Страховщики РФ в 2019г обжаловали 30% решений финомбудсмена, вынесенных не в их пользу
Российские страховые компании в прошлом году обжаловали 30% решений службы главного финансового уполномоченного из 16,2 тыс. решений, вынесенных в пользу потребителей, сообщил в понедельник в ходе телефонной пресс-конференции главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.
Основной причиной для обжалования решений службы (более 70% исков) является несогласие страховщиков с размером присуждаемой неустойки на основании ст. 333 ГК РФ. По закону право ее изменить при явном несоответствии неустойки размеру ущерба имеет только суд. Проблема с невозможностью ее изменения финансовым уполномоченным стала головной болью для всех сторон процесса урегулирования споров.
"Такая практика очень негативно нами рассматривается, потому что она в первую очередь сказывается на потребителях. Пока не вступило в судебное решение, невозможно исполнение решения финансового уполномоченного", - рассказал Юрий Воронин.
Служба еще в прошлом году обратилась с этой проблемой в Верховный суд (ВС) РФ, который в том числе при участии ЦБ РФ готовил разъяснения для судов по применению закона.
"Мы очень рассчитывали, что решение неустойки будет урегулировано, но финальной версией этих разъяснений стало то, что ВС РФ воздержался пока от решения этого вопроса. Нам в 2020 году предстоит дальше работать по этому направлению. Нам предстоит убеждать ВС РФ выпустить разъяснения, или должен быть изменен наш закон. Мы надеемся, что в 2020 году тему неустойки сможем решить", - пояснил главный финансовый уполномоченный.
По словам Воронина, из 851 решения, принятого судами по итогам обращений страховщиков (по состоянию на 1 апреля 2020 года), решения финансового уполномоченного были отменены в менее чем 2% случаев. В 26% случаях суд отказал в иске финансовой организации, в более 70% случаях решение уполномоченного было изменено по причине снижения размера неустойки.
Согласно статистике ВС РФ, количество судебных споров в судах общей юрисдикции по договорам ОСАГО и каско в 2019 году о взыскании выплат, благодаря введению института досудебного регулирования споров, сократилось на 40%, до 164 тыс. дел против 273 тыс. дел в 2018 году, и на 26% сократилось количество споров в арбитражных судах, до 50 тыс. против 68 тыс. в 2018 году, притом что служба начала свою деятельность с середины прошлого года.
Как сообщалось ранее, механизм досудебного урегулирования споров на финансовом рынке заработал с 1 июня 2019 года. С этой даты все претензии граждан по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско в обязательном порядке должны направляться в службу финомбудсмена. С 28 ноября 2019 года заявления от граждан принимаются по иным видам страхования, кроме ОМС. С начала 2020 года подать жалобу к финансовому уполномоченному стало возможно также в отношении микрофинансовых организаций.
Всего в 2019 году службой было принято 37 тыс. 428 решений, из которых по существу споров - более 30 тыс. 909 тыс. решений. В 52% решений по существу спора финансовые уполномоченные удовлетворили требования потребителей полностью или частично.