.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Япония подошла к пониманию того, что АЭС необходимо запускать - глава Tenex-Japan
.
 
 
 
 
27 марта 2012 года 16:45

Япония подошла к пониманию того, что АЭС необходимо запускать - глава Tenex-Japan

После аварии на АЭС "Фукусима" прошел год, однако Япония еще не решила - отказаться от атомной энергетики или продолжить ее развитие внутри страны. Несмотря на то, что работа почти всех АЭС приостановлена - из 54 реакторов работает лишь один, и большая часть населения не поддерживает восстановление их работы, - японские энергокомпании ведут переговоры о новых поставках обогащенного урана, а японский парламент ратифицирует межправсоглашения о мирном использовании атомной энергии с рядом стран, в том числе и РФ. О совместных проектах РФ и Японии в области мирного атома и о том, почему они актуальны - несмотря на "Фукусиму" - рассказал глава Tenex-Japan - дочерней компании российского экспортера ядерных материалов "Техснабэкспорта" - Сергей Плужник.

- Сейчас в Японии сложная ситуация: почти все реакторы приостановлены, большая часть населения не поддерживает восстановление их работы. В то же время Техснабэкспорт заявляет, что ведет переговоры о заключении новых контрактов с японскими компаниями. Почему японские компании по-прежнему заинтересованы в новых контрактах, в то время как не совсем ясно будущее атомной энергетики в стране?

- Действительно, в Японии сложилась непростая ситуация. Несмотря на то, что от радиации непосредственно никто не пострадал, в обществе развилась радиофобия, или, другими словами, боязнь атомной энергетики. В этих условиях политической власти и промышленности приходится кропотливо трудиться над задачей восстановления доверия населения к японским АЭС и к японскому уровню развития научно-технического потенциала в области атомной энергетики.

Энергетические компании Японии являются крупнейшими налогоплательщиками в бюджеты разного уровня. Длительная остановка реакторов отражается непоступлением значительной части налогов в местные и префектуральные бюджеты, и в бюджет страны в целом.

Второе: после аварии на "Фукусиме" потребление газа в Японии выросло по сравнению с предыдущим годом больше чем на 25%, соответственно, стоимость углеводородных энергоносителей тоже подскочила. Это тяжелым бременем ложится на потребителей. Так, в центральном регионе Канто, который обслуживает компания ТЕРСО, стоимость электричества заметно выросла.

На фоне высокого курса иены и высокой стоимости электроэнергии экспортный потенциал Японии смещается в зону риска. Начались первые разорения среди производителей элементной базы, чипов памяти, микрокомпьютеров, крупнейшие производители бытовой электротехники терпят громадные убытки. Потому что кроме громадной емкости внутреннего рынка, где все продается и покупается в иенах, есть еще экспорт. У каждой компании по-разному сформирован баланс внутреннего рынка и экспортной программы, а на фоне высокого курса иены компании уже не могут конкурировать с производителями из Тайваня, Южной Кореи и др. Некоторые крупные японские автомобилестроители всю свою экспортную программу вывезли за рубеж, оставив в Японии производство автомобилей только для внутреннего рынка. Скажем, до ноября 2011 года все автомобили одного из крупнейших японских производителей, которые продавались в Южной Корее, производились в Японии. С ноября прошлого года они уже начали завозиться в Корею с заводов, расположенных в США.

Все эти экономические процессы развиваются достаточно инертно, но, по моему впечатлению, Япония уже подошла к пониманию того, что атомные станции необходимо запускать. Все стресс-тесты на АЭС большинством компаний пройдены, и пройдены успешно. Не исключаю и надеюсь, что в апреле-мае в Японии будут запущены первые из остановленных атомных блоков.

- Решение о запуске реактора принимается на уровне местных властей?

- Нет, фактически решение принимается "триумвиратом" в составе энергокомпании, правительственных регулирующих органов и органов местного самоуправления. На законодательном уровне такой порядок не закреплен, но есть договоренности, что разрешения должны давать и местные префектуральные органы самоуправления.

- У "Техснабэкспорта" есть контракт на поставку топлива для 1,2 и 4-го блоков "Фукусимы-1". Ранее говорилось, что российская компания ведет переговоры о том, чтобы компенсировать нереализованные из-за аварии поставки поставками в будущем. На какой стадии эти переговоры, удалось ли уже о чем-то договориться?

