.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Путин расскажет про то, как избежать деградации
.

16 апреля 2012 года 13:44

Путин расскажет про то, как избежать деградации

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Минфин написал вновь избранному президенту тезисы программной речи. Путин должен объявить о возвращении к сбережению нефтегазовых доходов в Резервном фонде и фиксированном дефиците бюджета
Москва. 16 апреля. FINMARKET.RU - Во вторник премьер Владимир Путин должен выступить на ежегодной коллегии Минфина. В распоряжении "Финмаркета" оказались тезисы его программного доклада, министерством финансов же и подготовленные.

Минфин предлагает премьеру публично объявить о возвращении к ограничению использования нефтегазовых доходов, которые теперь вновь - как до кризиса - будут направляться в Резервный фонд. Но уже по новым правилам - на основе расчета средней цены на нефть за 10 лет: все, что будет получено при цене свыше рассчитанной базы, потратить на текущие нужды будет нельзя. Это должно завершить спор Минфина с Минэкономразвития, которое выступает против такой системы, полагая, что так стране не хватит денег на развитие.

Сбалансированная бюджетная политика должна стать главным ответом на внешние и внутренние вызовы, с которыми Россия столкнется в ближайшие годы, предлагает объявить избранному президенту Минфин. Контроль за расходованием средств должен помочь стране избежать деградации.

Тезисы доклада Путина по версии Минфина:

Переживаемый мировой экономикой с 2008 года кризис, возможно, и является реальным началом XXI века, непростым, болезненным и рискованным, но неизбежным переходом к качественно новой модели развития.

Для России 2000-е годы оказались успешными. В 2010-е перед страной встала не имевшая аналогов стратегическая задача: ответить на вызовы нового века, заложив основу для достойного позиционирования России в динамично развивающемся мире.

Пять главных внешних вызовов для России:

1. Глобализация. Она проявляется в обострении межстрановой конкуренции, росте открытости рынков, высокой мобильности труда и инвестиций, усилении рисков внешних шоков. Национальные экономики должны все время адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и тенденциям.

2. Постмодернизация. Ускорение инновационных циклов, разделение стран на генерирующие и потребляющие инновации с резким ростом преимущества первых и рисков технологической деградации для вторых.

3. "Гуманизация". Формирование экономики знаний, нового понимания образования - растущих требований к квалификации, переход от модели роста потребления к модели самореализации.

4. Информатизация, означающая многократное возрастание объема и скорости обращения информации, наглядные проявления как рисков, так и преимуществ Интернета, рост зависимости экономики от коммуникаций, систем связи и обработки информации.

5. Экологизация, ограничивающая экстенсивное развитие в условиях истощения ресурсов, внедрения "зеленых" технологий, ужесточения экологических стандартов.

Но это не все. Российская экономика столкнется еще и с внутренними, страновыми ограничениями, их список выглядит так:

  • "Сырьевая экономика" - специализация на низкотехнологичной добыче сырья, низкая диверсификация экономики, зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
  • Неблагоприятные демографические тенденции - рост демографической нагрузки на работающее население, низкая рождаемость, снижение численности населения.
  • Социальное расслоение - высокий уровень бедности, дифференциация доходов, медленный рост среднего класса, недостаток "социальных лифтов", способных поднять талантливых людей в иерархии общества.
  • "Теневая" и "офшорная" экономика.
  • Региональные диспропорции - сверхконцентрация экономической активности в отдельных центрах, наличие слаборазвитых и депрессивных регионов, моногородов, высокие транспортные издержки и ограничения.

Исходя из этих вызовов и проблем финансово-экономическая политика страны должна ориентироваться на решение следующих задач:

Макроэкономическая стабильность. Снижение инфляции, предотвращение скачков валютного курса, поддержание достаточных золотовалютных резервов.

Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы. Восстановление и соблюдение правил использования нефтегазовых доходов, накопление резервов при высоких ценах на нефть.

