.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Правительство испытает страну на экономический разрыв
.

29 марта 2013 года 00:01

Правительство испытает страну на экономический разрыв

 1  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Правительство так и не смогло придумать, как заставить регионы и муниципалитеты больше заботиться о привлечении инвесторов. Весь утвержденный кабинетом план "стимулирования" сводится к объединению и перераспределению субсидий, полагающихся самым ретивым губернаторам. Экономическую географию страны это не изменит, инвесторы будут вкладывать туда же, куда и вкладывали, а население будет уезжать в крупнейшие и самые развитые города
Москва. 29 марта. FINMARKET.RU - После двух месяцев явно мучительных раздумий Минфин представил в правительство план стимулирования органов власти регионов и муниципалитетов к привлечению инвестиций. В четверг он был утвержден правительством.

"Финмаркету" стали известны подробности плана. На поверку оказалось, что правительство не смогло придумать ничего нового, и план никак нельзя назвать прорывным.

Экономисты, которым "Финмаркет" пересказал пункты плана, заключили, что такие "стимулы" не способны изменить исторически и географически сложившуюся разницу в привлекательности территорий для инвесторов.

Россия так и останется страной контрастов. Более того, стимулирование наиболее успешных лишь увеличит разрывы в социально-экономическом развитии разных регионов страны. Сгладит эти негативные последствия мизерность сумм, предусмотренных на реализацию идей правительства.

  • Правительство России одобрило комплекс мер по стимулированию инвестиционной активности в регионах. Составить такой план требовали "Основные направления деятельности правительства до 2018 года", и правительство уложилось в отведенный ему срок.
  • Необходимые для реализации плана нормативные документы должны быть представлены в правительство профильными ведомствами до 1 октября 2013 года.

Как рассказал «Финмаркету» источник в Минфине, в плане 14 пунктов, но описать отличие друг от друга большинства пунктов плана практически невозможно - все они касаются изменений в методики, постановления и законы, а смысл их можно уложить всего в два тезиса:

  • Повышать инвестиционную активность в регионах собираются за счет увеличения вклада в оценку эффективности деятельности властей таких показателей, как рост собственного налогового потенциала, увеличение объема инвестиций, динамика валового регионального продукта. Методики оценки только предстоит разработать.
  • От динамики этих показателей будет зависеть размер перечисляемых из федерального центра в регионы субсидий. Для этого все субсидии будут объединены.

Эксперты считают оба "пряника" малоэффективным средством улучшения инвестиционного климата на местах. Руководителям многих территорий волевым решением не удастся изменить исторически и географически сложившиеся негативные социально-экономические условия для их развития.

Да и суммы "премиальных" за старания не столь велики:

  • В 2011-2012 годах выделялось по 10 млрд руб. регионам, наиболее быстро наращивавшим собственную налоговую базу.
  • Деньги достались 32 регионам. Больше всех Калужской (более 2,6 млрд руб.) и Тюменской (2,5 млрд руб.) областям. Еще по миллиарду рублей ежегодно давалось для поощрения регионов с наиболее высокой оценкой эффективности деятельности их руководства.
  • Теперь "премии" для регионов будут увеличены до 11 млрд руб с учетом объединения двух видов трансфертов. То есть стимулирующие трансферты останутся на прежнем уровне.

Изменение распределения налогов в пользу регионов и особенно муниципалитетов, согласно плану - дело более отдаленного будущего - только разработка закончится в 2014 году.

Кроме того, специальный пункт посвящен тому, что страна обязательно должна узнать своих руководителей-"лауреатов", для чего планируются пиар-мероприятия.

Борис Копейкин, рейтинговое агентство Standard&Poor's

«Ресурсы, которые предполагается выделить регионам в рамках программ по повышению их инвестиционной привлекательности, - 11 млрд руб. – это менее 1% от того, что федерация отдает в целом в рамках всех межбюджетных перечислений. Конечно, это очень немного.

С другой стороны, если для всех регионов это немного, то миллиард, два или три для конкретного региона – это стимул что-то делать, что-то менять.

Показатели, по которым оценивают результаты деятельности региональных властей, не однозначны: в российских условиях от регионов не так много зависит. Гораздо важнее – общеэкономические условия, федеральное законодательство, действия федеральной власти.

