.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Прогноз правительства: вместо роста доходов населения - стройки века
.

19 апреля 2013 года 11:41

Прогноз правительства: вместо роста доходов населения - стройки века

 6  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Минэкономразвития представило в правительство основу бюджета на следующие три года - прогноз развития страны. Согласно ему, весь небольшой рост доходов "съест" увеличение тарифов ЖКХ, а рост экономики будет обеспечен наращиванием госинвестиций в инфраструктуру. Несколько мегапроектов способно разогнать рост ВВП до 7%, без них экономику ждет стагнация
Москва. 19 апреля. FINMARKET.RU - Минэкономразвития представило в правительство основные параметры прогноза социально-экономического развития России в 2014-2016 годах. Это документ, с которого стартует очередной цикл подготовки федерального бюджета.

Об основных параметрах прогноза "Финмаркету" рассказал источник в ведомстве. Источник в правительстве подтвердил, что документ разослан по министерствам.

Документ, по словам источника в Минэкономразвития, - квинтэссенция всех предыдущих планов Минэкономразвития по увеличению государственных инвестиций в инфраструктуру. Министерство доказывает, что при отсутствии дополнительных инвестиций экономика расти не будет, а с ними ее жду почти бум. "Вилка" прогноза по росту ВВП в 2016 году составляет от 2,6% до 7,1% - трехкратный разброс.

В качестве примера авторы прогноза приводят историю со строительством газопровода "Северный поток" - сначала оно разгоняло рост, а как только оно закончилось, началась стагнация.

Вот полный перечень причин стагнации ( по версии Минэкономразвития), начавшейся со второй половины 2012 года:

  • Исчерпался восстановительный рост после кризиса 2008-2009 годов.
  • Почти на максимуме использование производственных мощностей и трудовых ресурсов.
  • Окончание мега-проекта "Северный поток" негативно сказалось и на динамике ВВП, и на объеме инвестиций.
  • Инвестпрограммы компаний инфраструктурного сектора (в энергетике, в нефтяной и газовой промышленности и у железнодорожников) на 2013-2015 годы оказались снижены на 10%.
  • Это совпало с замедлением потребительского спроса.
  • Исчерпался эффект предвыборного роста зарплаты в бюджетной сфере, и одновременно ускорилась инфляция из-за неурожая. Результат всего этого - ни роста потребления, ни роста инвестиций.

Дальше будет лучше, уверены авторы прогноза.

  • Они исходят из того, что мировая экономика в ближайшие три года будет медленно восстанавливаться, уже со второй половины 2013 года на траекторию роста выйдет еврозона.
  • Прогноз среднегодовой цены на нефть в этом году пересмотрен в сторону повышения - $105 за баррель (+$8 к прошлому прогнозу, хотя сейчас баррель стоит около $98), в последующие годы нефть будут продавать по $100-101.
  • Объемы экспорта газа и цены на него продолжат снижаться в связи с усилением конкуренции на европейском газовом рынке (цены снизятся на 18% к 2016 году).

Консервативный вариант прогноза предполагает сохранение нынешних инерционных трендов: скупой инвестиционной политики частного бизнеса, жесткой бюджетной политики, "ведущей к стагнации государственного инвестиционного спроса", более низких темпов роста зарплат в бюджетном секторе. Авторы исходят из того, что если негативные тенденции начала 2013 года сохранятся, то прирост ВВП в этом году составит 1,7%, а в 2014-2016 годах - 3,0-3,6%.

Умеренно-оптимистичный вариант прогноза предполагает рост ВВП на 2,4% в нынешнем году. Это базовый сценарий, его и предлагается использовать для верстки бюджета на следующую трехлетку. Этот вариант предполагает активное улучшение инвестиционного климата, стимулирование экономического роста, в том числе и через дополнительное финансирование госпрограмм, повышение эффективности госрасходов. Тогда в 2014-2016 годах экономика будет расти на 3,7-4,2% ежегодно.