- В отношении атомной отрасли, атомно-энергетического сообщества, причем в глобальном масштабе, а не национальном уровне, можно сказать, что это своего рода одна большая семья. И здесь, как и в любой семье, могут быть какие-то мелкие шероховатости, какое-то недопонимание, но если у кого-то случилась беда, то это касается всех. Здесь нельзя отсидеться или сделать вид, что нас это не касается. Поэтому то, что произошло с "Фукусимой", коснулось всего атомного сообщества. Но мы также понимаем, что атомная энергетика не закончилась после "Фукусимы". Компания ТЕРСО - это по-прежнему одна из крупнейших энергокомпаний в мире, важный и уважаемый партнер. Техснабэкспорт - это один из четырех поставщиков услуг по обогащению. Мы сотрудничаем уже много лет и будем и дальше вместе работать.

- Но со схемой компенсации уже определились или продолжается переговорный процесс?

- С точки зрения принятой в Японии деловой практики подробно комментировать состояние переговоров не совсем корректно. Могу лишь констатировать, что мы прекрасно понимаем нынешнее состояние ТЕРСО. И чем скорее ТЕРСО оправится и встанет на ноги, тем лучше будет не только ТЕРСО, но и нам. Поэтому мы стараемся создать ТЕРСО комфортные условия для восстановления и желаем ей в этом успеха.

- Если вернуться к новой контрактации. Сколько, например, новых контрактов в этом году планируется с Японией заключить?

- Сейчас мы ведем работу по трем-четырем контрактам. Если все удачно сложится, мы их заключим.

В то же время на этом рынке по многим проектам мы работаем не только в интересах Техснабэкспорта, но и в интересах других компаний госкорпорации "Росатом". Мы сейчас хорошо знаем практически все энергокомпании, всех людей, которые там работают, у нас с ними сложились хорошие партнерские отношения. Соответственно, другой важный аспект, в направлении которого мы работаем - это создание устойчивых партнерских отношений с японским машиностроительным комплексом, с реакторостроителями, а это такие компании, как Toshiba, Mitsubishi и Hitachi.

Полный цикл производства, то есть и машиностроительные комплексы, и услуги по ядерно-топливному циклу, имеют, наверное, только две страны и две компании - это "Росатом" и французская Areva. При всей технологической продвинутости японских машиностроителей у них не хватает ядерно-топливного цикла, а многие страны-юниоры, которые стремятся развивать у себя атомную энергетику, - к примеру, ОАЭ, Вьетнам, Турция, - у них нет опыта ни в строительстве, ни в эксплуатации, ни в ядерно-топливном цикле. Поэтому, как правило, они формируют тендерные условия, чтобы не только строить станцию "под ключ", но и дать гарантии ее снабжения топливом на всю жизнь.

При этом понятно, что японские компании будут экспортировать ядерные технологии с учетом их опыта, их технологического развития и уровня технологий сейсмоустойчивого строительства. Они будут строить в мире свои станции, будут строить в Азии, может быть, в Европе, США. И тут мы можем очень хорошо друг друга взаимно дополнять.

- Я правильно понимаю, что как раз для этих целей планируется создать сбытовое СП с Toshiba?

- И не только. Мы открыты для сотрудничества и с Mitsubushi, и с Hitachi.

- Если о планах сотрудничества с Toshiba известно, то о партнерстве с другими компаниями Техснабэкспорт еще не говорил.

- Да, мы ведем диалог со всеми компаниями. Мы оформили свои отношения с Toshiba, и это сотрудничество продолжается. Естественно, "Фукусима" и здесь оказала некоторое влияние, поэтому многие процессы приостановились, притормозились. Но, тем не менее, диалог не прерывался.

С Mitsubushi мы ведем переговоры о том, чтобы открыть маршрут транспортировки ядерных материалов через Дальний Восток. В данном случае мы видим своим партнером именно Mitsubushi. Этот проект прорабатывается при поддержке как российского, так и японского правительства, потому что, со многих точек зрения, открытие такого маршрута позволит минимизировать риски распространения, риски утраты материала, потому что сейчас зачастую ядерный материал возится вокруг всего земного шара для того, чтобы попасть в Японию или в Корею. А от Дальнего Востока до портов Японии судам всего два дня хода.

- Какова может быть форма участия Mitsubushi в этом проекте?

- Это большой проект, в котором нужно решить массу вопросов с логистикой. Ведь что значит - перевезти ядерные материалы? Их надо железной дорогой доставить до какого-то порта или пункта временного хранения, потом перегрузить на причал, загрузить в судно и отправить. До настоящего момента такой инфраструктуры на Дальнем Востоке не было. У нас в Санкт-Петербурге есть база (она принадлежит дочерней компании Техснабэкспорта - ОАО "СПб "Изотоп"), куда железной дорогой доставляют контейнеры с обогащенным ураном, потом они транспортируются в порт (это тоже целая система мероприятий), затем в порту перегружаются на судно.

Эта цепочка предполагает, что получены все разрешения, все необходимые лицензии, что решены вопросы пригодности тех площадок, через которые будут проходить ядерные материалы, урегулированы вопросы с морским перевозчиком, потому что на настоящий момент на этой линии регулярных перевозчиков, которые могли бы возить грузы седьмого класса опасности, просто нет.

Понятно, что пока что мы планируем только пилотную, пробную отгрузку. Для этого мы наймем чартерный рейс. Для начала мы должны показать и доказать, что маршрут реально работает. Тогда можно будет вкладывать уже какие-то средства в развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке, можно будет вести предметные разговоры с судовыми компаниями на предмет организации такого маршрута и их лицензирования, потому что судовые компании, как российские, так и японские должны обладать лицензиями на перевозку подобных грузов.

Далее нужно будет решать вопросы наземной транспортировки ядерных материалов в Японии, которые тоже зарегулированы. Думаю, что компания Mitsubushi, с которой мы сотрудничаем по этому проекту, сможет их решить. Вопросы хранения, обращения с ядерным материалом на территории Японии- это тоже компетенция компании Mitsubushi в нашем совместном проекте.

- А когда может состояться пробная поставка через порт Дальнего Востока?

- Очень надеюсь на то, что нам удастся осуществить ее до конца этого года.

- Расскажите поподробнее о сотрудничестве с Toshiba. На какой стадии находится проект по созданию сбытового СП? Насколько скоро это может произойти?

- В середине года правительство Японии утвердит новую энергетическую политику страны - официальный документ, который определит будущий энергетический баланс Японии и то, какую долю в нем будет занимать атомная энергетика. Таким образом, прояснятся постфукусимские планы нового строительства в атомной энергетике. Поэтому надеюсь, что в нашем взаимодействии с Toshiba до конца этого года тоже появится какая-то определенность. А при наилучшем варианте развития событий не исключаю, что до конца года мы сможем создать СП.

- А планы по созданию склада ядерных материалов с Toshiba сейчас еще актуальны?

- Они пока отложены - здесь также накладывают свой отпечаток фукусимские события. Нужно, чтобы прошло какое-то время.

- Япония в конце прошлого года ратифицировала межправсоглашение с РФ о мирном использовании атома. Помимо прочего, это открыло путь проекту "Регенерат" (проект по обогащению в РФ хранящегося в Европе регенерированного урана, принадлежащего японским компаниям). Сейчас уже ведутся переговоры с японскими компаниями по этому проекту? Может быть, в этом году мы увидим первые контракты?

- Межправсоглашение предоставило нам твердую законодательную базу для дальнейшего продвижения по этому проекту. В начале апреля, как ожидается, произойдет обмен нотами между нашими странами, после чего межправсоглашение в течение месяца автоматически вступит в силу. Скорее всего, к началу мая у нас будет действующее межправительственное соглашение.

Переговоры и консультации по проекту "Регенерат" не прекращались никогда. Опять же "Фукусима" внесла некоторые корректировки в график движения по этому проекту, но сам проект жив, по нему идет постоянная работа, идут переговоры как со всеми энергокомпаниями, так и с каждой в отдельности, ведутся трехсторонние переговоры, с английскими партнерами - вся эта работа ведется. Думаю, что теоретически к концу этого года мы можем выйти если не на подписание первых контрактов по регенерату, то на фиксацию их основных параметров и условий.

Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

22 апреля 2024 года 09:43
"Норникель" после обострения геополитической ситуации весной 2022 года столкнулся со сложностями в реализации своей Серной программы, потеряв доступ к западному оборудованию и технологиям. Одновременно резко усложнилась реализация товара: часть традиционных клиентов из Европы и США отказывается...    читать дальше
.
11 апреля 2024 года 13:44
И формирование федерального бюджета, и его исполнение в России никогда не было рутинным процессом. А на современном этапе постоянно растущий список задач и их итоговый "ценник" даже на фоне благоприятной в целом конъюнктуры внешних рынков заставляют правительство искать новые доходные источники,...    читать дальше
.
01 апреля 2024 года 11:43
Созданный в 2023 году российский FTL-грузоперевозчик NatCar (АО "Национальный перевозчик") позиционирует себя как один из наиболее перспективных стартапов "КАМАЗа". Автопроизводитель, комплектующий парк компании флагманскими тягачами поколения К5, в этом году заявил о планах к 2030 году довести до...    читать дальше
.
27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.