Прежде всего, нужно вернуться к бюджетным правилам, доказавшим свою эффективность во время финансового кризиса. "Финмаркет" подробно писал об этом предложении Минфина.

Новые бюджетные правила нужно ввести уже со следующего бюджетного цикла с переходным периодом до 2016 года.

По предложениям Минфина, новый вариант бюджетных правил может быть основан на использовании базовой цены на нефть, рассчитываемой как средняя за последние 10 лет или за три года в случае ее существенного падения или повышения.

Если цена на нефть превышает базовую, избыток нефтегазовых доходов будет направляться на пополнение Резервного фонда. После достижения Резервным фондом предельной величины (7% ВВП) не менее половины нефтегазовых доходов будут сберегаться в Фонде национального благосостояния, а оставшиеся средства - направляться на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов.

Дефицит федерального бюджета при этом предлагается ограничить 1% ВВП, а дефицит без учета нефтегазовых доходов - существенно снизить - с нынешних почти 11% ВВП к 2020 году до 8,1% ВВП.

Таким образом, предельный объем расходов федерального бюджета будет определяться доходами при базовой цене на нефть, чистыми заимствованиями в пределах ограничения дефицита бюджета и поступлениями от приватизации, масштабы которых могут существенно возрасти.

Повышение качества менеджмента и укрепление бюджетной дисциплины. Бюджетный кодекс действует 14 лет, но "иногда кажется, что планирование затрат некоторых министерств не подчиняется никаким законам".

Средства должны использоваться равномерно, а дополнительные бюджетные ассигнования - в полном объеме.

Нужно ужесточить подход к рассмотрению предложений о дополнительных расходах текущего года. Все новые решения и поручения должны проходить через бюджетную комиссию.

Создание стимула для предпринимательства, инвестиций и инноваций. В том числе защита прав собственности, приватизация, интеграция в глобальные и региональные рынки, ликвидация избыточного государственного регулирования, стабильность налогов, защита конкуренции, стимулы для повышения энергоэффективности, развития "зеленых" технологий.

Развитие финансовых рынков. Стимулирование сбережений, в том числе добровольных пенсионных накоплений, надежность банковской системы, доступность кредитов, повышение финансовой грамотности населения, снижение безналичного оборота и развитие безналичных платежей.

Обеспечение занятости и регулирование рынка труда. Создание современных рабочих мест, переподготовка кадров, сокращение "теневой" занятости и нелегальной иммиграции.

Развитие инфраструктуры. Развитие транспортных, энергетических, коммуникационных и коммунальных систем, в том числе на принципах частно-государственного партнерства.

Усиление адресности социальной поддержки. Внедрение критериев нуждаемости, сокращение "категориальных" льгот, предотвращение иждивенчества.

Инвестиции в человека. Повышение доступности и качества образования, гарантии бесплатного образования и здравоохранения, конкурентоспособная оплата труда в отраслях социальной сферы.

Обеспечение сбалансированности и устойчивости пенсионной системы. Доходы, полученные от уплаты страховых взносов, должны в полном объеме покрывать расходы на выплату пенсий.

Финансово-экономическая децентрализация. Будет увеличен порог, в пределах которого регионы могут устанавливать ставки налога на имущество.

Необходимо принять окончательное решение о введении налога на недвижимость, исчисляемого на основе кадастровой стоимости.

С 2013 года будет введена патентная система налогообложения индивидуальных предпринимателей, 90% поступлений от нового спецрежима должно зачисляться в муниципальные бюджеты.

Необходима оптимизация расходных обязательств регионов и их концентрация на ключевых социально-экономических направлениях. Должна быть упорядочена процедура обращений руководителей регионов о дополнительных ассигнованиях из федерального бюджета.

Задачи региональных и муниципальных властей - консервативное бюджетное планирование, недопущение необоснованного роста расходов, "жизнь по средствам".

Неплатежеспособность субъекта РФ по своим долгам следует рассматривать как основание для отставки главы региона.


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.