Форсированный сценарий основан на структурных преобразованиях, которые обеспечат приток капитала, на смягчении денежной политики, которое будет способствовать росту инвестиций, увеличении расходов домашних хозяйств. Только в этом случае ВВП будет расти темпами 5,6-7,1% в год, что позволит полностью выполнить задачи, поставленные президентом в мае 2012 года.

Есть еще два стрессовых сценария.

  • Один предполагает падение цены на нефть до $80 за баррель. Это приведет к резкому падению курса рубля, ускорению инфляции, снижению темпов роста экономики до 1,0-1,3% в год с восстановлением в 2015-2016 годах до 2,6-2,9%.
  • А второй основан на росте цены до $120 за баррель. В этом случае "нефтяная" премия даст ВВП дополнительные 0,3 п.п. к базовому сценарию.

В министерстве уверены, что умеренно-оптимистичный вариант достижим. Даже несмотря на то, что может подкачать главный драйвер роста - потребление. Ведь рост доходов населения замедляется, и переломить ситуацию правительство не может.

  • По итогам этого года реальный прирост доходов бюджетников составит менее 1% против 16,4% в выборном 2012 году.
  • В целом по экономике реальная средняя зарплата увеличится на 4,5% против 8,4% в 2012 году.
  • Устойчиво и быстро будут расти только пенсии. Их средний размер увеличится за 2013-2016 годы примерно на 40%.

При этом большая часть и без того небольшого прироста доходов населения, похоже, будет съедена ЖКХ.

Рост цен на коммунальные услуги может превзойти прежние прогнозы. Связано это с принятием в 2010 и 2011 годах законов "О теплоснабжении" и "О водоснабжении и водоотведении". Они разрешают местным органам власти повышать тарифы на услуги компаний в этих сферах сильнее предельных показателей, установленных ФСТ, если это связано с реализацией проектов реконструкции данных компаний. Методы сдерживания роста тарифов предлагаются как уже давно проверенные (и не слишком действенные) - вроде "мер стимулирования снижения издержек" или использования ФАС для борьбы с местными монополистами - так и новые, инновационные: например, доведение той доли услуг ЖКХ, которую оплачивает население, до 100% уже в 2014 году "для обеспечения прозрачности ценообразования".

Коммунальные услуги и электроэнергия будут дорожать и из-за роста стоимости газа - на 15% ежегодно. В итоге, в 2015 году цены на газ для отечественных промышленных потребителей практически сравняются с американскими. После рост будет составлять, по оценкам Минэкономразвития, не более 10%.

Но то для предприятий. Для населения газ будет дорожать прежними темпами. С 2016 года рост цен на электроэнергию для промышленных потребителей составит 6,5-7,5% (после роста на 11-13% в 2014-2015 годах). Это связано с тем, что стоимость электроэнергии на внутреннем рынке к тому времени будет всего на 15-18% ниже, чем в Европе. Тарифы для населения, опять же, продолжат расти на 12-15% в год.

  • Итак, население не становится богаче - прирост доходов съедается тарифами.
  • Внешняя торговля тоже работает не на рост экономики. Положительный внешнеторговый баланс снизится со $151 млрд в 2013 году до $117 млрд в 2016 году. В этом же году сальдо счета текущих операций станет отрицательным - минус $10 млрд.

Стимулировать экономику будет государство: смягчение монетарной политики и масштабные инфраструктурные проекты.

В текущем году, например, выход на умеренно-оптимистичный вариант привязан к увеличению на 10% инвестиций в автодорожное хозяйство и началу проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань стоимостью 590 млрд руб. Дальше - больше мегапроектов - строек, на которые будут уходить 0,5-0,8% ВВП ежегодно (в том числе из Фонда нацблагосостояния и пенсионных накоплений):

  • высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Екатеринбург (первой очередью ее является трасса Москва-Казань);
  • строительство автодорог в Московском транспортном узле, в Сибири и на Дальнем Востоке;
  • расшивка "узких мест" на Транссибирской магистрали и БАМе;
  • подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года (в том числе создание в рамках этого современной аэропортовой инфраструктуры);
  • создание нового самолета вместимостью 150-210 мест;
  • разработка скоростного вертолета;
  • строительство судостроительного комплекса "Звезда";
  • запуск производства наноструктурированных керамических изделий.

