.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   МВФ: возраст выхода на пенсию в России должен быть повышен
.

14 августа 2012 года 09:00

МВФ: возраст выхода на пенсию в России должен быть повышен

 1  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Эксперты Международного валютного фонда уверены, что без структурной реформы российская пенсионная система утопит бюджет и похоронит макроэкономическую стабильность
Москва. 14 августа. FINMARKET.RU - Российское правительство тонет в пенсионной реформе: чиновники спорят и ждут, что арбитром в споре станет Кремль. Экономисты МВФ решили внести свой вклад в эту эпическую дискуссию.

В специальном докладе, посвященном проблемам российской пенсионной системы, они призывают правительство как можно быстрее провести пенсионную реформу, чтобы снизить зависимость бюджета от нефтяных цен и предотвратить рост расходов из-за постепенно стареющего населения России.

В МВФ настаивают на одной из самых непопулярных ныне идей - на повышении пенсионного возраста. К 2050 году его нужно увеличить до 65 лет для обоих полов, иначе расходы на пенсионные выплаты могут составить к этому году вырастут около 16% ВВП. Российский бюджет точно не справится с такими нагрузками. Фактически, повышение пенсионного возраста - это единственно возможный способ создать стабильную и работающую пенсионную систему в России.

Не пенсионная система, а одни сплошные проблемы

В российской пенсионной системе сейчас больше недостатков, чем достоинств, уверены в МВФ. Выдержать давление стареющего населения, да еще и в условиях нестабильных цен на нефть она не сможет.

  • В России один из самых низких пенсионных возрастов в мире - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В развитых странах средний пенсионный возраст составляет 64 года для мужчин и 63 года для женщин, а в развивающихся странах - 61 год для мужчин и 58 лет для женщин.
  • Но многие выходят на пенсию намного раньше. Средний эффективный возраст выхода на пенсию для женщин составляет 52-54 года, а для мужчин - 54-58 лет. Примерно 30% пенсионеров выходят на пенсию досрочно. У россиян слишком много возможностей досрочно выйти на пенсию.
  • В отличие от других развивающихся стран в России все население покрывается пенсионной системой. В Азии пенсию получает лишь четверть пенсионеров, а в Латинской Америке -60%.
  • Система индексации пенсий довольно сложна: базовая часть пенсии индексируется так же, как страховая, соответственно среднему росту зарплат, но не более, чем на величину роста доходов Пенсионного фонда. Если инфляция превышает 6%, то есть возможность проиндексировать пенсии заранее в течение года. Если власти хотят увеличить пенсии на большую сумму, то это требует дальнейших согласований.
  • Есть недостатки и в системе выплаты страховой части пенсии: она идет на индивидуальный счет в ПФР. Выплаты происходят так: когда человек выходит на пенсию, его накопления делятся на 216 месяцев - предполагается, что человек будет получать пенсию в течение 18 лет. С 2013 году накопления будут делится на 228 месяцев, или 19 лет. В других развитых странах система устроена по-другому: когда человек подает заявление на пенсию, его накопления делятся на тот возраст дожития, который актуален на момент подачи заявки. Это автоматически стабилизирует систему в условиях старения населения. Но в России такого стабилизатора нет.
  • Есть нарекания и к накопительной части пенсии: 85% активов пенсионной системы сейчас находятся в ПФР и управляются Внешэконобанком.
  • Эти недостатки делают российскую пенсионную систему слишком дорогой - сегодня на пенсионные выплаты уходит в год около 9% ВВП. 30% из них уходит на базовую пенсию, 60% - на страховую, а еще 10% - на различные пособия. По доле расходов Россия гораздо ближе к Западной и Восточной Европе, чем к развивающимся странам.

    При этом выплаты за последний год выросли на 3,5% ВВП. Это связано с ростом расходов пенсионной системы. С 2007 по 2010 годы отношений пенсий и пособий к средней зарплате выросло с 27,4% до 40%.


    Россия приблизилась к общемировой норме замещения


    Расходы пенсионную систему росли, растут и будут расти

    • Продолжительность жизни в России увеличится в 2010-2050 года на 4 года - так же, как и в других странах Восточной Европы. Если рост экономики будет достаточно быстрым, то продолжительность жизни вырастет быстрее. Это создаст проблемы с учетом низкого возраста выхода на пенсию.
    • В 2005-2010 годах количество детей на одну женщину составило 1,4 , это соотношение в России как и в других странах Восточной Европы немного вырастет к середине века - до 1,8. Однако это все еще меньше естественного коэффициента воспроизводства населения в 2,1.


