.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   MIT: индустриальная революция в США начнется с "креативного разрушения"
.

26 февраля 2013 года 17:10

MIT: индустриальная революция в США начнется с "креативного разрушения"

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Штаты лидируют в области производства высокотехнологичных продуктов, но могут сдать свои позиции: из-за кризиса и дисбалансов заводы закрываются, а рабочие и инженеры теряют квалификацию. Стране нужна индустриальная революция, которая начнется с создания новой промышленной экосистемы, считают исследователи Массачусетского технологического института
Бостон. 26 февраля. FINMARKET.RU - Закат промышленности в США начался около 40 лет назад: сначала американский автопром уступил пальму первенства японцам, потом страну наводнили дешевый китайский ширпотреб и произведенная в Юго-Восточной Азии электроника, и сегодня не ясно, сможет ли вообще когда-нибудь американская экономика конкурировать с дешевым азиатским производством.

Все в стране согласны, что США нужны новые рабочие места, но никто пока не понимает, откуда они появятся. Корпорации вроде Apple зарабатывают в США миллиарды долларов, но производят товары в развивающихся странах. В США создается множество стартапов, но производство технических новинок сразу уезжает за границу.

Эксперты Массачусетского технологического университета подготовили доклад о том, как нужно развивать инновации в промышленности США. Это только начало крупного проекта MIT, в рамках которого эксперты определят, какие инновации смогут вновь вдохнуть жизнь в американскую экономику. Для этого в 2010 году была создана группа из 20 профессоров MIT и многочисленных студентов.

У MIT есть опыт в таких делах: еще в 80-х годах эксперты института написали книгу Made in America, которая стала поводом для начала масштабных дебатов о будущем американской промышленности.

  • Исследование началось с проведения серии опросов, посвященных тому, как инновации внедряются в производство и экономику. Ученые опрашивали бизнесменов из разных стран-партнеров США, а также американских предпринимателей из разных штатов - от традиционных промышленных центров вроде Огайо до "новой промышленности" в Аризоне.
  • Всего было проведено 255 опросов, 178 из которых было сделано в США, 36 - в Китае, а 32 - в Германии.

Сегодня главный вывод исследователей таков - США нужно "креативное разрушение" - (термин знаменитого экономиста Йозефа Шумпетера) - обновление экономики и общества, которое разрушит существующий порядок вещей и создаст новый.

Как промышленный спад убивает экономику США

  • Доля США в мировом промышленном выпуске в целом в последние годы стабильна, но это связано с хорошими результатами отдельных секторов. При оценке этих секторов возможны значительные ошибки - очень сложно оценить вклад ввозимых из-за границы компонентов.
  • Торговый баланс США становится с каждым годом все хуже, даже в высокотехнологических отраслях ситуация ухудшается - товары с высокой добавленной стоимостью оказалось также выгодно производить за границей.
  • Пока выпуск сектора высоких технологий США самый высокий в мире: в 2010 году добавленная стоимость в нем составила $390 млрд. Но доля США на этом рынке снизилась с 34% в 1998 году до 28% в 2010 году. Другие страны активно развивают этот сектор промышленности.
  • Рост безработицы в последние 5 лет был связан, в первую очередь, со сокращением рабочих мест в промышленности. По мере восстановления экономики эти рабочие места возвращаются очень медленно.
  • После войны промышленность была важным социальным лифтом: люди со среднем образованием и ниже получали возможность хорошо заработать и попасть в средний класс. Сейчас зарплаты промышленных рабочих почти не растут.
  • От промышленности зависит и национальная оборона, ведь нужно разрабатывать новое оружие, а также производить сменные детали для поддержания работы существующего. При этом мелкие и средние поставщики исчезают одни за другим. Совершенно не известно, насколько американский оборонный комплекс зависит от поставок из-за рубежа.
  • Вся промышленность США просто испещрена дырами: фабрики пустуют, а силы и возможности, которые позволили бы создать новые компании, исчезли.

К нынешней ситуации во многом привел упадок крупных вертикально-интегрированных компаний, который начался в 1980е годы. Сейчас в США таких практически нет. Первое от чего стали избавляться компании - промышленные мощности, которые требовали значительных расходов. Apple, например, всю продукцию собирает в Китае, нет собственных производственных мощностей и у Dell.

Это привело к развитию системы контрактов и субконтрактов, образованию цепочек поставок в Азии. Но при этом стало причиной упадка экономики США. Вертикально-интегрированные корпорации спосособвовали развитию экономики США: у них были собственные институты, где обучались работники, у них были исследовательские центры, а также они способствовали производству социальных благ.

Кто в США способен генерировать инновации

Представителей американского бизнеса, можно разделить на несколько групп.

