% всех договоров.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
28 апреля 2024 года 10:00
Средний комбинированный коэффициент убыточности (ККУ) ведущих российских страховщиков ДМС составил 96% по итогам 2023 года, показал опрос 12 ведущих российских страховщиков в корпоративном добровольном медицинском страховании (ДМС), проведенный страховым брокером Remind. Участниками опроса стали...    читать дальше
.
26 апреля 2024 года 15:00
Служба финансового уполномоченного подготовила ряд предложений для усовершенствования системы выплат в ОСАГО на этапе досудебного рассмотрения споров. Согласно предоставленной службой "Интерфаксу" информации, в частности, предложено "закрепить порядок идентификации потребителя при...    читать дальше
.
24 апреля 2024 года 18:17
"Российская национальная перестраховочная компания" (РНПК, 100%-ная "дочка" ЦБ РФ)) приняла на себя все крупные убытки страхового рынка за последние 2 года, сообщил советник президента РНПК по урегулированию крупных убытков Борис Осипов во вторник на страховой конференции. К категории крупных РНПК...    читать дальше
.
20 апреля 2024 года 09:00
В "СОГАЗ" поступило более 4 тыс. заявлений от потерпевших из Орска, которым был причинен ущерб в результате повреждения дамбы 5 апреля 2024 года, сообщила страховая компания. Гражданская ответственность администрации города Орск, являющейся владельцем дамбы, разрушенной натиском воды, была...    читать дальше
.
19 апреля 2024 года 09:00
Депутаты внесли в Госдуму законопроект с поправками в 2 федеральных закона, которые помогут запустить в РФ принятый и не действующий 5 лет закон о добровольном страховании жилья от ЧС (от 3 августа 2018 года N320-ФЗ). Изменения предложены депутатами Госдумы Анатолием Аксаковым, Николаем Цедом,...    читать дальше
.
12 апреля 2024 года 20:19
Объем имущественных требований людей, пострадавших в Орске из-за прорыва дамбы и наводнения, многократно превысит возможности страхового лимита выплат, установленного по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО) за ущерб третьим лицам,...    читать дальше
.
10 апреля 2024 года 09:00
Российские страховщики получают обращения частных клиентов, пострадавших в ходе трагических событий в "Крокус Сити Холле" 22 марта этого года, а также от родственников погибших, показал опрос "Интерфакса". Большая часть обращений связана с ущербом жизни и здоровью клиентов страховщиков. Обращения...    читать дальше
.
08 апреля 2024 года 17:10
Страховщики включились в процесс урегулирования убытков в связи с наводнением, вызванным прорывом дамбы в Орске, сообщают страховые компании. О наличии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО) сообщила компания "СОГАЗ". Страховщики...    читать дальше
.
03 апреля 2024 года 17:10
В большинстве развитых стран мира страхование рисков долговременного ухода (СДУ) широко распространено, фактор старения населения делает спрос на такие полисы актуальным. В России демографическая ситуация аналогична, но подобные программы только выводятся на рынок, с трудом и...    читать дальше
.
25 марта 2024 года 13:17
Компания "Ингосстрах" подтвердила наличие договора страхования имущества концертного зала "Крокус Сити Холл" в подмосковном Красногорске, где в пятницу произошел теракт. Как говорится в сообщении компании, "имущество собственника "Крокус Сити Холл" застраховано в "Ингосстрахе". "Ингосстрах"...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.