Алексей Девятов, главный экономист ИК "УРАЛСИБ Кэпитал"

"Я не думаю, что российское правительство сможет настолько увеличить госрасходы, потому что их, в том числе, и на инвестиции, прежде всего, ограничивает бюджетное правило. Наш прогноз на 2014-15 гг., с учетом того, что происходит во всем мире,- это рост на уровне около 3% или немного больше. 7%, с нашей точки зрения, - это нереально.

Ближе к реальности "консервативный вариант" прогноза. Чтобы действительно разогнать рост российской экономики, правительству нужно активно заниматься улучшением условий функционирования экономики, а не только строить прогнозы. Если правительство будет проводить реформу судебной системы, займется улучшением предпринимательского климата и т.д., значительный рост экономики будет возможен уже через 2-3 года. Пока каких-то заметных улучшений нет, но над этим работает, например, Агентство стратегических инициатив; работа идет очень медленно. Поэтому я не считаю, что в ближайшие два года мы можем рассчитывать на какое-либо значительное ускорение роста.

Российская экономика, как я считаю, будет расти во многом за счет внутреннего потребления, как и последние несколько лет. Пока есть рост реальных доходов населения, даже в начале года он был неплохим, и наш прогноз, как и официальный, опирается на то, что эта тенденция продолжится. Рост доходов составит 4-5% ежегодно. Я не думаю, что правительство будет существенно сокращать сильно экономить на зарплатах бюджетников, хотя оно старается экономить. Чтобы бюджетникам сократили зарплаты, нужно чтобы произошло что-то чрезвычайное. Поэтому рост потребления вряд ли снизится".

Валерий Миронов Центр развития - ВШЭ Главный экономист

"Я думаю, это не очень реалистичный прогноз. Он основан, во-первых, на переоценке возможного роста динамики инвестиций, а во-вторых - на переоценке сокращения темпов роста импорта. Последний параметр является вычетом из внутреннего спроса и ограничителем текущих темпов роста. То есть, прогнозисты министерства справедливо указывают на рост уровня загрузки мощностей и говорят, что для роста нужны инвестиции, но переоценивают текущие возможности российской экономики по ускорению роста инвестиций.

К тому же, их росту не способствуют ни инвестиционный климат, ни структурные ограничения на рынке труда, например, низкая мобильность населения. Это ведет к росту удельных издержек, снижению рентабельности и, соответственно, низкому уровню инвестиций. Без решения этих проблем мы не увеличим рентабельность инвестиционных проектов, сейчас еще рентабельность банков. Все идет к тому, что ситуация в этом плане заметно отличается от предкризисной, когда рентабельность была выше ставки по кредитам. Это снижает перспективы инвестиций, потому что такие меры, в том числе, на финансовом рынке, по развитию привлечения прямых инвестиций, опять же упираются в инвестклимат. Создать условия для IPO на финансовом рынке очень сложно за один-два года.

Вдобавок, в приоритетах правительства - смягчить денежно-кредитную и бюджетную политику, что ускорит инфляцию и еще больше снизит возможность для увеличения инвестиций. Министерство рассчитывает, что за счет этих мер - бюджетные расходы, изменение ставок Банка России - удастся существенно разогнать рост экономики, но это не очень вероятно.

Еще одна проблема - эксперты министерства в этом прогнозе по сравнению с предыдущим уменьшили отношение роста импорта к росту внутреннего спроса. А рост импорта не замедлился значительно. Так что этот фактор прогноза несколько волюнтаристский: для роста экономики необходимо увеличить конкурентоспособность отечественной продукции относительно импортной. Предпосылок и адекватных мер для этого нет (например, со стороны Минпромторга, который в январе предложил программу, основанную на устаревших подходах, нет также значительных инвестиционных мер). И курс рубля не варьируется настолько, чтобы это стало фактором удорожания импорта и стимулировало импортозамещение. Реальная доля импорта будет выше, чем предусмотрено в базовой версии прогноза, а темпы роста ВВП - ниже. Вряд ли они достигнут уровня 4%, не говоря о 7%.

Также сложно предсказать, насколько доходы от экспорта нефти повлияют на рост экономики. Пока цены на нефть снижаются, и непонятно, на основе чего они будут расти. А если они будут расти, то у России все равно есть пределы по ее транспортировке".

Юлия Цепляева главный экономист по РФ и странам СНГ BNP Paribas

"Госинвестиции очень важны для роста экономики, сейчас бюджеты всех уровней финансируют 22% от всех инвестиций в основной капитал в стране. Минэкономразвития не столько делает прогнозы и моделирует наиболее вероятный сценарий развития, а скорее ставит цель и показывает, каким будет рост экономики при определенных условиях. В отличие от министерства финансов Минэкономразвития всегда выступает за увеличение государственных расходов и за методы стимулирования экономики.

В целом, прогноз выглядит достаточно реалистично. Несмотря на то, что цены на нефть остаются высокими после недавнего падения, экономика России замедлилась. Это глобальная тенденция, замедляются все экономики. В ближайшее время доходы от экспорта нефти будут ниже, чем обычно, из-за падения спроса в Европе, в первую очередь

Я не думаю, что в ближайшее время госинвестиции будут значительно увеличиваться. При этом я считаю, что Минэкономразвития получит рост экономики несколько выше минимального прогноза, где-то на уровне 2-2,5% в конце этого года. Мой прогноз на этот год - 2,6%, и мы считаем, что Минэкономразвития не учло, что во втором полугодии ситуация будет лучше, чем в первом.

Ускорение роста экономики возможно, если поднимутся цены на нефть, а правительство не будет принимать несбалансированные и несогласованные решения (например, если Минфин продавливает ужесточение бюджетной политики, а Центробанк делает обратное)".





Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Гость    23.04.2013
Стройки - это грамотно: строительство, по воровству и откатам, оставляет далеко за кормой медицину и фармакологию.
GenM144    19.04.2013
У Хазина на сайте очень популярно про эту "ошибку".
Сибиряк    19.04.2013
Все эти прогнозы строятся на "неправедной" статистике, которую губернаторы фальшивят. И что бы не нарисовали эти сытые прикормыши - получится кучка....бумаги.
Николай    19.04.2013
Только и слышно, ВВП упал, ВВП падает, ВВП надо поднять.Рост ВВП не должен быть самоцелью, главное - уровень жизни людей, а не уровень ВВП.ВВП можно поднять за счет роста производства пушек, танков и подводных лодок, а потом все это отправят на слом и уничтожение. Жизнь людей от этого лучше не станет. Мегастройки тоже жизнь людей не улучшат, это просто удобное средство для разворовывания бюджетных средств. Надо развивать производство того, что реально нужно людям.
"40 градусов не могу расслабиться"    19.04.2013
У нас тут в <городе...> все такие прогрессивные, а один районный бонза у них под носом пол-миллиарда увел. И у кого украл - у фронтовиков! И воровал-то пару лет и ни кто "не видел".
"40 градусов не могу расслабиться"    19.04.2013
Бестолку правительству, президенту и даже губернаторам маниловские мечты мне тут разрисовывать. Ни на что вы не влияете. Лучше соберите районно-поселковых бонз и скажите: "обещаете разворовать не более 50% средств?" Если пообещают- стройте дорогу, а нет - так нет. Короче, договаривайтесь с реальными пацанами. Как в фильме "Обливион" - когда два пацана (исполнителя) договорились, - дело и завертелось.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.