
Почти 60% автовладельцев готовы отказаться от вождения автомобиля при дальнейшем увеличении цены полиса ОСАГО на 50-100% - исследование
Больше половины автовладельцев - почти 60% - готовы отказаться от вождения автомобиля при дальнейшем увеличении цены полиса ОСАГО на 50-100%, показало исследование "ОСАГО в жизни автовладельцев" Финансового университета при правительстве РФ, проведенное осенью 2022 года. Его результаты представил на пресс-конференции в "Интерфаксе" руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы университета Александр Цыганов в четверг.
Исследование проводилось с использованием статистики в сфере автострахования, публичной статистики Росстата, опросов автодилеров, станций авторемонта (СТОА), а также опросов автовладельцев.
Отвечая на вопрос, при какой цене полиса ОСАГО водители готовы отказаться от вождения в принципе, "59% участников сообщили, что пойдут на такое решение при росте цены полиса ОСАГО на 50-100%".
Около четверти автовладельцев (24%), участвовавших в опросе, заявили, что не откажутся от покупки полиса независимо от роста цены. Для 9% опрошенных даже удорожание полисов ОСАГО на 10-20% будет критично, для 8% - цена окажется неподъемной, если полис "автогражданки" подорожает вдвое.
Согласно различным экспертным оценкам, доля автовладельцев, участвующих в дорожном движении без полисов ОСАГО, составляет в настоящее время от 5% до 25%. Исследователи университета оценивают эту цифру, в среднем, в 11%. Каждый добросовестный автовладелец доплачивает из своего кармана за "уклониста", не покупающего полис, в среднем 596 рублей (11% к средней цене полиса).
В ходе исследования автовладельцы отвечали на вопрос, достаточно ли страхового покрытия по полисам ОСАГО в размере, установленном действующим законом, - 400 тыс. рублей. Оказалось, что 68% участников опроса считают, что размер лимита имущественных выплат в "автогражданке" требует увеличения с учетом подорожания автозапчастей (средняя стоимость восстановительного ремонта принимается при расчете страхового возмещения в ОСАГО). Еще 27% полагают, что этого страхового лимита достаточно, поскольку такая сумма покрывает большинство убытков, 5% участников затруднились с ответом.
Проведенное ЦБ в сентябре этого года расширение границ базового тарифного коридора в ОСАГО было связано с резким ростом цен на автозапчасти, что, в свою очередь, нашло отражение в справочниках средней стоимости восстановительного ремонта Российского союза автостраховщиков (РСА), а значит, учитывалось при расчете выплат по ОСАГО. В июле этого года доля недотарифицированных сегментов в ОСАГО возросла до 18% (показатель отражает долю полисов, передаваемых в перестраховочный пул ОСАГО). Расширение границ тарифного коридора позволило снизить долю недотарифицированных сегментов до 11%, но не решило проблемы полностью.
Остаются недотарифицированными 9 категорий водителей (для которых справедливый расчет тарифа с учетом убыточности находится за пределами верхней границы тарифного коридора).
К этой группе в настоящее время относятся молодые водители без опыта вождения, водители такси, каршеринга, большегрузных автомобилей (эксплуатируемых в крупных городах), машины индивидуальных предпринимателей, используемые в сфере доставки товаров, водители общественного транспорта и некоторые другие. Кроме того, статистика исследования показывает недостаточность действующих тарифов для целого ряда регионов РФ.
Каждый автовладелец платит из своего кармана дополнительно 775 рублей (13,1% дополнительно к средней цене полиса) за недотарифицированных водителей в 2022 году, - показало исследование университета.
Целый ряд мер могут способствовать снижению стоимости полисов ОСАГО в дальнейшем, в том числе более активная позиция властей в регионах с чрезмерно высокой убыточностью в ОСАГО из-за активности страховых мошенников, а также повышение штрафов за езду без полисов ОСАГО.
Для отдельных сегментов "можно было бы разработать иной базис формирования тарифа", например, ввести дополнительные условия при расчете цены полисов для молодых водителей (с учетом фактов эксплуатации машины), а также ввести "показатель интенсивности эксплуатации транспортного средства, например, для такси", отмечают аналитики.
Если недостаточность тарифа ОСАГО в проблемных сегментах сохранится, то по факту продолжится субсидирование высокорисковых категорий водителей (такси, каршеринг, "безполисники") и бытового мошенничества в некоторых регионах, что не соответствует целям социальной защиты граждан.









