.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Китайский спрос помогает азиатским соседям и Германии
.

23 июля 2012 года 12:20

Китайский спрос помогает азиатским соседям и Германии

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Экономическая модель Поднебесной меняется: импорт растет, экспорт падает. Теперь от китайского внутреннего спроса зависит рост и еврозоны, и стран АТЭС
Пекин. 23 июля. FINMARKET.RU - Китай - последняя крупная бурно растущая экономика мира, в 2012 году экономика страны согласно официальным прогнозам властей вырастет на 7,5%, США и ЕС могут только мечтать о таком росте. Всегда считалось, что драйвер китайской экономики - постоянно растущий экспорт дешевых потребительских товаров. Сейчас положительное сальдо торгового баланса страны находится на самом низком за последние несколько десятков лет уровне. Эксперты делают логичный вывод: мировая экономика замедляется и китайские товары все чаще не находят покупателя на мировых рынках.

Но дело не только в этом. Сокращение торгового профицита - сигнал об изменении структуры китайской экономики. С 2008 года Китай стал главным источником мирового спроса - от этого выигрывают его соседи-азиаты, страны - экспортеры ресурсов, и европейские производители люксовых товаров. Экономисты CEPII Франсуаза Лемуан и Дениз Юнал объясняют, почему снижение торгового профицита Китая нельзя рассматривать как признак кризиса. Совсем наоборот - так страна сглаживает торговые дисбалансы прошлого.

  • Между 2005 и 2007 годами Китай накопил огромный торговый профицит. Торговые дисбалансы вызывали постоянные конфликты между США и Китаем.
  • Падение объемов международной торговли в кризис 2008-2009 года сократило профицит торгового счета Китая, выраженный в долларах, - снижение импорта и экспорта вызвала его механическое сокращение.
  • Однако затем произошло нечто совершенно неожиданное: профицит так и не вернулся на докризисный уровень. С 2008 года торговый профицит Китая буквально таял на глазах.
  • Так с 2004 по 2007 год профицит вырос с 2% ВВП до 7%, а затем вновь упал до 2% в 2011 году.


Торговый счет Китая снижается


Китайцы стали больше потреблять и меньше эскпортировать

Анализ структуры китайской торговли показал, что это снижение связано с внешними и внутренними факторами.

  • С середины 2000-х годов китайская торговля начала раздуваться: международные компании открывали заводы в Китае, чтобы удовлетворить растущий мировой спрос. Именно приход таких компаний на китайский рынок и стал причиной экспортного бума 2000-х годов - тогда Китай стал мировой фабрикой. За счет этого китайские компании превратились из чистых импортеров в чистых экспортеров.
  • Отношение экспорта к ВВП снизилось: с 36% до 28% с 2007 года по 2011 год. Из-за кризиса спрос на китайские товары, действительно, упал.
  • А вот обычный импорт, то есть импорт товаров для потребления их китайцами, начал быстро расти, как только была запущена программа стимулирования экономики в 2008 году - она сразу же оживила внутренний спрос. В 2011 году доля такого импорта в ВВП выросла до 14% - этот уровень вполне сравним с Японией или США.
  • Между 2007 и 2011 году цены на импортные товары увеличились на 30%, на экспортные - лишь на 16%.


Китайцы потребляют все больше импортных товаров


От роста потребления в Китае выиграла Германия, а также страны Азии и экспортеры сырья

Роль Китая в мировой торговле постоянно растет. В 2010 году доля Китая в мировом экспорте промышленных товаров составила 16%. Выросла и доля Китая в мировом импорте: с 3,5% в 2001 до 12% в 2011 году, сегодня Китай один из главных потребителей в мире.


Не все страны выиграли от роста спроса в Китае


От роста китайского спроса выиграли не все. Например, конфликты между США и Китаем по поводу торговых дисбалансов продолжаются до сих пор.

  • США. В 2009 году торговый профицит торговли с США снизился, но в 2010 и 2011 году вновь оказался выше докризисных уровней.
  • Европа. Торговый профицит торговли с ЕС, практически, не изменился. Торговля Китая почти со всеми европейскими странами профицитна. От роста спроса выигрывают лишь несколько производителей товаров роскоши.
    • Германия.Исключением является Германия: ее компании смогли воспользоваться возможностью быстрого роста спроса со стороны Китая.
    • Сейчас экспорт в Китай составляет 2% ВВП Германии.
    • Это означает, что за последние 10 лет импорт потребительских товаров рос быстрее, чем любой другой категории продуктов. Немецкие экспортеры как раз и выиграли на этом рынке, хороший пример - машины.

  • Азиатская фабрика. Дефицитна торговля Китая с его соседями - другими азиатскими странами.
  • Это связано с ролью Китая как сборочной фабрики: компании импортируют из соседних государств различные запчасти для сборки, а готовые товары экспортируют уже во весь остальной мир. Так работает "азиатская фабрика".
  • Спрос Китая на промышленные продукты ускорил рост азиатских экономик и укрепил интеграцию в регионе. В 2010 году экспорт в Китай составил 11% ВВП стран Восточной Азии за исключением Японии. Для Тайваня эта доля составляет 23%, а для Малазии - 17%.
  • Экспортеры сырья. Дефицит торговли со странами Африки и Ближнего Востока вызван растущей потребностью Китая в природных ресурсах. Энергоносители и сырье составили 28% импорта Китая в 2008 году против 22% в 2007 году.
  • При этом растет зависимость крупных экспортеров от спроса в Китае. В 2010 году доля Китая в экспорте Чили, Австралии, Казахстана и Перу составила соответственно 26%, 25%, 22% и 14%.
  • Однако рост может оказаться недолгим, ведь китайская экономика в значительной степени зависит от экспорта товаров в развитые страны - на долю США, ЕС и Японии проиходилось 44% китайского экспорта в 2011 году. В первом квартале 2012 году экспорт Китая в США вырос лишь на 13% в годовом выражении, а в ЕС сократился на 1,8%- в итоге рост китайского экспорта замедлился до 7,6% в первом квартале 2012 года против 26,5% в первом квартале 2011 года. Сейчас для Китая как никогда важно поддержать внутренний спрос.


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.