Минэкономразвития разработало проект правил аккредитации операторов техосмотра, ЦБ и РСА выступили за доработку этого порядка
Банк России подготовил замечания к разработанному Минэкономразвития проекту правил аккредитации операторов техосмотра (ТО) и порядка подтверждения ими соответствия требованиям такой аккредитации, сообщил "Интерфаксу" источник на страховом рынке, знакомый с проектом ведомства и отзывом на него регулятора.
По его словам, "Минэкономразвития в проекте правил аккредитации операторов ТО предложило новшество - создать специальную апелляционную комиссию при Российском союзе автостраховщиков (РСА), куда можно направлять жалобы на решения РСА в сфере аккредитации операторов ТО". В комиссию, по замыслу авторов документа, должны входить представители федеральных органов, в том числе Банка России, Минтранса, Минэкономразвития. Положения нового закона о техосмотре, которые вступают в силу летом этого года, формирования подобной комиссии не предусматривают, отметил источник.
Согласно проекту правил аккредитации операторов ТО, подготовленных Минэкономразвития, РСА принимает решения, в том числе, об отказе от выдачи аттестата оператору ТО, о его аннулировании или приостановлении действия аттестата, о его переоформлении или выдаче дубликата оператору. Кроме того, РСА имеет право проведения документальных или выездных проверок операторов ТО. Оспорить решение РСА можно будет в апелляционной комиссии, созданной при союзе.
"В своих замечаниях к проекту документа ЦБ отмечает, что мер воздействия на РСА в случае оспаривания решений союза по аккредитации или отказам в правилах не содержится", - сказал источник "Интерфаксу". Кроме того, регулятор считает излишним включение своего представителя в такую комиссию наряду с представителями других федеральных ведомств. ЦБ и так контролирует деятельность РСА в части аккредитации операторов ТО, согласно законодательству, добавил он.
Согласно замечаниям, направленным ЦБ в Минэкономразвития, регулятор предлагает продолжить дискуссию о разработке правил аккредитации операторов техосмотра. "Проект документа о порядке аккредитации операторов ТО требует дополнительной проработки, ключевые положения необходимо согласовать с РСА", - процитировал ответ ЦБ собеседник агентства.
Комментируя "Интерфаксу" ход дискуссии, заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов заявил, что проект правил аккредитации, предложенный ведомством, совершенно точно нуждается в доработке. К проекту есть целый ряд замечаний, они были сформулированы РСА и направлены в Минэкономразвития. Представитель союза добавил, что различные аспекты реализации нового закона о техосмотре регулярно обсуждаются в рабочей группе, в которую входят представители РСА, ГИБДД, ЦБ РФ, Минэкономразвития и Минтранса.
"Если говорить о предложении создать апелляционную комиссию, следует помнить, что РСА по новому закону отвечает за аккредитацию операторов, а за проведение ими техосмотра на автотранспорте будет отвечать ГИБДД. Тем не менее, предложений о создании такой же комиссии при ГИБДД, куда можно автовладельцам пожаловаться на результаты прохождения техосмотра, нет. Важно гармонизовать подходы", - считает Ефремов.
В последних обсуждениях, по его словам, проявились другие спорные вопросы. Например, РСА при аккредитации учитывает техническое оснащение и подготовленность помещений к проведению ТО. Как это может сделать РСА, если, к примеру, союз не имеет права подтвердить соответствие помещения оператора правилам требованиям пожарной безопасности, не может подтвердить техническую исправность используемого оборудования?
Самой большой "головной болью" для РСА остаются сроки подготовки к введению закона, который вступает в силу 8 июня этого года. Закон предписывает действующим операторам ТО подтвердить аттестацию, для этого они должны направить пакеты документов в РСА, союз их проверяет и затем обязан провести выездные проверки пунктов проведения ТО. До вступления в силу закона остаются считанные месяцы, зарегистрированных операторов в настоящее время насчитывается порядка 5 тыс. по всей стране. РСА не имеет физических возможностей и средств на проведение проверок всех операторов в короткий срок. Кроме того, если стоимость выездных проверок будет заложена в цену аккредитации для операторов, она возрастет существенно для проверяемых, предположил Ефремов.
"РСА предлагает ввести 2-летний переходный период, в течение которого союз имеет право, но не обязан проводить выездные проверки операторов. То есть в переходный период такие проверки могут совершаться, если у РСА недостаточно информации или есть сомнения в соответствии оператора заявленным в документах параметрам организации бизнеса. Эта позиция РСА доведена до представителей Минэкономразвития и ЦБ", - сказал Ефремов.
Возникновение дефицита сертифицированных операторов ТО, соответствующих требованиям нового закона, может привести к очередям на прохождение ТО и создать серьезные проблемы для автомобилистов, предупредил Ефремов. "Условием продления полиса ОСАГО для страховых компаний сегодня является наличие актуального подтверждения пройденного автомобилем ТО. Без этого полис "автогражданки" получить не удастся, а без полиса ОСАГО выезжать на дороги запрещено законом об ОСАГО", - сказал он.
"Еще острее встанет вопрос о своевременном прохождении ТО автобусным транспортом. Если в очереди на прохождение ТО встанет муниципальный транспорт, то автобусы не смогут выйти на маршруты, это создаст большие проблемы для пассажиров и местных властей. Поскольку вопросы контроля проведения ТО автобусным транспортом закреплены за ГИБДД, страховщики находятся с диалоге с ГИБДД по этой теме", - добавил Ефремов.
Первый собеседник агентства, формулируя общую позицию ЦБ, изложенную в замечаниях к проекту правил аккредитации операторов ТО, подчеркнул: если после утверждения нового порядка аккредитации операторов техосмотра РСА не сможет обеспечить его исполнение надлежащим образом, это может привести к негативным последствиям не только в бизнесе организации техосмотра, но и в ОСАГО, предупреждает ЦБ в замечаниях, направленных в адрес Минэкономразвития.