    Россияне будут стареть так же быстро, как европейцы


    • В результате отношение количества россиян старше 65 лет к количеству граждан в трудоспособном возрасте к середине века удвоится - с 18% в 2010 году до 36% в 2050 году. Население будет стареть примерно теми же темпами, что в развитых странах, где соотношение вырастет с 23% до 46% в этот же период.


    Демографическая нагрузка на экономику будет расти


    • 23% консолидированного бюджета страны уже уходит на выплату пенсий - это соответствует среднему значению для стран Восточной Европы и чуть выше 20% для развитых экономики. Для развивающихся стран этот показатель составляет лишь 13%.
    • К 2030 году расходы вырастут с 9% ВВП до 12% ВВП, а к 2050 году до 16% ВВП. Выплаты вырастут на 105% ВВП 2010 года.
    • Для сравнения, в развивающейся Европе расходы до 2030 года вряд ли изменятся и останутся на уровне 9% ВВП, а к 2050 году вырастут до 11% ВВП. Это связано с уже проведенными в этих странах реформами.


    К 2050 году пенсионные расходы вырастут в два раза


    Нужно повышать пенсионный возраст

    Справится с ростом выплат в рамках пенсионной системы можно тремя основными способами. Но это чистая теория, в реальности России подходит только повышение пенсионного возраста.

    Способ 1. Платить меньше. Правительство может сдержать рост расходов, сократив коэффициент замещения, то есть отношение пенсии к средней зарплате. Это произойдет само собой, если нынешняя система не будет изменена. Индексация выплат ограничена темпами роста доходов ПФР, а они неминуемо снизятся из роста числа пенсионеров и сокращения населения в трудоспособном возрасте. Однако это будет неприемлемо с социальной точки зрения.

    Способ 2. Повысить пенсионный возраст. Помимо снижения пенсионных расходов, эта реформа позволит ускорить рост экономики: вырастет занятость и потребление.

    • В России эта мера крайне непопулярна - обычно люди ссылаются на небольшую продолжительность жизни мужчин на пенсии. В среднем продолжительность жизни в России будет увеличиваться на 1 год в каждое десятилетие - настолько можно увеличить и пенсионный возраст.
    • Для начала нужно уровнять пенсионный возраст для мужчин и женщин, например, на уровне 60 лет. В России пенсионный возраст для женщин довольно низкий особенно в сочетание с более длительной продолжительностью жизни у женщин, чем у мужчин.
    • Однако в долгосрочной перспективе и это не сбалансирует российскую пенсионную систему. C 2030 года пенсионные расходы вновь начнут расти с 9 до 11,5% ВВП.
    • Чтобы избежать этого, пенсионный возраст надо будет поднимать на 1 год в десятилетие до 65 лет к 2050 году - в соответствие с ростом продолжительности жизни. В этом случае пенсионные расходы будут лишь немного выше уровня 2010 года.
    • Такую реформу должны дополнить ограничения раннего выхода на пенсию: женщины не смогут выйти на пенсию раньше 55 лет, а мужчины - раньше 60 лет. В этом случае пенсионные расходы снизились бы еще на 0,5% ВВП между 2030 и 2050 годами.


    Повышение пенсионного возраста решит все проблемы России


    Способ 3. Увеличить доходы ПФР. Можно было увеличить страховые взносы с 22% сейчас до 30% к 2030 году и до 40% к 2050 году. Однако это будет намного выше, чем отчисления в других странах, где они обычно ниже 30%. К тому же это станет шоком для бизнеса, рынка труда и вряд ли вызовет поддержку в правительстве.

      Бухгалтерский подход к реформе

      Несмотря на рекомендации экспертов МВФ и экспертов, готовивших обновленную версию "Стратегии 2020", правительство пока смотрит совсем в другую сторону. Сегодня самый обсуждаемый в российском Белом доме вариант реформы по-сути сводится к механическому перераспределению части пенсионных выплат, за счет которого чиновники хотят снизить нагрузку на бюджет в краткосрочной перспективе.

      Минтруд предложил, фактически, отменить с 2013 года накопительную часть пенсии, сохранив на нынешнем уровне размеры пенсионных выплат. Разница как раз и должна покрыть растущий дефицит Пенсионного фонда и уменьшить размер бюджетного трансферта в ПФР.

      Против идеи Минтруда уже высказались Минфин, Минэкономразвития, помощник президента Владимира Путина и экс-глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и глава Сбербанка Герман Греф.



    Опубликовано Финмаркет
     


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
    Stas    14.08.2012
    Возраст дожития для мужчин превосходит среднюю продолжительность жизни на 15 лет. Это абсолютный рекорд. Может быть увеличить еще лет на 10?

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .