.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Нам предстоит "вырастить" бизнес - директор En+ Downstream Наталья Василенко
.
 
 
 
 
30 марта 2011 года 11:18

Нам предстоит "вырастить" бизнес - директор En+ Downstream Наталья Василенко

Недавно в En+ Downstream вошло новое предприятие - завод "Мосметаллоконструкция". Зачем прибыльному подразделению En+ убыточный завод, не потянет ли он вниз все показатели En+ Downstream, куда планируют развиваться его заводы и сколько денег предстоит в них инвестировать, рассказала "Интерфаксу" директор En+ Downstream Наталья Василенко.

- Вы отчитались о производственных итогах за 2010 год, а каковы ваши планы на текущий?

- В 2010 году спрос на алюминиевую продукцию в России сильно вырос, по нашим оценкам, примерно на 40%. При этом показатель потребления алюминия на душу населения в России все равно остается очень низким, гораздо ниже, чем в Америке, Китае или Европе, и потенциал для дальнейшего роста есть огромный. Поэтому в 2011 г. мы рассчитываем увеличить объем производства еще примерно на 10%. Но наша задача заключается не в том, чтобы просто увеличивать валовой объем - мы исходим, прежде всего, из эффективности производства, то есть будем ориентироваться на дальнейшее увеличение доли продукции с более высокой добавочной стоимостью.

- Почему было принято решение передать завод "Мосметаллоконструкция" ("Мосмек") в En+ Downstream? И что с ним будет дальше?

- "Мосмек" находится на стыке строительной и алюминиевой отраслей: с одной стороны, он производит из алюминия профили и конструкции, окна, двери, перегородки и прочую продукцию, которую в большом количестве потребляет строительный сектор. С другой стороны, исходным сырьем для "Мосмека" могут служить алюминиевые слитки, которые выпускает КраМЗ. Завод ранее входил в "РусАл", но при создании объединенной компании, которая фокусируется на производстве первичного алюминия, был передан в состав "Главстроя". Это произошло накануне кризиса, строительный сектор тогда переживал самое тяжелое время. En+ Downstream купил "Мосмек" у "Главстроя" исходя из того, что мы сможем найти серьезную синергию между нашими активами. В первую очередь, организовать поставки слитков с КраМЗа, увеличить объемы производства и продажи продукции "Мосмека" в Центральной России и в Сибири, где сейчас идет большое строительство, используя склады КраМЗа.

Надо сказать, из-за последствий кризиса в строительной отрасли, "Мосмек" фактически находился на грани банкротства, когда мы начали с ним работу 4-5 месяцев назад. И сейчас мы активно воплощаем в жизнь антикризисную программу, которую подготовили - жестко сокращаем затраты, разрабатываем новую стратегию продаж и ценовую политику. Завод пока является убыточным - и наша ключевая задача до конца года вывести его на стабильную прибыльность - по аналогии с тем, как мы сделали за последние полтора года с "КраМЗом" и ДОЗАКЛом.

- Все перечисленные вами меры должны привести к снижению себестоимости продукции на "Мосмеке", на сколько примерно?

- Я думаю, не меньше, чем на 10-15%, но не стала бы жестко ориентироваться на эту цифру. Это в идеальных планах, а нужно еще много работать как над снижением расходной части, так и над повышением доходной. Кроме того, для достижения этой цели нам будут нужны инвестиции в модернизацию.

Несмотря на убыточность "Мосмека", мы, тем не менее, уже сделали определенные инвестиции - приобрели современный обрабатывающий центр, который позволяет производить модульные фасады, самый рентабельный вид продукции среди алюминиевых конструкций. Это дало нам возможность участвовать в серьезных тендерах, сейчас мы участвуем сразу в 12-ти, один из них - это тендер на восстановление города Грозного в Чеченской Республике. Там очень большой объем работ, хорошие цены, но очень жесткие сроки. Это доходная часть.

Есть расходная часть. Это, прежде всего, стоимость сырья, металла. Исходным сырьем для производства профиля является слиток. Слиток можно купить на рынке, а можно сделать самим, если есть свое литейное производство. Надо разобраться, что выгоднее. Даже если мы поставляем слиток с КраМЗа, мы его не даем бесплатно и даже не по себестоимости, мы продаем по цене рынка. Потому что мы не можем за счет одного предприятия вытягивать другое. Мы скорее дадим ему кредит.

Сейчас мы решили, что будем и слитки поставлять, и собственное литейное производство загружать, в зависимости от биржевых котировок на лом, на первичный алюминий. Надо быть гибкими и быстро ориентироваться.

- Каков уровень загрузки ваших заводов?

- КраМЗ в 2010 году вышел на беспрецедентный объем производства - 129 тыс. тонн продукции, это уровень советского времени. Литейное производство на КраМЗе, которое производит слитки, было загружено практически полностью. Если говорить о кузнечно-прессовочном производстве, то были загружены все прессы, продукция которых пользуется спросом на рынке. У нас 42 пресса, из них 24 загружены, но это именно те, которые производят нужную рынку продукцию. Например, если в советское время нужны были большие размеры - штамповки для бронетранспортеров или авиационной промышленности, то теперь техника идет вперед и все становится более миниатюрным. Поэтому часть прессов задействована на 100%, люди работают в четыре смены, а часть прессов стоит.

Если говорить обо всем производстве, то можно сказать, что загрузка составила около 70%.

ДОЗАКЛ загружен на 80%, сейчас конъюнктура рынка хорошая. Большой плюс ДОЗАКЛа в том, что он может гибко переключаться с выпуска одного вида продукции на другой. Там стоит один небольшой прокатный стан, он может три дня производить одну ленту, еще пять дней - другую ленту. Когда, например, спросом пользовались зеркальные ленты для производства светильников, их выпускали больше. Когда строительный рынок на какое-то время просел, вырос спрос со стороны упаковочной отрасли - у нас есть комбинированная лента с полиэтиленом, с бумагой, а также лента для винтового колпачка, который применяется в упаковке алкогольной продукции. Главное - чувствовать, куда идет рынок.

В "Мосмеке" на сегодняшний день всего четыре пресса, сейчас работают три, один в ремонте. При этом уровень загрузки - порядка 50%. В 2010 году завод выпустил порядка 6,5 тыс. тонн, задача на 2011 год - не менее 12 тыс. тонн.

- Инвестпрограмма En+ Downstream в 2010 году составила 240 млн. руб., какой размер предполагается в 2011 году и далее?

- У нас есть несколько направлений инвестиционной программы. На КраМЗе мы устанавливаем новые прессы, которые отвечают рыночной конъюнктуре. Недавно мы закупили пресс усилием 3300 тонно-сил, сейчас идут монтажные работы, и в конце апреля, надеюсь, его запустим. Производительность профиля на нем составит 1500 тонн в месяц. Сейчас такой объем у нас делают десять прессов. Закуплена новая линия окраски и декорирования профилей.

На ДОЗАКЛе рассматриваем возможность создания замкнутого производства. Сейчас завод закупает рулонную продукцию у Alcoa, на Ступино, на фольговых заводах и немножко из Китая. Чтобы сократить эти затраты, есть смысл поставить свои литейные мощности и сделать замкнутый цикл. Сейчас же там вообще нет литейных мощностей. Необходимые инвестиции мы оцениваем в $10-15 млн.

Суммарно инвестиционная программа текущего года планируется на уровне порядка 250 млн руб. Но это без учета ключевого проекта En+ Downstream - создания на базе КраМЗа крупнейшего прокатного комплекса в России мощностью 500-800 тыс. тонн продукции в год. Если мы начнем реализацию этого проекта в этом году, то размер инвестпрограммы вырастет в 5-6 раз.

- Как продвигается этот проект?

- На сегодняшний день мы подготовили техническую часть ТЭО, сейчас ведем переговоры с банками о финансировании. Предварительно, объем инвестиций оценивается в $500 млн, что выше первоначальной цифры в $350 млн из-за того, что мы решили установить дополнительное оборудование, чтобы расширить гамму выпускаемой продукции. Уже на стадии подготовки ТЭО мы активно взаимодействовали с потенциальными будущими крупными потребителями, чтобы сформировать гибкую линейку номенклатуры которая будет отвечать интересам рынка. В перспективе мы видим КраМЗ российским лидером в производстве практически всех видов алюминиевых полуфабрикатов: нам интересны и авиация, и судостроение, и транспортное машиностроение, и строительство, и упаковка. Мы смотрим не только на внутренний российский рынок, но и на Азию - Китай и Индию, равно как на Европу и Америку.

Банки позитивно воспринимают проект - с одной стороны, они видят растущий спрос на соответствующую продукцию; с другой стороны, у нас есть сильнейшие конкурентные преимущества по сравнению со схожими проектами в России. В первую очередь, это низкие затраты - строительство аналогичного прокатного комплекса "с нуля" обойдется в сумму не менее $1,5 млрд, ведь у нас уже построено здание будущего цеха площадью 145 тыс. кв. метров, к нему подведены все коммуникации; закуплена и смонтирована часть оборудования.

Во-вторых, на руку играет выгодное географическое положение - КраМЗ расположен ближе других металлургических заводов к будущим ключевым потребителям - сибирским и дальневосточным предприятиям авиации и ОПК. Наконец, ключевое преимущество КраМЗа - поставки жидкой шихты с Красноярского алюминиевого завода "РусАла", что дает нам возможность серьезного сокращения затрат и сроков производства. В совокупности с новым современным оборудованием это сделает продукцию КраМЗа более конкурентоспособной.

Срок окупаемости проекта, по нашим оценкам, составит порядка восьми с половиной лет. Мы рассчитываем, что определимся с финансированием к середине года, через два с половиной года после начала проекта завод уже сможет производить плиты, а через пять лет - выпускать полную номенклатуру продукции.

- С кем из банков ведутся переговоры?

- С крупнейшими российскими и зарубежными банками. Пока мы бы не хотели их называть.

- Вы все также готовы поделиться с ними долей в акционерном капитале в обмен на финансирование?

- Да, мы рассматриваем такой вариант - в рамках этого конкретного проекта.

- А кому будете продавать продукцию? Не боитесь, что российский рынок окажется перенасыщенным?

- Мы внимательно ознакомились со стратегией развития российской авиации и судостроения. Если все заявленные проекты, среди которых серийное производство Sukhoy Superjet, лайнера MC-21, истребителя ПАК ФА, будут реализованы, то обе отрасли столкнутся с дефицитом алюминиевых полуфабрикатов уже к 2015 году. Но я хотела бы обратить внимание и на тот факт, что все пять российских металлургических заводов, которые производят алюминиевые полуфабрикаты для авиации и судостроения, были построены почти полвека назад и, во многом, уже устарели. Если не модернизировать имеющиеся и не строить новые мощности - через какое-то время мы не сможем выпускать конкурентоспособную продукцию, и российским самолетостроителем в перспективе не на кого будет опереться. А ведь им предстоит конкурировать на международном рынке с Airbus и Boeing, им нужен качественный продукт, и желательно по более низкой цене.

Если посмотреть на российский рынок баночной ленты, то тут тоже интересная ситуация. Сегодня Самарский металлургический завод Alcoa - монополист на нем; при этом у Alcoa, как они сами говорят, мощности загружены не полностью. Однако около 5 тыс. тонн баночной ленты ежемесячно ввозится в Россию. Это значит, что часть продукции, которая востребована рынком, не производится в России.

- В феврале прошлого года, когда еще Владислав Соловьев возглавлял En+ Group, он говорил, что En+ Downstream после приведения его в надлежащий вид будет проводить или IPO, или частное размещение. Говорил о возможных альянсах с ВСМПО-Ависма или с Alcoa. Есть какие-то подвижки в этой области, или планы поменялись?

- Задача IPO или частного размещения у En+ Downstream остается. Однако перед этим нам предстоит "вырастить" бизнес и увеличить стоимость наших активов в несколько раз.

Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

22 апреля 2024 года 09:43
"Норникель" после обострения геополитической ситуации весной 2022 года столкнулся со сложностями в реализации своей Серной программы, потеряв доступ к западному оборудованию и технологиям. Одновременно резко усложнилась реализация товара: часть традиционных клиентов из Европы и США отказывается...    читать дальше
.
11 апреля 2024 года 13:44
И формирование федерального бюджета, и его исполнение в России никогда не было рутинным процессом. А на современном этапе постоянно растущий список задач и их итоговый "ценник" даже на фоне благоприятной в целом конъюнктуры внешних рынков заставляют правительство искать новые доходные источники,...    читать дальше
.
01 апреля 2024 года 11:43
Созданный в 2023 году российский FTL-грузоперевозчик NatCar (АО "Национальный перевозчик") позиционирует себя как один из наиболее перспективных стартапов "КАМАЗа". Автопроизводитель, комплектующий парк компании флагманскими тягачами поколения К5, в этом году заявил о планах к 2030 году довести до...    читать дальше
.
27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.