  • ТНК. Крупные американские транснациональные корпорации. Раньше их научно-исследовательские центры были сконцентрированы в США, теперь они проводят исследования и в других странах. Важны их стратегии создания инноваций и прототипов продуктов, развития производства и полной коммерциализации.
  • Старапы. В MIT использовали данные по компаниям, которые были созданы на основе инноваций, лицензии на которые были получены в самом институте с 1997 по 2007 год. Всего таких компаний 189, но в исследовании приняли участие 150 фирм.
  • Наибольшие проблемы эти компании испытывали в момент внедрения технологий в широкомасштабное производство - часто товары просто не могли быть произведены и дойти до покупателя. На стадии коммерциализации продукта компаниям было сложно найти себе финансирование, при этом на стадии разработок с венчурными инвестициями проблем не было. На этом этапе многие искали себе иностранного инвестора или уезжали за границу.
  • Малые и средние производственные компании. В этот список вошли компании, которые смогли удвоить свои доходы и увеличить численность персонала с 2004 по 2008 годы. Из них в MIT выбрали 3596 компаний с годовой выручкой более $5 млн и более, чем 20 сотрудниками. Эти компании кажутся достаточно жизнеспособными, более того, они уже хотя бы один раз уже смогли создать новый продукт. В исследовании участвовало 96 таких компаний.
  • В этом случае речь не идет о патентах или совершенно новых технологиях - технологических компаний в этой категории единиц. В этих предприятиях есть "скрытые инновации": процессы работы, структура организации и производства. Они помогают упростить процессы производства и сделать их более дешевыми.
  • Именно они занимаются внедрением технологий, разработанных в других секторах и иногда для других целей. Например, одна из компаний использует специальную легкую сталь, разработанную для строительства, при выполнении работ по оборонным контрактам.
  • Здесь заметна еще одна скрытая тенденция современной промышленности: компании продают товары, а затем сопутствующие услуги.
  • Характерный пример такой компании - Mass Tank in Middleboro из Массачусетса. Он изготавливает цистерны для воды, химикатов, продуктов и других, а затем проводит их инспекции на заводах. Кроме того, компания работает с пятью стартапами в Массачусетсе - они пытаются найти новый материал для изготовления цистерн.
  • Но и у этих компаний есть свои проблемы. Их ценность в опыте и навыках, но они полностью полагаются на свои ресурсы - это касается и финансов, и исследований и разработок.


В США хорошо представлен малый и средний бизнес


Проблемы этих компаний обостряют также нехватка квалифицированных рабочих на рынке труда. Согласно опросу 1000 производственных компаний, в среднем кандидата на рабочее место ищут 4 недели, однако у 20% компаний есть вакансии, которые они не могут закрыть по три месяца - на них приходится 5% от их рабочего штата. Проблема именно в навыках, которых просто нет в данном регионе - особенно острые проблемы испытывают мелкие компании, ищущие работников с специальными навыками.

Как работает инновационная промышленность Германии и Китая

Исследователи решили, что опыт инновационных компаний из этих стран может понять, почему американские инновационные компании никак не могут пробить себе дорогу к массовому покупателю.

  • В Германии инновации основаны на солидном фундаменте: промышленная специализация, долгосрочные отношения с клиентами, высокое качество рабочей силы и доступностью поставщиков. В Германии новые технологии создаются не старапами, как в США, а на базе уже существующих возможностей и опыта. Предприятия немецкого автопрома начали изготавливать модули для солнечных электростанций, а производители медицинской техники перешли к производству искусственных частей тела.
  • Если американские компании обычно могут рассчитывать только на себя, то немцы активно используют внешнюю среду - у них есть торговые ассоциации, научно-исследовательские объединения. Это среда позволяет компаниям активно сотрудничать друг с другом.
  • Китайским компаниям помогает дешевизна активов - дешевая земля, капитал, рабочая сила и недооцененная валюта. То, что помогло производителям одежды, помогает и производителям высокотехнологичных продуктов. Инвесторов привлекает внутренний рынок страны.
  • Кроме того, американских и европейских партнеров интересует опыт китайских компаний во внедрении инноваций в широкомасштабное производство. Эти навыки становятся все более зрелыми - китайцы предлагают на мировые рынки новые товары и вводят в производство новые технологии.

Промышленная экосистема спасет экономику США

  • Самая главная цель, которая стоит перед США, - это создание промышленной экосистемы, в рамках которой различные промышленные и исследовательские компании могли бы взаимодействовать.
  • При этом создание кластеров - то есть географически объединенной групп компаний одного сектора - может и не помочь. Слишком часто такие инициативы проваливаются. На самом деле, прирост уровня занятости и экономический рост создает более обширная промышленная инфраструктура, а не узкоспециализированные кластеры.
  • Такие структуры должны работать на нескольких ключевых принципах - координация усилий, снижение рисков и построение контактов между компаниями. Это как раз те самые общественные блага, которые рынок не способен создать самостоятельно.
  • Важна инициатива, которая позволила бы общественному институту и или госкомпании предоставить какой-либо ресурс во всеобщее пользование, но с учетом, что все внесут свою лепту в его развитие. Timken Company, производиетль подшипников и особой стали, пожертвовала все оборудование своей лаборатории Университету Акрона - сейчас ученые и студенты ведут разработку нескольких многообещающих технологий.
  • Еще один пример - программа, которая действует в Нью-Йорке для производителей полупроводников. Студенты местного института могут работать на дорогом оборудовании и обучаться, а работодатели получают новых сотрудников в будущем, а также результаты исследований.
  • Многие маленькие компании самостоятельно не могут нести издержки, связанные с коммерциализацией их технологий - им нужны торговые ассоциации, которые предоставили бы им гарантии и застраховали их риски.
  • Такие ассоциации также будут служить базой контактов компаний друг с другом, что будет способствовать передаче новых технологий. Вместе компании могли бы решиться на инвестиции в новые многообещающие технологии, например, в 3D-принтеры.


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.