Мы работаем с 15 регионами, все они отличаются довольно высоким качеством управления по сравнению со средним по России. Никакой неактивности в привлечении инвестиций мы не видим. Все по мере своей возможности что-то пытаются сделать.

Вопрос, - что регионы реально могут сделать для повышения своей инвестиционной привлекательности? Многое задано географией и историей, теми решениями, которые принимались много десятилетий назад другими властями: построили у вас дорогу или нет, есть железнодорожная ветка или нет, есть ли электрические мощности. Это определяет инвестиционную привлекательность территории для многих инвесторов.

Что бы регионы ни делали, инвестиционная привлекательность Московской области будет фундаментально отличаться. Нисколько не умаляя заслуг руководства Калужской области, есть объективные предпосылки для ее выхода в лидеры по инвестиционной привлекательности:

  • близость к крупнейшему рынку сбыта (это сразу отсекает очень многие регионы России),
  • усилия федеральной власти для развития автосборочных предприятий внутри страны (таможенная, налоговая политика, прямая поддержка).

Регионам сейчас непросто: им нужно повышать заработные платы бюджетникам в соответствии с президентскими указами, а доходы их растут не столь быстро. Баланс между доходами и расходами ухудшается и скорее всего будет ухудшаться в ближайшие годы.

Дополнительные ресурсы им нужны. Но каких-то заметных положительных последствий реализации предложенных Минфином мер в краткосрочной перспективе мы точно не ожидаем. Тем более, что самые ранние сроки реализации основных пунктов плана – II-III квартал 2013 года, многие рассчитаны на 2014 год. Какие-то реальные последствия если и удастся увидеть, то не раньше, чем через год-два».

Владимир Назаров, завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

«Есть два основных фактора увеличения заинтересованности региональных властей в экономическом развитии своих территорий: свободные выборы и закрепление за ними налоговых источников. Последнее в общем-то уже произведено, сильно больше за ними закреплять нечего. Остается только сделать, чтобы они больше боялись собственных избирателей, а не майских указов президента.

Те меры, которые есть в плане правительства, технически грамотные, вреда от них не будет. Но ожидать, что они переломят ситуацию на корню, и к нам повалят инвестиции, я бы не стал.

Степень неравенства уровней экономического развития регионов зависит от глобальных макроэкономических факторов. Их вес несопоставим с масштабом мер, предложенных в плане правительства. Понятное дело, что 10 млрд руб. никак не скажутся на выравнивании экономического потенциала регионов.

Есть объективные процессы, которые будут приводить к тому, что постепенно неравенство в развитии российских регионов будет нарастать, и снижаться только в кризисы. Это связано с демографическими процессами: население будет стягиваться в крупнейшие агломерации, уезжая из бесперспективных регионов и концентрируясь там, где жизнь более или менее налажена.

При экономическом кризисе, когда цены на нефть рухнут, произойдет постепенная деконцентрация финансовых потоков из Москвы в другие крупнейшие центры. Но конечно, не в глубинку. Правда, речь идет о перспективе в 30-40 лет».

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов

«Данные меры в любом случае должны быть полезны регионам. Однако в большей степени они носят технический характер и нацелены часто не на стимулирование органов власти к привлечению инвестиций, а на поощрение тех, кто уже отличился.

Реализация плана не приведет к усилению неравенства российских регионов по уровню социально-экономического развития, потому что многие мероприятия носят малозначимый или разовый характер: например, льготы по налогу на прибыль можно ввести только один раз. К тому же вряд ли одни и те же регионы будут премироваться из года в год. Минфин, как правило, устраивает ротацию «лауреатов».

Может быть, более эффективными были бы меры прямой поддержки: создание центров привлечения инвестиций, распространение лучшей практики, создание фондов поддержки мероприятий по привлечению в регионы инвесторов с предоставлением их госгарантий со стороны федерального центра.

Инвестор очень часто понимает, что любая смена губернатора может привести к кардинальному изменению экономической политики. Это особенно заметно было по Московской области. Это отпугивает инвесторов».


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Гость    01.04.2013
"Правительство так и не смогло придумать, как заставить регионы и муниципалитеты больше заботиться о привлечении инвесторов" - самый простой и очевидный путь: сократить число чиновников, у оставшихся конкретно порезать полномочия. Рука не поднимается?

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.