.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
главная страница
Главная  /  Ритейл в России: кризис переживут не все
.
 
 
 
 
11 апреля 2008 года 09:16

Ритейл в России: кризис переживут не все

Крупнейшие розничные сети страны по итогам прошлого года увеличили свой оборот на 25-220 проц. и росли гораздо быстрее рынка. Состав первой пятерки лидеров российского ритейла не изменился, хотя в рейтинге произошли подвижки. Вместе с тем из-за мирового кризиса увеличились долги компаний и теперь, уверены эксперты, выжить смогут только сильнейшие игроки.

Топ-50 российских ритейлеров 2007 года составил "Коммерсант". На первой строчке в нем, как и годом ранее, "Х5 Ритейл групп" (сети "Пятерочка, "Перекресток", "Меркадо"), чья годовая выручка достигла почти 5,3 млрд долл. На вторую позицию с четвертой переместилась Metro Group (магазины Metro Cash & Carry, Real, Media Markt), заработавшая 4,8 млрд долл. На третьем месте - "Эльдорадо" ("Эльдорадо", ЭТО, "Элетроплаза") с 4,6 млрд долл. Проблемы с налоговыми и правоохранительными органами начались у компании в этом году, а в прошлом ей удалось подняться в рейтинге на две позиции. На четвертую сроку опустился краснодарский "Магнит", наторговавший менее чем на 3,7 млрд долл. Более других ухудшил свое положение в Топ-50 ТД "Евросеть", переместившийся со второй строки на пятую - его годовая выручка составила 3,4 млрд долл.

Добавим, что в первой пятерке большинство ритейлеров занимаются продуктами питания. Согласно исследованиям, отечественные инвесторы считают продовольственный сегмент наиболее перспективным (в его пользу высказываются 61 проц. участников опроса). При этом иностранцы предпочитают вкладывать деньги в магазины стройматериалов и товаров для ремонта (50 проц.).

Как отмечает "Коммерсант", в 2007 году крупнейшие ритейлеры росли быстрее рынка. Так, оборот розничной торговли в России увеличился на 15,2 проц. (продовольственный рынок - на 12,3 проц., непродовольственный - на 17,6 проц.). В это же время ритейлеры прибавили 25-220 проц. Но вместе с выручкой росла и долговая нагрузка торговых сетей. Причем у многих она достигла критического уровня в самый неподходящий момент: из-за мирового финансового кризиса банки сократили лимиты по кредитам, лишив сети возможности рефинансировать займы.

Несколько лет подряд кредитные организации охотно давали деньги на розничную торговлю, но сейчас банкиры повышают кредитные ставки, стараются выбирать заемщиков с меньшей долговой нагрузкой и предпочитают работать с крупными сетями. Так, для компании "Белый ветер Цифровой" ставки по рублевым кредитам выросли с 9-10 проц. годовых в 2007 году до 11-12 проц. в 2008 году, к концу года ожидается очередное повышение еще на 1 процентный пункт. Что касается менее крупных участников рынка, то для них стоимость заимствований иногда доходит до 25 проц. годовых. Как считает портфельный управляющий "ДВ-инвестментс" Дмитрий Дудкин, кризис ликвидности стал для ритейла своеобразным фильтром: кто не сможет выжить обанкротится или продаст бизнес, останутся только сильные игроки.

Но даже сети "первого эшелона" иногда, чтобы привлечь деньги, вынуждены продавать свои активы. Одной из крупнейших сделок стала продажа сети "Дикси" Олега Леонова группе "Меркурий" в декабре 2007 года. Владельцы холдинга "Марта" Георгий Трефилов и Борис Васильев предложили выкупить сеть "Гроссмарт" своему партнеру по проекту Billa немецкой Rewe Group. Сделка должна закрыться не позже осени 2008 года, но может не состояться, так как Rewe требует от "Марты" погашения хотя бы облигационных займов. Высокий долг и ограниченные возможности его рефинансирования заставили также владельцев "Копейки", "Патэрсона", "Самохвала", "Матрицы", "Купца" и "Кировского" задуматься о полной или частичной продаже бизнеса они уже наняли финансовых консультантов для организации соответствующих сделок. Некоторые сети решили распродать часть торговой недвижимости. Эту возможность рассматривают, например, те же "Копейка", "Самохвал", "Патэрсон" и крупнейший сибирский ритейлер "Холидей Классик". Среди тех, кто мог бы выкупить недвижимость отечественных магазинов, специалисты называют ПИФы "Ренессанс Капитала" и "Тройки Диалог". Сотовые ритейлеры в условиях кризиса начали сокращать издержки на маркетинг и персонал и закрывать убыточные салоны.

Между тем трудности российских ритейлеров только на руку западным ритейлерам и инвесткомпаниям, которые с нетерпением ждут снижения расценок на российском рынке. Если раньше небольшие региональные сети могли продать свой бизнес за 0,8-1 годовой выручки, то сейчас средний мультипликатор составляет 0,5-0,7. Плачевное же финансовое положение многих отечественных торговцев делает их более податливыми в переговорах с западными игроками.

Опубликовано /Финмаркет/
 
 

 

.